Социально-экономическая статистика

Показатели конечного потребления

Конечное потребление группируется по принципу «кто фи­нансирует расходы» и включает:

• расходы на конечное потребление домашних хозяйств;

• расходы на конечное потребление общего государственного управления;

• расходы на конечное потребление некоммерческих органи­заций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:

• покупки потребительских товаров (кроме домов и квартир) в частной (кроме городских рынков), кооперативной и государствен­ной торговле;

• покупки потребительских товаров на городском рынке;

• покупки потребительских услуг и услуги, произведенные до­машними хозяйствами для собственного потребления;

• товары, произведенные домашними хозяйствами для соб­ственного конечного потребления;

• товары, полученные домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда.

Розничный товарооборот является основным источником по­купки потребительских товаров домашними хозяйствами. Общая сумма розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, оборот потребительской кооперации и продажу кооперативами и малыми предприятиями, берется по данным статистики торговли и услуг из итогов разработ­ки годовых отчетов розничной торговли. Из товарной структуры розничного товарооборота исключаются стоимость потребленных продуктов питания и наценка в общественном питании и добав - ляется в полном объеме выпуск «общественного питания». Такая корректировка связана с изменением счета выпуска обществен­ного питания, т. е. выпуск считается не по принципу торгового наложения (как в балансе народного хозяйства), а с учетом сто­имости потребленных продуктов питания.

В соответствии с методикой исчисления расходов на конечное потребление домашних хозяйств из данных розничной торговли исключаются:

а) покупки товаров предприятиями, организациями и учреж­дениями (мелкооптовый оборот);

б) стоимость товаров, купленных домашними хозяйствами для производственного потребления (покупки средств производства в розничной торговле);

в) стоимость драгоценных металлов, камней, ювелирных из­делий из них, произведений искусства, купленных домашними хозяйствами.

Кроме того, необходимо отметить, что потребление товаров и услуг, полученных военнослужащими в натуральной форме в ка­честве оплаты труда (обмундирование и др.), в расходы на конеч­ное потребление домашних хозяйств не включается, а относится к промежуточному потреблению отрасли «Управление».

Наряду с данными о товарообороте источниками информации для расчетов расходов на конечное потребление домашних хозяйств являются также данные обследований бюджетов домашних хозяйств, показатели баланса денежных доходов и расходов населения.

Расходы домашних хозяйств на покупку потребительских ус­луг определяются по данным баланса денежных доходов и расхо­дов населения.

К потребительским товарам, приобретенным домашними хо­зяйствами на рынке, относятся в основном сельскохозяйственные продукты, продукты из сельскохозяйственного сырья (масло, вино), продукты лесопользования, рыболовства, охоты и др. Источники информации — натурально-стоимостные балансы, бюджетные обследования домашних хозяйств. Эти же источники информации используются в расчетах стоимости продуктов, произведенных в подсобных хозяйствах населения для собственного потребления, а также при определении размеров натуральной оплаты труда.

Основной источник информации, используемый при опреде­лении расходов на конечное потребление учреждений общего го­сударственного управления, — государственный бюджет (данные об исполнении государственного бюджета).

Расходы на конечное потребление общего государственного уп­равления состоят из расходов на потребительские товары, использу­емые как для индивидуального, так и для коллективного потребле­ния. К сектору общего государственного управления относятся организации, финансируемые за счет средств государственного бюд­жета и средств внебюджетных фондов социального страхования.

Расходы на конечное потребление учреждений общего госу­дарственного управления включают:

• стоимость нерыночных услуг, оказываемых этими учрежде­ниями для индивидуального и коллективного потребления;

• стоимость потребительских товаров и услуг, купленных ука­занными учреждениями для бесплатной (или по пониженным це­нам) передачи домашним хозяйствам в соответствии с програм­мой социального страхования и социальной помощи.

Расходы государственных бюджетных организаций, оказываю­щих индивидуальные услуги, частично оплачиваются населением (платежи в финансируемые из бюджета санатории, дома отдыха, пансионаты, детские дошкольные учреждения, школы - интернаты, спецшколы) и относятся к рыночным услугам. Поскольку расхо­ды на конечное потребление общего государственного управле­ния (как индивидуальное, так и коллективное потребление) вклю­чают только расходы, связанные с оказанием нерыночных услуг, то из общего объема услуг, оказываемых бюджетными организация­ми, рыночные услуги вычитаются. Если жилищное хозяйство, нахо­дящееся в собственности бюджетных организаций, предоставляет услуги бесплатно или по сниженным ценам, то стоимость этих услуг в сумме, не покрываемой квартирной платой, относится к расходам на конечное потребление общего государственного управления.

Коллективные потребительские услуги — это услуги, предостав­ляемые всем членам общества. Их потребление носит пассивный характер и не зависит от согласия заинтересованного индивидуума. Согласно Классификатору функций государственных органов (КФГО) к учреждениям общего государственного управления, оказывающим услуги коллективного характера, относятся:

• государственные органы общего назначения, обеспечиваю­щие порядок и безопасность, а также формирование и осуществ­ление государственной политики;

• органы управления обороной и Вооруженные Силы;

• органы науки и научного обслуживания;

• Центральный банк;

• дорожное хозяйство;

• предприятия по обслуживанию сельского хозяйства;

• прочие предприятия, оказывающие другие экономические услуги обществу.

Государственные расходы (в части содержания и ремонта дорог, мостов, туннелей, уличного освещения) частично оплачиваются пу­тем взимания сборов с предприятий, т. е. на рыночной основе. Не­смотря на это, по практическим соображениям их отнесли в полном объеме к расходам учреждений общего государственного управле­ния, оказывающим коллективные услуги. Другие виды услуг, оказы­ваемые учреждениями общего государственного управления, кото­рые частично оплачиваются, уменьшаются на объем рыночных услуг.

Расходы государственных учреждений на покупки товаров и услуг (социальные пособия в натуре) для передачи домашним хо­зяйствам включают:

• расходы на приобретение учебников для учащихся;

• расходы на оплату транспортных средств для инвалидов (ав­томобили, мотоколяски и др.);

• расходы на протезирование;

• возмещение расходов инвалидам (на ремонт автомобилей и мотоколясок, покупку бензина);

• стоимость бесплатных (или по сниженным ценам) медика­ментов и др.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организа­ций, обслуживающих домашние хозяйства, включают:

• стоимость нерыночных услуг, оказываемых домашним хозяй­ствам этими организациями (политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие аналогичные организации, религи­озные организации, добровольные общества, благотворительные организации и др.);

• стоимость товаров и услуг, купленных некоммерческими орга­низациями для передачи домашним хозяйствам;

• стоимость услуг социально-культурного характера, бесплатно оказываемых предприятиями и организациями своим работникам.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организа­ций, обслуживающих домашние хозяйства, условно относятся к индивидуальному потреблению. Надо иметь в виду также, что расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, по аналогии с расходами на конечное потребление общего государственного управления включают целиком свою собственную продукцию, точнее, выпуск (за минусом платных услуг) соответственно отрасли «Обществен­ные объединения» и услуги других отраслей сферы нематериаль­ных услуг — жилищного хозяйства, здравоохранения, физичес­кой культуры и спорта, социального обеспечения, народного об­разования, потребляемые некоммерческими организациями.

Основные источники информации для расчета расходов на конечное потребление общего государственного управления — исполнение федерального и территориального бюджетов; по рас­четам расходов на конечное потребление некоммерческих орга­низаций, обслуживающих домашние хозяйства, — отраслевая спе­циализированная бухгалтерская и статистическая отчетность.

Показатели валового накопления — следующее важнейшее направление конечного использования ВВП.

Главные из них:

а) валовое накопление основного капитала;

б) изменение запасов материальных оборотных средств;

в) чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала определяется на ва­ловой основе, т. е. до вычета потребления основного капитала (од­нако выбытие основных фондов учитывается).

В межотраслевом балансе также правильно говорить о вало­вом накоплении как одной из характеристик конечного исполь­зования валового выпуска или ресурсов данного года.

Валовое накопление основного капитала охватывает прежде всего капитальные вложения, т. е. затраты на воспроизводство основных фондов, рассматриваемые в капитальных вложениях (стоимость вве­денных в действие основных фондов, затраты на эксплуатационное бурение, затраты на проектно-изыскательские работы, затраты капи­тального характера на улучшение земель, выращивание многолетних насаждений, незавершенное строительство, оплаченное заказчиком, и др.). Дополнительно сюда включаются элементы воспроизводства основных фондов, в практике не рассматриваемых в составе капи­тальных вложений. Это прирост стоимости скота основного стада, затраты на капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвен­таря, книг для библиотек бюджетными организациями.

Относительно недавно в накоплении основного капитала ста­ли рассчитываться затраты на геологоразведочные работы, вклю­чая глубокое разведочное бурение, затраты на создание и приоб­ретение программного обеспечения ЭВМ. Здесь также должны учитываться стоимость оригиналов литературных и художествен­ных произведений (фильмы, звукозаписи, рукописи и т. п., явля­ющиеся основой для тиражирования, театральных постановок, радио - и телевизионных программ и др.) и расходы в связи с пе­редачей прав собственности на землю, основной капитал и нема­териальные нефинансовые активы.

В состав валового накопления основного капитала не включаются:

• мелкий инструмент, рабочая одежда, запасные части, мало­ценное оборудование, даже если они служат более года (относят­ся к промежуточному потреблению);

• потребительские товары длительного пользования, куплен­ные домашними хозяйствами для своих нужд (относятся к расхо­дам на конечное потребление домашних хозяйств);

• приобретение военной техники (относится к промежуточно­му потреблению органов общего государственного управления);

• земля, полезные ископаемые, естественные леса и др.

Оценка валового накопления в части купленных основных

фондов проводится по ценам покупателей с включением налога на добавленную стоимость; в части основных фондов, произве­денных хозяйственным способом (здания, сооружения и т. д.), — в основных ценах. Исходная информационная база для расчетов — статистика капитального строительства (формы о вводе в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вло­жений, о вводе в действие индивидуальных жилых домов) и ста­тистика основных фондов (формы о наличии и движении основ­ных средств и амортизационного фонда, наличии и движении основных средств), ведомственная статистика.

В составе изменения запасов материальных оборотных средств учитывается прирост (или уменьшение):

• производственных запасов (топлива, сырья, основных мате­риалов и покупных полуфабрикатов и др.);

• незавершенного производства;

• готовой продукции у производителей;

• товаров для перепродажи у предприятий торговли, загото­вок, материально-технического снабжения;

• государственного материального резерва.

Досточно сложной методологической и информационной про­блемой является оценка отдельных компонентов изменения запа­сов материальных оборотных средств. Кроме того, при расчете показателя необходимо исключить доход (или убыток), который возникает в результате изменения их стоимости в связи с измене­нием цен в период нахождения запасов на складах предприятий (до момента использования в производственном процессе). В слу­чаях, когда расчет ведется с использованием натуральных показа­телей с их последующей оценкой, рекомендуется прирост запасов оценивать по среднегодовым ценам.

Полная информация о запасах материальных оборотных средств может быть получена только на основании единовременного об­следования отраслей экономики. Для ориентировочных оценок можно использовать разработки данных о нормируемых матери­альных оборотных средствах по их видам в разрезе отраслей про­мышленности, выделяемых в форме сводной отчетности, данных форм, учитывающих остатки и расход материалов, топлива, сбор и использование отработанных нефтепродуктов и др. Использу­ются также натуральные балансы и экспертные оценки.

Чистое приобретение ценностей — это покупки (за вычетом выбытия) дорогостоящих товаров длительного пользования, сто­имость которых не уменьшается с течением времени и которые не используются в производстве (драгоценные металлы, камни, ювелирные изделия из них, произведения искусства и др.). До недавнего времени такие ценности рассматривались в потреби­тельских расходах домашних хозяйств (населения). Источник ин­формации — данные розничного товарооборота.

Квадрант III МОБ СНС отражает стоимостной состав компо­нентов ВВП. Он показывает распределение по отраслям первич­ных доходов, полученных институциональными единицами-ре- зидентами в результате непосредственного участия в процессе производства. Первичные доходы — это доходы, получаемые ин­ституционными единицами в связи с участием их в процессе про­изводства (оплата труда, налоги на производство и импорт, при­быль, смешанные доходы) или владением активами (доходы от собственности), которые могут быть использованы в производ­стве. Они выплачиваются из добавленной стоимости, создавае­мой в производстве. Отметим, что в МОБ СНС доходы от соб­ственности не отражаются.

Стоимостной состав компонентов ВВП в МОБ СНС опреде­ляется по следующей схеме.

1. Заработная плата.

2. Фактические отчисления работодателей на социальное стра­хование.

3. Условно-исчисленные отчисления работодателей на соци­альное страхование.

4. Оплата труда наемных работников — ИТОГО (1 + 2 + 3).

5. Другие налоги на производство.

6. Другие субсидии на производство (—).

7. Чистая прибыль.

8. Чистый смешанный доход.

9. Потребление основного капитала.

10. Валовая добавленная стоимость (в основных ценах) — ИТО­ГО (4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9).

11. Налоги на продукты (невычитаемый налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импорт, экспорт и др.).

12. Субсидии на продукты — ИТОГО (10 + 11 — 12).

По итогу определяется величина ВВП, отличающаяся от вало­вой добавленной стоимости на размеры чистых налогов на про­дукты (налогов на продукты за вычетом субсидий на продукты). Добавленная стоимость по «чистым» отраслям определяется раз­ницей между выпуском и промежуточным потреблением отрасли.

Одна из стоимостных составляющих валовой добавленной сто­имости — оплата труда наемных работников. Она представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, кото­рое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в рассматриваемом периоде.

Показатели «другие налоги на производство» и «другие субси­дии на производство» необходимы при формировании основных цен применительно к валовой добавленной стоимости. Другие налоги на производство — это налоги, которыми облагаются ин­ституциональные единицы в результате их участия в производ­стве, и которые уплачиваются за пользование факторов произ­водства или за осуществление определенных видов деятельности или операций (платежи за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.).

Другие субсидии на производство — это субсидии, которые получают институциональные единицы-резиденты вследствие их участия в производстве. Например, возмещение сельскохозяйствен­ным производителям стоимости приобретенной сельскохозяйствен­ной техники, компенсация им затрат на энергоресурсы относятся к отрасли «Сельское хозяйство», затраты на конверсию военного производства (в части текущих расходов) — условно к отрасли «Машиностроение и металлообработка».

Чистая прибыль и чистый смешанный доход определяются сальдовым методом, когда из валовой добавленной стоимости (по соответствующим отраслям) вычитаются потребление основного капитала и другие чистые налоги на производство, а при опреде­лении чистой прибыли — вычитается также оплата труда наем­ных работников.

Потребление основного капитала оценивается в размере амор­тизации и недоамортизированной стоимости. Проблема перехода от «хозяйственной» к «чистой» отрасли при расчете потребления основного капитала решается аналогично определению валовой добавленной стоимости, т. е., при отсутствии прямой информа­ции в материалах специальных обследований, с помощью соот­ветствующих корректировочных коэффициентов.

Налоги на продукты — это налоги, взимаемые обычно за еди­ницу товара или услуги, т. е. пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или им­портируемых институциональными единицами-резидентами. Суб­сидии на продукты можно рассматривать как отрицательные на­логи на продукты. К налогам на продукты относятся:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизы на отдельные группы и виды товаров, включая акци­зы на продажу легковых автомобилей;

• налоги на реализацию горюче-смазочных материалов;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техни­ки и персональных компьютеров;

• сбор со сделок, совершаемых на товарных биржах;

• налоги на импорт;

• налоги на экспорт (экспортные пошлины).

Наибольший удельный вес в группе налогов на продукты за­нимают налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на им­порт. НДС по отраслям (квадрант III) распределяется условно по структуре конечного использования продукции. Акцизы по от­раслям распределяются по данным Министерства финансов РФ, они в основном относятся к продукции отраслей легкой и пище­вой промышленности, а также прочих отраслей промышленнос­ти. Налоги на импорт включают импортные пошлины и платежи в государственный бюджет чистого дохода внешнеторговых орга­низаций, образующегося в результате различий между внешне­торговыми (пересчитанными в национальную валюту) и внутрен­ними ценами на отдельные виды товаров.

Информационная база для расчетов по квадранту III МОБ — единовременные обследования структуры затрат, текущая статис­тика издержек производства и заработной платы, финансовая и банковская статистика, статистика государственного бюджета.

В заключение изложения методологии построения межотрас­левого баланса как важного раздела СНС отметим, что МОБ СНС широко используется не только для аналитических целей, но и для решения чисто статистических задач, в частности для провер­ки сбалансированности всей системы статистических данных, ох­ватывающих различные аспекты экономических процессов, более качественного согласования производственного, распределитель­ного методов и конечного использования в расчетах ВВП, для исчисления индексов-дефляторов при пересчете отдельных ком­понентов ВВП из текущих в постоянные цены и др.

Последний межотраслевой баланс по развернутой программе в концепции баланса народного хозяйства был составлен в СССР, России и в других республиках бывшего Союза за 1987 год. Меж­отраслевой баланс по развернутой программе за 1995 год впервые в отечественной статистике составлен по концепции СНС.

Отраслевая номеклатура межотраслевого баланса версии 1995 г. частично модифицирована с учетом международных стандартов, но в основном она отражает специфику переходного периода и необходимость согласованности структуры баланса с предшеству­ющими разработками. Обеспечена преемственность с большим межотраслевым балансом 1987 г. посредством формирования двух разделов номенклатуры, один из которых соответствует класси­фикации сферы материального производства с определенными коррективами, вызванными международными рекомендациями и реалиями переходного к рыночной экономике периода.

Другое важнейшее отличие от зарубежной статистической прак­тики составления межотраслевых балансов состоит в использова­нии рыночных цен (цены покупателя). Межотраслевой баланс в концепции СНС согласно международным стандартам предпоч­тительно составлять в ценах производителя, т. е. без торгово-транс - портной наценки. Это объясняется тем, что в анализе с использо­ванием таблиц «Затраты — выпуск» внимание концентрируется на вопросах технологических связей в процессе производства.

В России межотраслевой баланс (как и в других странах СНГ) составлялся традиционно в ценах покупателей, которые было при­нято называть ценами конечного использования. Аргументы для такой оценки хорошо известны. МОБ всегда рассматривался как часть баланса народного хозяйства (БНХ) (в международных ста­тистических документах система национального счетоводства, обслуживавшая командно-административную систему управления, называлась системой материального производства). Более того, методология составления МОБ должна была соответствовать прин­ципам построения БНХ и, в частности, основополагающим иде­ям по измерению совокупного и чистого материального продукта (соответственно совокупного общественного продукта и нацио­нального дохода — в концепции БНХ). А указанные показатели всегда исчислялись в ценах конечного использования, т. е. в ценах покупателей. Оба способа оценки логичны. Решение вопроса о конкретном методе оценки показателей МОБ часто зависит от особенностей используемой информационной базы.

Различие в оценке (в ценах производителей либо в ценах поку­пателей) обусловлено разницей методов отражения торгово-транс­портной наценки, налогов и субсидий на продукты. В ряде случаев анализ технологических взаимосвязей с применением межотрасле­вого баланса предпочтителен в основных ценах. От цен производи­телей они отличаются на размер чистых налогов на продукты.

Схема построения МОБ (также в концепции СНС) в ценах покупателей, которая предусмотрена в России и некоторых дру­гих странах СНГ, включает торгово-транспортную наценку дваж­ды: а) как часть цены на потребляемую продукцию — в квадран­тах I и II; б) как торгово-транспортную наценку (на продукты соответствующих отраслей), добавляемую в процессе продвижения продуктов от производителя к потребителю (в квадранте I).

В связи с необходимостью адаптации международных стан­дартов к национальной практике оценки показателей МОБ воз­никает проблема исчисления чистых налогов на продукты (нало­гов за исключением субсидий на продукты) в составе затрат (по квадранту III). В отличие от МОБ (цены производителей) схема МОБ в ценах покупателей должна предусмотреть равенство сум­мы валовой добавленной стоимости общей величине ВВП. В этих целях для увязки данных о созданных ресурсах и об использова­нии ресурсов должна быть расчетно определена величина налога на добавленную стоимость (НДС). Для этого необходимо выде­лить НДС из покупной цены товаров и услуг, использование ко­торых показывается в квадрантах I и II межотраслевого баланса, и распределить по соответствующим отраслям (в квадранте III).

Специалистами в области сводных расчетов предлагается оп­ределенная процедура расчетов. Сначала, имея данные о выпуске продукции в ценах производителей и о ставках НДС, определяет­ся величина НДС на облагаемую им продукцию; информация о выпуске продукции в ценах производителей привязывается к от­раслевой номенклатуре МОБ и определяется среднеотраслевая ставка НДС в покупной цене (путем деления размеров НДС на величину выпуска в ценах покупателей).

Следующий этап состоит в определении круга товаров и услуг в квадрантах I и II МОБ, которые учтены в покупных ценах с включением НДС. Из квадранта I берутся данные о затратах (по колонкам) отраслей, оказывающих нерыночные услуги или про­изводящих рыночную продукцию, но не облагаемую НДС. Из квадранта II берутся в полном объеме данные о затратах (по ко­лонкам) на конечное потребление домашними хозяйствами и экс­порт в страны ближнего зарубежья. Кроме того, если национальная практика учета предусматривает НДС в покупной цене основных фондов и материальных оборотных средств, то рассматриваются также затраты на их формирование.

Общая сумма НДС, полученная на основе изложенного под­хода, координируется с величиной НДС, уплаченной в бюджет. И поскольку ориентироваться следует по последней величине (в ВВП включается размер именно уплаченного в бюджет НДС), то при значительном отклонении необходимо уточнить расчетную вели­чину НДС, используя данные формы, где по отраслям указаны начисленный и фактически внесенный в бюджет НДС

Заключительная операция расчетов состоит в том, что данные о затратах на производство товаров и услуг (для каждой отрасли), учтенных в покупных ценах с включением НДС в составе квад­рантов I и II, суммируются, и по среднеотраслевой ставке НДС в покупной цене определяется размер НДС, который показывается в квадранте III по соответствующей отрасли.

Существенное отличие в разработке российского МОБ СНС по развернутой программе за 1995 г. от международного опыта состоит в формировании информационной базы. Единовремен­ные обследования, как и раньше, носили комбинированный ха­рактер. Сплошные обследования по широкому кругу отраслей сочетались с несплошными, экспертными оценками и дорасчета - ми. Формы единовременного учета предусматривали разработку данных непосредственно по «чистым» отраслям. Использование зарубежной практики (прежде всего развитых стран) в технологии сбора данных для межотраслевого баланса будет возможно в про­цессе организации периодических и строго регламентированных экономических переписей.

Основные идеи организации работы по составлению межот­раслевого баланса, или таблицы «Затраты-выпуск», на основе дан­ных экономических переписей состоят в следующем.

1. В соответствии с концепцией СНС для составления таблицы «Затраты-выпуск» исходными разработками являются: а) первич­ные базисные таблицы, содержащие данные о затратах на произ­водство продукции; б) агрегированные таблицы товарных потоков, содержащие данные о выпуске продукции.

2. Процесс составления таблицы «Затраты-выпуск» включает три этапа. На первом этапе с большой степенью дифференциа­ции (порядка 3000 видов товаров и услуг) рассчитывается объем производства отечественной продукции и импорта. Эти данные заносятся в строки или графы (по строкам — по методу выпуска, по графам — по методу затрат). На втором этапе на основе под­робных данных о структуре промежуточного потребления и ком­понентах валовой добавленной стоимости все затраты подразде­ляются по отдельным отраслям (составляется базовая таблица затрат). Поскольку данные о видах затрат имеются по «хозяй­ственным» отраслям, их пересчет для «чистых» отраслей произво­дится с помощью переводной модели. При этом используется вто­рая базовая таблица — таблица выпуска, в которой вся продукция «хозяйственных» отраслей подразделяется на виды.

3. Переводная модель основывается на допущении, что для про­изводства одних и тех же продуктов, независимо от того, в какой отрасли оно осуществляется, используется идентичная технология, приводящая к одинаковой структуре затрат. Технология реализации переводной модели состоит в том, что из затрат каждой «хозяйствен­ной» отрасли выделяются затраты, необходимые для производства непрофильной продукции, а к оставшимся затратам применительно к основному виду деятельности соответствующей отрасли добавля­ются затраты других отраслей, связанные с производством продук­ции, относящейся к основному виду деятельности рассматриваемой отрасли. В результате получают структуру затрат «чистых» отраслей, в которых производится однородная продукция. Для подобных рас­четов используются специальные методы матричной алгебры.

4. По методу выпуска составляются таблицы товарных пото­ков. Используется детальная группировка данных (порядка 3000 ви­дов товаров и услуг) о производстве и импорте, которые на базе имеющейся информации распределяются по рассматриваемым «чистым» отраслям и по категориям конечного использования. В отличие от метода затрат здесь нет необходимости использовать переводную модель, так как расчеты с самого начала ведутся в группировке по видам товаров и услуг и по «чистым» отраслям.

В результате получают таблицу «Затраты-выпуск» в группи­ровке по видам товаров и услуг и «чистым» отраслям. Таким об­разом, для расчета промежуточного потребления применяются два метода. Основные преимущества их использования для формиро­вания информационных массивов при разработке квадранта I меж­отраслевого баланса состоят в том, что в процессе согласования итоговых данных обоих методов могут быть выявлены неточности и погрешности. Кроме того, пробелы в статистической информа­ции взаимно восполняются.

Однако степень точности расчетов таблицы «Затраты-выпуск» уступает достоверности исчисления валового внутреннего продукта. Поэтому недостатки статистических данных о структуре затрат, осо­бенно в сфере услуг, восполняются с помощью экспертных оценок.

Социально-экономическая статистика

Личные и бизнес аккаунты в социальных сетях

Существует много путаницы в том, как отделить личные данные от бизнес-аккаунтов в социальных сетях. Большая часть неопределенности связана с созданием страниц Facebook, но многие люди также используют социальные сети, такие …

Глоссарий

Баланс народного хозяйства (balance of economy national) — вза­имосвязанная система балансовых таблиц, которую составляло ЦСУ СССР вплоть до конца 80-х годов XX столетия. БНХ харак­теризовал процесс воспроизводства совокупного общественного продукта …

Статистические показатели условий жизни, труда и отдыха

Наряду с показателями материального благосостояния жиз­ненный уровень населения характеризуют показатели, отражаю­щие общую ситуацию, обусловливающую уровень жизни. К ним относятся показатели: • состояния окружающей среды; • криминогенной обстановки; • условий труда; …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.