Социально-экономическая статистика
Налоговая статистика как раздел статистики государственного бюджета
Экономическая сущность главного источника доходов госбюджета — налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.
Налоги классифицируются по характеру базы, с которой они взимаются, либо по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство, например импорт продукции, продажа товаров и услуг, получение доходов. Налог, устанавливаемый законом, отражает экономический процесс, являющийся источником поступлений каждого вида налогов, представляющих собой дополнительный элемент затрат стоимости продукции. Все виды налогов, включая налоги на наследство и единовременные налоги на операции с капиталом, классифицируются в СНС как трансферты.
Сейчас сфера налогообложения ввиду своей неразвитости редко становится объектом комплексного количественного анализа. Использующиеся для анализа показатели (чаще всего индексы и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применяются различные алгоритмы и разная выборка. Кроме того, постоянно меняется методика исчисления налогов. Значительно повысить ценность публикуемой в печати информации может позволить единая система показателей налогов, объединяющая несколько подсистем, учитывающих особенности каждого сектора экономики, использующих все многообразие статистических методов и приемов, обеспечивающих полноту и достоверность показателей системы, что очень важно при возрастающей стоимости информационных ресурсов.
Актуальность развития методологии статистического анализа налогообложения в Российской Федерации обусловлена не только возрастанием роли налогов в формировании бюджета, но и слабой разработанностью статистической методологии в изучении проблем налогообложения и налоговых поступлений. Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нарастающими итогами в отчетности, наличием инфляционной составляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изменения налоговых поступлений на макро - и микроуровнях.
Центральным рычагом регулирования рынка исторически выступает налоговая политика государства, разработка которой невозможна без всесторонней количественной оценки современной ситуации и моделирования последовательности реформ.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст. 80 НК РФ).
Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода, выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. В современных условиях налоги выполняют три функции: фискальную, социальную и регулирующую, каждая из которых имеет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровым (кадастр — таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. При таком способе величина налога не зависит от доходности объекта. Примером кадастрового способа взимания может служить налог на владельцев транспортных средств. Он устанавливается по ставке в зависимости от мощности транспортного средства без учета того, используется это транспортное средство или простаивает;
2) на основе декларации — документа, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого способа является то, что налог уплачивается после получения дохода лицом, получающим доход (например, налог на прибыль);
3) у источника — в момент получения дохода, частично или полностью предназначенного для передачи акционерам. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому налог уплачивается до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога (например, подоходный налог с физических лиц). Данный налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т. е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Объект налога — доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательством.
Субъект налога — налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Все перечисленные категории нашли отражение в принятом Налоговом кодексе РФ (I, II части). В нем содержатся также группировки и классификации, применяемые в налоговой статистике. Статистическое изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.
Виды налоговых классификаций, применяемых в России, приведены на рис 8.1.
Под классификацией налогов в статистике понимаются их группировки, построенные по определенным критериям, в том числе официально утвержденные государственными органами и применяемые налоговыми и статистическими организациями в практической деятельности.
По характеру использования налоги классифицируются на:
• общие налоги, поступающие в казну государства (субъекта Федерации), конкретное направление использования которых заранее неизвестно;
• специальные налоги и сборы, имеющие строго определенное назначение и обычно формирующие внебюджетные фонды.
Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имущества. Косвенные налоги от доходов не зависят и включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.
Реальными налогами облагаются отдельные элементы имущества или доходов (земля, доходы от денежных капиталов); личными налогами — совокупность доходов или имущества (прибыль, наследство).
Классификация налогов в зависимости от уровня взимания и распоряжения представлена на рис. 8.2.
Федеральные налоги — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории страны.
Региональные налоги — налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и вводимые в действие законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному региональному налогу.
работника Рис. 8.1. Виды налоговых классификаций |
Местными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых
форм включают сборы на содержание милиции, на нужды образования и на другие цели.
Налоговая система России, установленная НК РФ
Региональные |
Федеральные |
Местные
НДС
Акцизы на отдельные виды товаров:
• спиртовую, алкогольную и табачную продукцию
• нефть и газ
Налог на прибыль (доход) организаций
Налог на операции с ценными бумагами
Подоходный налог с физических лиц
Единый социальный налог (взнос) Таможенные пошлины и сборы (экспортные и импортные) Государственная пошлина Плата за недропользование:
• платежи за пользование недрами
• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Плата за пользование водными объектами
Плата за загрязнение окружающей природной среды Плата за пользование объектами животного мира
Федеральные лицензионные сборы Платежи в дорожные фонды:
■ налог на реализацию ГСМ
• налог на пользователей автомобильных дорог
• налог на владельцев транспортных средств
■ налог на приобретение автотранспортных средств Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
Налог на имущество организаций Плата за
лесопользование:
■ лесная плата • арендная плата Налог с продаж Единый налог на внешний доход для опреденых видов деятельности Плата за выбросы вредных веществ Лицензионные сборы
Налог на имущество физических лиц Налог на содержание жилищного фонда и объектов социальнокультурной сферы Плата за землю
Рис. 8.2. Виды налогов в зависимости от уровня взимания и распоряжения
В зависимости от характера отражения в бухгалтерском учете выделяются налоги, которые:
• относятся на себестоимость (налог с продаж, земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог, НДС, акцизы, таможенные пошлины);
• уменьшают финансовые результаты до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
• уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
• уплачиваются за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
• удерживаются из дохода работника (подоходный налог).
Налоги учитываются на различных счетах СНС, в том числе на счете
производства, который является не только ключевым с точки зрения экономического содержания, но и наиболее трудоемким счетом. По существу построение счета производства означает завершение огромного комплекса работ по сбору и обработке информации, полученной от предприятий о производстве товаров и услуг, а также о затратах на их производство. Таким образом, счет производства отражает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства.
Ресурсная часть счета производства состоит из выпуска продуктов и услуг, чистых налогов на продукты и чистых налогов на импорт. В формировании стоимости выпуска в рыночных ценах участвуют налоги на производство и импорт и субсидии, разность между которыми образует чистые налоги.
Налоги на производство и импорт — это безвозмездные, невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с хозяйственных единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, совершающей платеж, хотя может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Эти налоги регистрируются на момент, когда товары и услуги произведены, проданы или импортированы, т. е. когда возникает обязательство по уплате налога. Они уплачиваются предприятиями и организациями независимо от наличия прибыли.
Проценты на задолженность по налогам и пени, начисленные налоговыми учреждениями, должны учитываться не как налоги, а как уплата процентов. Однако на практике может оказаться невозможным определить выплаты процентов на задолженность по надо - гам и пеней от налогов, к которым они относятся, поэтому они могут отражаться в отчетах вместе с налогами. Сумма налогов должна быть уменьшена на величину налоговых скидок, устанавливаемых органами государственного управления в ходе проведения экономической политики, и возврата перечисленных сумм.
Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и других налогов на производство:
а) налоги на продукты — это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых производящей единицей-резидентом. Определяются они как суммы поступлений в бюджет от предприятий и организаций всех установленных платежей. К ним относятся:
• налог на добавленную стоимость (НДС) на товары (работы, услуги), производимые на территории региона и ввозимые на территорию региона, и другие налоги типа НДС, например специальный налог для финансирования поддержки важнейших отраслей экономики, налог на драгоценные металлы и камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и камней;
• налоги с продаж, покупок;
• акцизы на отдельные группы и виды товаров, производимых на территории региона (без акцизов на импортную продукцию) и на отдельные виды минерального сырья, а также гербовые сборы за продажу некоторых товаров;
• платежи фискальных монополий (средства, полученные пред- приятиями-монополистами за счет превышения предельного уровня рентабельности и взысканные в доход бюджета);
• налоги на операции с капиталом и финансовые операции, уплачиваемые предприятиями при покупке или продаже финансовых и нефинансовых активов (налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на операции с ценными бумагами; налог на приобретение автотранспортных средств);
• налоги на экспорт: экспортные пошлины; прибыли экспортных монополий (прибыли, перечисляемые в бюджет организациями, занимающимися экспортными операциями, либо другими государственными предприятиями, наделенными монопольными правами по осуществлению экспорта определенных товаров или услуг); налоги, возникающие в условиях множественных валютных курсов (включают неявные налоги на экспорт, возникающие в результате действия официальной системы множественных курсов);
• налоги на импорт (без НДС): импортные пошлины, акцизы на импортную продукцию;
б) другие налоги на производство (к ним относятся налоги, связанные с использованием факторов производства — рабочей силы, земли, платежи за лицензии и разрешение заниматься какой - либо производственной деятельностью, а также другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента):
• платежи за пользование природными ресурсами: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ; размещение отходов; платежи за пользование лесным фондом; налог на пользование водными объектами, объектами животного мира; другие платежи за пользование природными ресурсами; отчисления в экологический фонд;
• земельный налог (на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения);
• налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда: транспортный налог; целевые сборы с граждан предприятий на содержание милиции, на благоустройство территорий и т. п.; сбор с юридических лиц на нужды образовательных учреждений; прочие налоги и сборы, исчисленные от фонда оплаты труда;
• налоги на товары и услуги: лицензионный сбор за право производства, хранения, разлива и оптовую реализацию алкогольной продукции; лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом; прочие лицензионные и регистрационные сборы;
• отчисления в дорожные фонды — налог на пользователей автомобильных дорог;
• налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств;
• налоги на имущество предприятий, на операции с ценными бумагами;
• прочие налоги, сборы и пошлины: госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в нотариальных конторах, ЗАГСах и других организациях; госпошлина за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на рекламу.
Чистые налоги на импорт — разница между косвенными налогами на импорт и субсидиями по импорту.
Счет первичного распределения доходов состоит их двух последовательных счетов: счета образования доходов и счета распределения первичных доходов. Основное его предназначение — показать, каким образом первичные доходы распределяются среди институциональных единиц и секторов.
На левой стороне счета образования доходов отражается использование добавленной стоимости. Поскольку доходы от собственности, выплачиваемые предприятиями, отражаются в счете распределения доходов, остаются два основных вида расходов, которые должны покрываться за счет добавленной стоимости: заработная плата наемных работников, занятых в производстве, и любые суммы налогов (за вычетом субсидий) на производство, уплачиваемые или получаемые в связи с участием в производственной деятельности, а также прибыль экономики и потребление основных фондов. Налоги на производство не включают подоходных налогов, уплачиваемых получателями доходов, которые были созданы в процессе производственной деятельности, независимо от того, являются ли они работодателями или работниками.
Состав налогов (за вычетом субсидий) на производство, уплачиваемых за счет добавленной стоимости, зависит от метода оценки стоимости продукции. Начисленный НДС никогда не включается в стоимость произведенной продукции, учитываемой в ценах производителей или в базисных ценах. Поэтому начисленный НДС не взимается из добавленной стоимости и не отражается как кредиторская задолженность на счете образования доходов производителя. Тем не менее, когда стоимость продукции выражается в ценах производителей, любые другие виды налогов на продукты, уплачиваемые в связи с производством продукции, учитываются в составе цены, уплачиваемой производителю покупателем этой продукции. Поэтому на счете образования доходов производителя такие налоги отражаются как подлежащие уплате производителем из добавленной стоимости в ценах производителей, т. е. как компонент статьи «Налоги за вычетом субсидий на производство».
Счет образования доходов характеризует движение добавленной стоимости на стадии первичного распределения доходов. После того как продукция и услуги произведены и проданы, причем часть полученных доходов истрачена на промежуточное потребление (этот процесс отражается на счете производства), оставшаяся стоимость, которая является добавленной (трудом данного года), распределяется между участниками производства, т. е. выступает в форме первичных доходов. На этом счете отражаются те же налоги на производство и импорт.
В разделе «Использование» этого счета отражаются налоги на импорт без вычета субсидий на импорт. Они распределяются как сумма чистых налогов на импорт (из счета производства) и субсидий на импорт (из ресурсной части счета образования доходов).
В счете образования доходов налоги на импорт отражаются только для экономики в целом, поскольку они не выплачиваются из добавленной стоимости, создаваемой отечественными производителями. Кроме того, на стороне «использование» счета для индивидуальной институциональной единицы или сектора необходимо отражать только те налоги на продукты, которые не были вычтены из стоимости продукции данной единицы или сектора.
Субсидии на импорт — это обязательные, безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производящих единиц в связи с производством и импортом товаров или использованием факторов производства. Эти налоги регистрируются на момент, когда товары и услуги произведены, проданы или импортированы, т. е. когда возникает обязательство по уплате налога.
В счете распределения первичных доходов налоги на производство и импорт отражаются в разделе ресурсов только для сектора органов государственного управления и экономики в целом, отдельно от любых таких же налогов, уплачиваемых нерезидентами.
Счет вторичного распределения доходов имеет важное значение для отдельных секторов и очень незначительное — для экономики в целом. Вторичное распределение представляет собой перераспределение уже полученных доходов между секторами. Домашние хозяйства платят подоходные налоги и отчисления на социальное страхование, осуществляют добровольные взносы в общественные организации, которые трактуются в СНС как прочие трансферты в денежной форме, но получают различные социальные выплаты, пособия по социальному страхованию, пенсии и т. д. Предприятия выплачивают налог на прибыль и могут делать взносы в некоммерческие организации. Таким образом, все секторы обмениваются частью своих доходов.
Текущие трансферты, отраженные в счете, разделяются на три основных вида: текущие налоги на доходы, имущество и т. п.; отчисления на социальное страхование и социальные пособия; прочие текущие трансферты.
Текущие налоги на имущество включают в себя подоходные налоги. Оценка размера налогов производится на основе фактического или предполагаемого дохода физических лиц, домашних хозяйств, НКО и корпораций. К числу подоходных налогов относятся также налоги, объектом обложения которых являются имущество, земля или недвижимость, если они используются в качестве основы при оценке доходов их владельцев. В некоторых случаях размер налогового обязательства может быть установлен только в более поздний отчетный период, а не в период получения дохода. Подоходные налоги, взимаемые у источника (например, налоги, уплачиваемые по мере получения доходов, и регулярные авансовые платежи подоходных налогов), регистрируются в том периоде, когда они уплачиваются, а окончательная сумма налогового обязательства проводится по счетам того периода, в котором была произведена оценка данного обязательства. Подоходные налоги включают следующие виды налогов:
• подоходный налог с физических лиц или домашних хозяйств — это личные подоходные налоги, в том числе удерживаемые работодателями (уплачиваемые по мере получения) и добавочные налоги. Такие налоги обычно взимаются с общей суммы объявленных или предполагаемых доходов соответствующего лица из всех источников — заработной платы, доходов от собственности, пенсионных пособий и т. д. — за вычетом определенных налоговых скидок. В эту же группу включаются налоги с доходов владельцев некорпоративных предприятий;
• налоги на доходы корпораций — данная группа охватывает налоги на доходы корпораций, налоги на прибыль корпораций, добавочные налоги на корпорации и т. д. Размер таких налогов оценивается исходя из общей суммы доходов, полученных корпорацией из всех источников, а не только в соответствии с суммой прибыли;
• налоги на прирост капитала — налоги на прирост капитала лица или корпорации, срок уплаты которых приходится на текущий отчетный период, независимо от того, в каком периоде произошел этот прирост. Обычно такие налоги взимаются не с реального, а с номинального прироста капитала;
• налоги на выигрыш в лотереях и азартных играх — в отличие от налогов с оборота производителей, занимающихся организацией лотерей и азартных игр, которые относятся к налогам на продукты, данный вид налогов уплачивается в зависимости от размера выигранной суммы.
Текущие налоги на капитал состоят из периодических налогов (обычно взимаемых раз в году) на собственность или на чистую стоимость капитала институциональных единиц, исключая налоги на землю или другие собственные или арендуемые активы предприятий, используемые ими в производственных целях. Кроме того, в эту категорию не входят налоги на собственность или имущество, взимаемые нерегулярно и через длительные промежутки времени, либо в исключительных обстоятельствах (например, наследственные пошлины), которые рассматриваются как налоги на капитал. Исключаются также подоходные налоги, размер которых устанавливается на основе стоимости имущества институциональной единицы. Текущие налоги на капитал охватывают следующие виды налогов:
• текущие налоги на землю и строения — периодические налоги на пользование или владение землей и строениями, взимаемые с владельцев (в том числе проживающих в собственных жилых помещениях), арендаторов или с тех и других, исключая налоги на собственные или арендуемые строения;
• текущие налоги на чистую стоимость капитала — периодические налоги со стоимости земли или основных фондов за вычетом долговых обязательств, принятых по этим активам, исключая налоги на собственные активы предприятий, используемые ими в производстве;
• текущие налоги на другие активы — периодически уплачиваемые налоги с таких активов, как ювелирные изделия или другие предметы роскоши.
Некоторые текущие налоги взимаются раз в году:
• подушные налоги — устанавливаются на душу взрослого населения или на домашнее хозяйство в размере конкретной денежной суммы независимо от фактических или предполагаемых доходов или богатства. Вместе с тем взимаемые суммы могут различаться в зависимости от конкретных обстоятельств данного лица или домашнего хозяйства;
• налоги на расходы — налоги, которые подлежат уплате не с доходов лиц или домашних хозяйств, а с общей суммы их расходов. Налоги на расходы являются альтернативой подоходным налогам. Они могут взиматься по прогрессивной шкале в зависимости от общего уровня расходов. На практике они встречаются редко;
• платежи домашних хозяйств за получение определенных лицензий: на владение или пользование автомобильными, водными или воздушными транспортными средствами; на охоту или рыбную ловлю. Платежи за любые другие виды лицензий классифицируются как приобретение услуг, предоставляемых органами государственного управления;
• налоги на международные операции — налоги в связи с заграничными поездками, денежными переводами за рубеж, иностранными инвестициями и т. п., исключая налоги, уплачиваемые производителями.
Налоги на капитал — это налоги, которые нерегулярно взимаются со стоимости активов или чистой стоимости капитала институциональных единиц либо со стоимости активов, передаваемых по наследству, в дар или в виде других трансфертов. К этой категории относятся следующие налоги:
• налоги на капитал — налоги со стоимости активов или чистой стоимости капитала институциональных единиц, взимаемые нерегулярно и весьма нечасто. Как плательщики таких налогов, так и органы государственного управления считают их исключительными. Они могут подлежать уплате домашними хозяйствами или предприятиями и включают налоги на повышение ценности их собственности (например, налоги на увеличение стоимости сельскохозяйственных угодий в результате предоставления государством разрешения на освоение земель в коммерческих целях или под жилые застройки);
• налоги на капитальные трансферты — это налоги со стоимости активов, передаваемых одними институциональными единицами другим. К ним в основном относятся налоги на наследство или наследственные пошлины и налоги на дарение, включая прижизненные дары одних членов семьи другим, и осуществляемые в целях избежания уплаты или уменьшения налогов на наследство. Они не включают налогов на продажу активов, поскольку последние не относятся к трансфертам.
Уровнем налогообложения (налоговым прессом) в экономике принято считать количественное выражение того давления на население и юридических лиц, которое оказывает государство при выполнении присущих ему функций (управление, национальная оборона). Налоговая система призвана обеспечить финансовую возможность осуществления государственных расходов. Размер расходов бюджета определяется при участии нескольких параметров: величины ВВП и НД; размеров внутреннего и внешнего долга; доходов бюджета, полученных из разных источников, самый важный из которых — налоги; политических и социальных программ, осуществление которых предусматривается определенным этапом экономического развития. Если доходов бюджета достаточно для успешного претворения в жизнь государственных программ, то они равны расходам или больше их. В противном случае бюджет будет дефицитным, а источниками покрытия дефицита в конечном счете станут внешние долги.
Наибольший интерес к показателям уровня (тяжести) налогообложения появился у теоретиков и практиков финансовой науки в 20-е годы XX в. Тяжесть обложения предполагалось определять в двух направлениях — внешнем и внутреннем. Первое означало изучение уровня обложения по стране в целом, а второе — исследование распределения налогового бремени между социальными группами и слоями населения.
Важной частью анализа является изучение тяжести налогообложения в рамках внешнего, или государственного, аспекта. Источником информации для расчета показателей этой группы служат данные о планируемом и фактически исполненном государственном бюджете, а также макроэкономические показатели. В связи с этим определим систему макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения:
Абсолютные показатели:
1) сумма налоговых поступлений (в 2000 г. она составила
1707,6 млрд руб., из них 965,5 млрд руб. — в федеральный бюджет (ФБ) и 742,1 млрд — в бюджеты субъектов Федерации (или территориальный бюджет (ТБ); в 1999 г. налоговые поступления составили 1007,5 млрд руб., из них 509,7 млрд руб. поступило в федеральный бюджет и 497,8 млрд в бюджеты субъектов Федерации;
2) сумма задолженности налогоплательщиков перед консолидированным бюджетом (КБ) в 2000 г. составила 463,7 млрд руб., из них
292,1 млрд — в федеральный бюджет России[11].
Относительные показатели:
3) налогоемкость ВВП (соотношение налоговых поступлений и ВВП). В 2000 г. этот показатель составил 0,25 (1707,6 : 6946,5), справочно, в 1999 г. — 0,36 (1007,5 : 4607,0). То есть доля налоговых поступлений в произведенном ВВП в 2000 г. снизилась на 11%;
4) соотношение прямых и косвенных налогов (на примере основных прямых и косвенных налогов). В 2000 г. оно составило 0,92, т. е. поступления прямых налогов составляют 92% поступлений косвенных налогов. В 1999 г. это соотношение было равным (100%);
5) доля недополученных налоговых доходов (соотношение задолженности по налогам и плановой величины налоговых поступлений);
6) доля налогового кредита в общей сумме задолженности и средний срок его предоставления;
7) соотношение дефицита и налоговых доходов как косвенная характеристика возможного использования налогов для покрытия дефицита. В 2000 г. бюджет был профицитным, причем профицит составил 12% налоговых поступлений; в 1999 г. бюджетный дефицит составлял 4,4% налоговых поступлений, т. е. государство может использовать налоги как инструмент покрытия дефицита;
8) доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в консолидированном бюджете;
9) среднедушевая налоговая квота как отношение суммы изъятых налогов к средней численности населения. В 2000 г. этот показатель составил: 1707,6 млрд руб : 145,9 млн чел. = 11704 руб./чел.; в 1999 г. этот показатель составил 6868 руб./чел. (1007,5 млрд руб.: : 146,7 млн чел.), т. е. в 2000 г. квота возросла на 4836 руб.
10) коэффициент уровня налогообложения может быть подсчитан по стране как отношение квот налогов и ВВП:
Iг ~ ^~н/з
К
КВВП
где К — коэффициент уровня налогообложения;
Кнз — среднедушевая налоговая квота;
Кввп — ВВП на душу населения.
При расчете Кввп необходимо соотносить ВВП с общей численностью населения:
1ЧВВП
Общая численность населения
При расчете Кнз налоговые поступления сравниваются с численностью занятого населения, так как незанятое население основных налоговых отчислений не производит:
_ Налоговые доходы
Численность занятого населения
Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыслу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости ВВП. Поэтому можно представить его в следующем виде:
К= Коэффициент налогоемкости ВВП*
1
•______________________________________________