Социально-экономическая статистика
Источники информации о рынке труда и направления ее анализа
Главной статистической базой анализа предложения рабочей силы являются данные годовых отчетов ФСЗ о трудоустройстве и занятости населения, которые дают возможность глубоко проанализировать динамику численности и качественного состава предложения рабочей силы на официальном рынке труда по отдельным социально-демографическим группам незанятого населения и различным регионам.
Данные раздела ф. 1-Т (годовая и квартальная) позволяют проследить динамику предложения рабочей силы по следующим показателям:
• число граждан, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства. Сравнительный анализ этого показателя в среднем по России и по отдельным регионам дает возможность выявить специфику региональных рынков труда;
• структура обратившихся в ФСЗ людей и ее динамика (соотношение занятых и незанятых трудовой деятельностью, число обратившихся учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, пенсионеров, высвобождаемых работников);
• число принятых на работу за отчетный месяц — ф. 17 (отражает величину удовлетворенной части месячного спроса на рабочую силу);
• удельный вес заявленной в ФСЗ потребности предприятий в рабочей силе на конец отчетного периода в расчетной величине общего объема текущего спроса за отчетный месяц, т. е. сумме удовлетворенного и неудовлетворенного спроса, позволяющий отразить реальную степень учета службой занятости общей величины спроса на рабочую силу на рынке труда;
• месячный объем спроса на рабочую силу на неофициальной части открытого рынка труда (рассчитывается как разница между общей величиной текущего спроса предприятий на рабочую силу за отчетный месяц и заявленной ими части потребности в работниках в ФСЗ на конец отчетного периода);
• соотношение объемов спроса на официальном и неофициальном рынках труда;
• динамика текущего спроса на рабочую силу в отраслевом разрезе.
Сравнительный отраслевой анализ позволяет выявить, в каких отраслях происходит увеличение спроса на труд, а в каких — уменьшение, и охарактеризовать механизм и причины изменений структуры занятости и перераспределения рабочей силы
Данные ФСЗ позволяют проводить анализ изменений отраслевой структуры занятых по кварталам в течение года с целью отслеживания динамики отраслевого спроса на открытом рынке труда в целом и выявления отраслей, в большей степени связанных с официальной и неофициальной частями рынка труда. Эти данные обеспечивают всесторонний анализ спроса, источников его формирования и возможностей удовлетворения, а также позволяют выявить резервы рабочей силы не только на общероссийском, но и на региональных рынках труда.
Анализ структуры контингента обратившихся в ФСЗ дает возможность выявить изменения положения различных групп населения на рынке труда и охарактеризовать его качественные сегменты:
• число трудоспособных незанятых на начало и на конец отчетного месяца (раздел 1 ф. 1-Т и помесячные данные о трудоустройстве — строки 01 и 17), т. е. основной контингент обращающихся в ФСЗ. Этот показатель может служить основой для анализа динамики и общих тенденций в предложении рабочей силы;
• ожидаемое высвобождение рабочей силы, представляющее специфический источник пополнения рабочей силы открытого рынка труда (ф. 1-Т, а также данные ф. 17 о численности и прогнозе рабочих мест и об ожидаемом высвобождении).
Для характеристики соотношения между спросом и предложением на открытом рынке труда используются следующие показатели:
• общее число трудоустроенных;
• структура трудоустроенных, в том числе не занятых трудовой деятельностью граждан; занятых и учащейся молодежи, желающих работать по совместительству; женщин, пенсионеров, высвобождаемых работников;
• соотношение числа обратившихся по вопросу трудоустройства в ФСЗ и количества имеющихся заявок на замещение свободных рабочих мест и вакансий (разделы 1 и 4 ф. 1-Т). Этот показатель отражает степень качественного и количественного соответствия спроса и предложения на рынке труда.
Углубление анализа рынка труда предполагает использование следующих показателей:
• численность безработных и отношение их числа к численности занятых (ф. 1-Т раздел 2, данные Минтруда РФ по ф. 17). Эти показатели дают возможность проанализировать состояние рынка труда в региональном разрезе;
• состав безработных по полу, возрасту, уровню образования, социальному статусу, позволяющий получить представление о составе социально уязвимых групп населения среди безработных (групп риска) и ранжировать их в целях выбора адекватных форм социальной защиты со стороны государства (форма 1-Т годовая и приложения);
• причины пополнения числа безработных: увольнение по собственному желанию, высвобождение по сокращению штатов, разорение занятых бизнесом, банкротство и др. (форма 1-Т годовая и приложение). Это информация лежит в основе анализа безработицы по причинам и обеспечивает классификацию безработицы на фрикционную, структурную, технологическую, принятие мер для поддержки лиц, получивших статус безработных;
• продолжительность перерыва в работе лиц, признанных безработными (для оценки напряженности ситуации на рынке труда).
Важным показателем рынка труда является конъюнктура. Соотношение спроса и предложения рабочей силы — важнейшая характеристика всех видов рынков труда, учитываемая при выборе альтернатив политики занятости, способов регулирования рынка труда и структурной политики в экономике. Это соотношение может быть равновесным или отражать хроническую трудоизбы - точность (предложение больше спроса: П > С) или трудонедос- таточностъ (П < С).
Практически общее и структурное равновесие рабочей силы труднодостижимы. Поскольку эти соотношения зависят от многих факторов, то анализ ситуации на рынке труда следует вести во взаимосвязи с динамикой: производства продукции и услуг; численности и структуры трудовых ресурсов и занятых в экономике региона; заработной платы и доходов; миграции. Такой подход позволяет проследить связь процессов на рынке труда с происходящими изменениями в экономике, политике, социальной сфере.
Перенакопление рынка труда на внутрифирменном уровне тормозит формирование открытого рынка труда, искажает его количественную оценку, обусловливает деформацию качественной структуры спроса и предложения. Открытый рынок труда, его тенденции, территориально-отраслевые различия и структура, его особенности — территориальные и региональные, уровень безработицы, конъюнктура находятся в центре внимания при изучении рынка.
Обострение ситуации на рынке труда связывают не столько с ростом безработицы, сколько с увеличением нерационального характера занятости, снижением эффективности использования трудового потенциала, отсутствием многих необходимых сдвигов в структуре занятости, появлением новых диспропорций. Отри - дательные экономические последствия консервации нерациональной занятости подрывают и возможность получения положительного социального эффекта, под которым понимается сохранение трудовых коллективов, обеспечение хотя бы минимальных доходов, некоторое ослабление социальной напряженности. Такой курс может проводиться лишь непродолжительное время и только ценой снижения уровня жизни основной массы населения.
Выход из положения заключается в сочетании активизации высвобождения работников на основе повышения эффективности труда и создания путем достижения поступательного развития экономики новых рабочих мест, а также в снижении потребностей населения в рабочих местах.
Оздоровление экономики предполагает:
• действия, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов и связанные с крупномасштабным высвобождением и перераспределением работников;
• инвестиции в экономику с целью создания новых рабочих мест;
• повышение оплаты труда, необходимой для нормального воспроизводства рабочей силы и стимулирования легальной трудовой активности.
Низкий уровень пенсий и пособий также не ориентирован на снижение потребности в рабочих местах, сокращение предложения рабочей силы со стороны пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей. Обострению ситуации на рынке труда содействует и недостаточность мер по поддержке легального малого бизнеса и самозанятости населения. Слабо развиты и концепции защиты отечественных товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономических связей.
В то же время слабо развиваются и процессы экономии труда, высвобождения действительно излишней рабочей силы в некоторых областях деятельности. Между тем дальнейшее сохранение сложившейся в прежней системе избыточности занятости обрекло бы российскую экономику в будущем на низкую эффективность, задержало бы формирование механизма рынка труда и других элементов рыночной системы. Продолжение практики скрытой безработицы бесперспективно и усугубляет кризис.
Для создания ситуации, благоприятствующей достижению эффективной занятости, может быть реализована следующая модель: повышение качества трудового потенциала (интенсивный фактор) за счет увольнения негодной рабочей силы и набора профессионально подготовленных работников; выпуск конкурентоспособной продукции, стимулирующей повышение спроса на нее и общее увеличение численности работников (экстенсивный фактор). В рыночной экономике речь может идти не о блокировании, а о регулировании высвобождения работников. Падение или стагнация производства — важный фактор крупномасштабного роста безработицы, массового выбытия производственных мощностей, не сопровождаемых достаточным количеством новых рабочих мест. Решение проблемы заключается в рационализации занятости, а не в противоречии интересам социально-экономического процесса торможения высвобождения рабочей силы.
Главная проблема занятости — не само по себе наличие безработицы, а ее масштабы, бесперспективность преодоления и степень застойности. Работники с высшим образованием, составляющие один из самых престижных и благополучных сегментов западного рынка, являются в России, наоборот, одной из наименее социально защищенных групп, о чем можно судить как по уровню оплаты их труда, так и по имеющимся у них возможностям занятости.
Трудовой потенциал в настоящее время интенсивно утрачивается не только из-за очевидного фактора незанятости, но и в результате перехода квалифицированных работников на не требующую их навыков и знаний, но лучше оплачиваемую работу, обеспечивающую им более гарантированную занятость, а также из-за «утечки умов». Одновременно замедляется и наращивание трудового потенциала за счет образования, так как молодежь нередко отдает предпочтение не получению образования, а приобретению квалификаций, достаточно примитивных, но быстро приносящих доход.
В США безработица рассматривается как распространенное, но кратковременное для конкретного работника явление, что обеспечивается динамизмом рынка. Представляют интерес два вида западной программы регулирования безработицы: увязка получения пособия с профессиональной подготовкой и переподготовкой, получением дополнительного образования, а также использование для этих целей вынужденных отпусков.
Цель государственной политики на рынке труда, исходя из социально-экономических интересов страны в среднесрочном периоде, может быть сформулирована как формирование эффективной, рациональной занятости при регулируемом высвобождении потенциальных безработных, недопущении обвальной безработицы и сдерживании роста открытой, в том числе застойной (длительной), безработицы. Рационализация занятости в условиях переходного периода в российской экономике предполагает безработицу, являющуюся, как правило, неизбежным элементом рыночного хозяйства. В то же время задача правительства заключается в противодействии чрезмерному росту безработицы, в ограничении ее на приемлемом для общества и экономики уровне (ориентировочно 5—10% экономически активного населения).
Уровень допустимости безработицы определяется совокупностью социально-экономических и политических факторов: необходимостью поддержания объема валового внутреннего продукта и отчислений в различные бюджетные и во внебюджетные фонды от доходов работающих, в том числе и в фонд поддержки безработных; интересами поддержания политической стабильности и др. Вместе с тем существует не только допустимый верхний предел масштабов безработицы, но и минимально приемлемый уровень, который диктуется интересами структурной перегруппировки рабочей силы, зачастую связанной с временной безработицей, необходимостью высвобождения лишней рабочей силы на предприятиях. Однако не следует искусственно сдерживать высвобождение работников бесперспективных отраслей и предприятий, не допуская в то же время обвального высвобождения, а всемерно реализуя концепции санации предприятий.
Ориентация политики поддержания безработных преимущественно выплатами денежных пособий при кризисном состоянии экономики не только обременительна, но и нереальна, и не может служить основой решения проблемы занятости. Материальная поддержка безработных должна иметь строгие временные и финансовые рамки, чтобы не вешать на плечи работающих вечных нахлебников, а побуждать безработных к активным действиям по трудоустройству. Следует проявлять большую осторожность в отношении перехода скрытой формы безработицы в открытую. Проведение государственной политики на рынке труда в 1995— 1998 гг. сопровождалось реализацией комплекса нормативно-пра - вовых, организационных, финансово-экономических, информационных и иных мероприятий.
Показатели численности и состава трудовых ресурсов, используемые для анализа трудового потенциала, чаще всего рассчитываются в среднегодовом исчислении. Основным компонентом трудоспособного населения (трудовых ресурсов) является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, численность которого определяется по данным демографической статистики. Предварительно рассчитывают общую численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет). Затем из этой численности вычитают численность неработающих инвалидов-пенсионеров I и II групп, получающих пенсии в государственных органах социального обеспечения (с выделением инвалидов труда и инвалидов - военнослужащих). Кроме того, вычитают также численность неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости в трудоспособном возрасте на льготных основаниях. В результате получают численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте данного региона России.
Для получения численности располагаемого трудоспособного населения в трудоспособном возрасте полученную величину корректируют с учетом внутренней и внешней миграции населения. С этой целью добавляют сальдо маятниковой миграции учащихся с отрывом от производства в трудоспособном возрасте, а также сальдо маятниковой миграции работников, приезжающих на работу в данный регион и выезжающих на работу из данного региона. В их число помимо граждан дальнего зарубежья включаются и граждане государств — членов СНГ.
Численность неработающих инвалидов труда I и II групп в трудоспособном возрасте, получающих пенсии в органах социального обеспечения, определяется на основании данных органов государственного социального обеспечения. При этом учитываются только инвалиды труда — мужчины в возрасте до 60 лет и женщины — до 55 лет. Их среднегодовая численность определяется по средней арифметической:
где S „ив — среднегодовая численность неработающих инвалидов трудоспособного возраста;
£0 и 5| — численность этих инвалидов соответственно на начало и конец периода.
Подобным образом рассчитывается среднегодовая численность неработающих инвалидов-военнослужащих I и II групп в трудоспособном возрасте, получающих пенсии в органах социального обеспечения.
Далее определяются показатели численности неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях. В данном случае рассчитывают среднегодовую численность этой категории также как среднюю арифметическую из данных на начало и конец года.
Численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, определяется на основании специального ежегодного обследования населения по проблемам занятости.
Особое место в анализе трудовых ресурсов занимает расчет среднегодовой численности учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы. С этой целью определяется численность: учащихся общеобразовательных (государственных и негосударственных) школ, находящихся в трудоспособном возрасте; учащихся средних профессиональных учебных заведений; студентов высших учебных заведений; аспирантов дневной формы обучения и докторантов; учащихся подготовительных отделений и факультетов вузов. Следует подчеркнуть, что из общей численности учащихся трудоспособного возраста дневной формы обучения во избежание двойного счета исключаются учащиеся дневной формы обучения, сочетающие учебу с трудовой деятельностью.