ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
КРИТИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ ДЕФОРМАЦИИ
Критическую скорость деформации, ниже которой происходит динамическое старение, можно определить из равенства ид = ип. Если скорость движения дислокации намного меньше, чем скорость, с которой могут перемещаться атомы примеси вслед за дислокацией, то дислокация, как механические грабли на сенокосе сгребают сено (рис. 5.11в), увлекает за собой дислокации. На рис. 5.11г эта дислокация показана в плоскости скольжения. Если линия дислокации первоначально находилась в положении 1 (показано штрихами) и перемещается в положение 2 (сплошная кривая), то все атомы примеси (светлые точки) с «заметенной» дислокацией площади abcd окажутся на линии дислокации (черные точки).
Однако если скорость движения дислокации окажется близкой к максимально возможной скорости движения примеси, то чем плотнее гряда примесей на линии дислокации, тем с меньшей скоростью эта гряда может перемещаться. Поэтому, время от времени дислокация должна отрываться от слишком большой гряды примесей. Аналогично механические грабли формируют на поле валы сена. Когда сопротивление движению сена становится больше веса дуг граблей, дуги перескакивают через валок сена и процесс повторяется (рис. 5.11в).
□ D |
|||||
'ХР Г |
9 |
||||
О |
v *4 * |
||||
1,8 2,2 2,6 3,0 1000 т, к Рис. 5.12 Проверка условия появления динамического старения |
Эффект Портевена-Лешателье объясняется синхронным отрывом дислокаций от накопившихся атомов примесей. Этот процесс должен вызывать падение напряжений, которое видно на диаграмме нагружения в виде провала. Очередное накопление атомов примеси на дислокациях приводит к повышению сопротивления пластической деформации и выглядит на кривой нагружения, как подъем на очередной зубец (рис. 5.10, кривая 3).
Для экспериментальной проверки справедливости этого условия производили одноосное растяжение образцов с разными скоростями при различных температурах и по формуле (5.12) определяли скорость дислокаций. Полученные результаты отмечали точками на рис. 5.12.
Если диаграмма нагружения была гладкой, как кривая 2 на рис. 5.10, то наносили белые точки. Если зубчатой (как кривая 3 на рис. 5.10) —
черные. Зачерненные наполовину точки использовали в том случае, если на диаграмме появлялись отдельные зубцы или ступеньки (назвали «порча кривой»).
На этот же рисунок нанесены сплошные наклонные прямые для ип, вычисленные по формуле (5.9) с использованием значений D0 и Q из табл. 5.1 для углерода и(С) и для азота v(N).
Из рисунка видно, что минимальная скорость движения дислокаций, при которой появляется зубчатая кривая нагружения, хорошо совпадает с вычисленной максимальной скоростью движения атомов углерода. Однако максимальная скорость деформации, при которой наблюдается порча кривой нагружения, на порядок выше, чем максимально возможная скорость движения атомов азота. Именно этой кривой следует ограничить область скоростей деформации, при которых нужно считаться с динамическим деформационным старением.