Социально-экономическая статистика
Основные задачи статистики и ее организация в России
Задачи статистики. Одной из основных задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В связи с этим обеспечение информационных запросов управленческих структур становится актуальной задачей статистики, способствующей успешному реформированию экономики.
В условиях становления рыночных отношений в стране первоочередной и основополагающей задачей развития теории и практики статистики является реформирование общеметодологических и организационных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода.
Переход от директивной экономики к рыночной требует построения показателей, отражающих процесс и результативность такого реформирования. Наиболее полно запросам рынка отвечает система национальных счетов (СНС), принятая в международной практике учета и статистики, переход к которой начался в Российской Федерации на основе разработанной и утвержденной Государственной программы, рассчитанной на 1993—1995 гг. Внедрение СНС в российскую статистическую практику требует внесения изменений в действующую систему показателей и учета, касающихся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения, а также пересмотра действующих форм государственной статистической отчетности.
В современных условиях требует совершенствования система сбора и обработки информации, т. е. достаточно остро встает проблема совершенствования организации статистического наблюдения.
Построение фундаментальных основ статистики, адаптированной к рыночным условиям, связано с переходом на такие формы наблюдения, как регистры, переписи, цензы и др.
Регистр (реестр) статистических единиц, в котором зафиксировано количество агентов рынка, является в условиях рыночных отношений единственным инструментом сплошного учета. Кроме того, особую значимость приобретают выборочные наблюдения, поскольку большинство статистических показателей в настоящее время собирается на выборочной основе.
Актуальной является задача создания постоянно действующих мониторингов, представляющих собой специально организованные систематические наблюдения за состоянием каких-либо объектов, и в первую очередь окружающей среды — воды, воздуха, почвы; оценки химического состава осадков и снежного покрова. Данные мониторинга используются для комплексной оценки качества окружающей среды, разработки природоохранных мероприятий.
В соответствии с требованиями развития рыночной экономики важную роль приобретают компьютеризация статистики, являющаяся составной частью программы информатизации России. В этой программе предстоит решить ряд задач по программной и технической совместимости различных автоматизированных систем на федеральном и региональном уровнях.
Для развития методов и средства сбора, передачи, обработки, накопления и выдачи статистических данных необходимо создание информационно-телекоммуникационной системы статистики (ИТСС), строящейся на основе вводимой в эксплуатацию информационно-вычислительной сети, включающей локальные вычислительные сети (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней. Создание ЛВС позволяет перейти от традиционной пакетной обработки статистической информации к новой информационной технологии, максимально автоматизирующей разработку статистической отчетности и информационно-справочное обслуживание местных органов власти и управления, предприятий, организаций и населения.
Наряду с существующими комплексами электронной обработки информации (КЭОИ), преобладающими в информационной системе, перед статистикой стоит задача перехода к комплексам регламентной обработки информации (КРО), основой которых будет автоматизация формирования статистической информации для федеральных органов.
Организация государственной статистики в России. В основу организации статистической работы в Российской Федерации положены следующие основные принципы:
• централизованное руководство статистикой;
• единые организационное строение и методология;
• неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государственного комитета по статистике (Госкомстат России), который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.
Согласно государственному и административно-территориальному устройству страны создана единая система государственной статис-. тики, которая проводит работу по единым плану и методологии. Методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.
Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и подотчетна ему, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления. Эта система имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни (рис. 2.1).
К низовым органам государственной статистики относятся городские и районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также в Москве и Санкт-Петербурге имеются комитеты по статистике. Руководящим организационным и методологическим центром является Госкомитет РФ по статистике. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов, ведением статистики, учета и отчетности во всех отраслях экономики, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой научной методологии. При Председателе Госкомстата России действует Совет руководителей органов государственной статистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной статистики.
В состав Госкомстата РФ входят управления: аналитическое; информационных ресурсов и регистров; статистических стандартов и классификаций; организации статистического наблюдения; СНС и батан сов, статистики финансов и платежного баланса; статистики цен; статистики товарных рынков и торговли и др.
Госкомстат РФ |
||
Руководство Коллегия |
Научно-методо - логический совет |
Управления и отделы |
Совет руководителей |
Журнал «Вопросы статистики» |
внипи |
Вычислительный центр
Институт статистики и экономических исследований ГСК РФ
Межотраслевой |
Издательство |
|
институт |
«Финансы и |
|
повышения квалификации |
статистика» |
|
Центральная лаборатория социальных и экономических измерений |
Госкомитеты республик без областного деления
Госкомитеты республик с областным делением
Областные (краевые, окружные), городские управления статистики
Районные (городские) отделы статистики
Районные (городские) отделы статистики
Рис. 2.1. Общая схема организации государственной статистики в Российской Федерации
Структура госкомитетов и статистических управлений в основном повторяет структуру Госкомстата РФ, но подразделения низшего уровня являются более мелкими и имеют меньшее число структурных подразделений.
В настоящее время назрела острая необходимость в разработке и принятии Закона о статистической деятельности, который станет правовой основой работы органов государственной статистики и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.