Социально-экономическая статистика
Виды оценки показателей результатов производственной деятельности
В СНС 1993 г. уточнены методы оценки отдельных элементов потоков товаров и услуг, принимаемых во внимание в расчетах ВВП. В первую очередь это относится к оценке выпуска товаров и услуг. Так, наряду с традиционной оценкой этого показателя в ценах производителя рекомендуется оценивать выпуск в основных ценах. Их применение для оценки выпуска и добавленной стоимости имеет то преимущество, что основные цены больше подходят для анализа результатов, получаемых производителями товаров и услуг от их производственной деятельности. Таким образом, для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в отраслях экономики на отраслевую структуру ВВП и доходов, отраслевые показатели оцениваются по основным ценам.
Товары и услуги оцениваются также по рыночным ценам, по которым они продаются. Рыночные цены — это цены производителей и цены покупателей.
Основная цена — цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов, но с включением субсидий на продукты.
Рыночная цена производителя — цена, получаемая производителем за реализуемую единицу товара или услуги, включающая налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость, акциза и налогов на импорт) и исключающая субсидии на продукты и импорт (налоги за исключением субсидий — чистые налоги).
Рыночная цена покупателя — цена, уплаченная за приобретенный товар, включающая все чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.
Продукты, не предназначенные для реализации и не принимающие форму товара, оцениваются по рыночным ценам на аналогичные товары, реализуемые на рынке, или по себестоимости, если рыночная цена отсутствует (например, на услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций).
Нерыночные услуги оцениваются по фактическим текущим затратам на их производство.
Промежуточное потребление в составе валового выпуска отраслей оценивается в ценах покупателя.
Табл. 6.1. иллюстрирует процесс формирования цен, применяемых для оценки различных показателей экономических результатов, их связи и отличия.
Таблица 6.1
Процесс формирования цен на услуги и продукты
Компоненты цен |
Вид цены |
Оплата труда Промежуточное потребление Валовая прибыль Чистые налоги на производство Чистые налоги на продукты Торгово-транспортная оценка |
1+2+3 = факторная стоимость* 1+2+3+4 = основная цена 1+2+3+4+5 = рыночная цена производителя 1+2+3+4+5+6 = рыночная цена потребителя |
* применяется в межотраслевом балансе. |