ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ИСПЫТАНИЯ НА ОСТАНОВКУ ТРЕЩИНЫ
В литературе эти испытания часто называются «испытаниями по Робертсону» (T. S. Robertson). Схема испытаний показана на рис. 6.56а.
Образец 1 имеет слева выступ с круглым отверстием, на которое выходит клиновой вырез. На правой кромке этого отверстия
Рис. 6.56 Схема испытаний на температуру остановки трещины |
предварительно выращена усталостная трещина 7. При испытаниях на этот выступ надевается холодильник 6. Справа у образца также имеется выступ, на который при испытаниях надевается нагреватель 8. По горизонтальной оси образца закрепляется несколько термопар, по показаниям которых строят распределение температуры в образце, показанное на рис. 6.56б.
Испытательное усилие N к образцу прилагается через отверстия 4 в пластинах захватов 3. Чтобы получить равномерное распределение напряжений по ожидаемому пути распространения трещины, между пластинами 3 и образцом 1 ввариваются более тонкие пластины 2 из пластичной стали. Их толщина назначается так, чтобы при расчетном усилии N они были бы нагружены до предела текучести и выравнивали распределение напряжений по образцу 1 за счет пластических деформаций в них.
Когда образец нагружен до заданных напряжений и по его длине x получено заданное распределение температуры, в клиновой вырез справа вставляют клин 5. По этому клину пневматическим молотком наносят тарированный удар, от которого начальная трещина 7 начинает распространяться. По мере роста трещины ее вершина попадает во все более теплые слои металла. Вязкость разрушения возрастает, и на расстоянии ха при температуре Та (рис. 6.56б) трещина останавливается. Авторы назвали эту
температуру температурой остановки трещины Та («arrestive temperature»).
Испытав несколько образцов при разных уровнях усилия N, можно построить график зависимости средних напряжений в образце от температуры остановки трещины. Характер такого графика показан на рис. 6.57.
Рис. 6.57 Характер зависимости напряжений от температуры остановки трещины |
Испытания, выполненные по этой методике в Центральном научно-исследовательском институте строительных конструкций имени В. А. Кучеренко (ЦНИИСК), показали, что для большинства строительных конструкционных сталей при толщинах больше 10 мм критическая температура Та превышает комнатную температуру. Таким образом, при проектировании обычных сварных конструкций необходимо предотвратить возможность инициации быстрой хрупкой трещины.
Предотвратить ее быстрое распространение невозможно.
Хрупкая трещина обычно останавливается тогда, когда на наклеп ее поверхностей израсходована вся упругая энергия, выделившаяся при ее распространении. В случае, когда инициация хрупкой трещины вызывается ударом по клину, работу удара нужно суммировать с выделившейся упругой энергией.
Таким образом, удар по клину может смещать точку остановки трещины и влиять на Та, получаемую в результате испытаний. Кроме того, на температуру остановки трещины, с этой точки зрения, может повлиять форма кривой распределения температуры по пути распространения трещины. Чтобы устранить эти погрешности, была разработана методика «испытания на двойное растяжение» (Double Tension Test — DTT), схема которой показана на рис. 6.56в.
Вместо нагрузки клином по этой методике в правой части образца делаются дополнительные захваты — для статического приложения силы N1, инициирующей хрупкую трещину без удара. Сила N1 создается специальной малой разрывной машиной с гидродомкратом, которая на этом рисунке не показана.
Кроме этого при DTT образец охлаждается равномерно по всему сечению. Это резко увеличивает трудоемкость, так как вместо одного образца с градиентом температур приходится испытывать серию образцов при различных температурах. За температуру Та
при заданном напряжении в этих испытаниях принимают такую температуру, при которой трещина в двух образцах остановилась, а в образце, испытанном при температуре на 5° ниже Та, трещина распространилась на все его сечение.