ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ОСОБЕННОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ПРИМЕРЫ ИХ РАЗРУШЕНИЙ
1.1.
ПРИМЕРЫ АВАРИЙ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
В курсах по проектированию и производству сварных конструкций, а также технологии сварки рассматривались основные типы сварных конструкций, стандартные нормы расчета на прочность, правила конструктивного оформления сварных узлов, технология их сборки и сварки. В общем случае изученные приемы гарантируют прочность и работоспособность сварных конструкций. Однако даже при строгом соблюдении всех изученных норм проектирования и стандартных технологических правил бывают сравнительно редкие исключения и сварные конструкции внезапно разрушаются. Приведем некоторые примеры.
1.1.1.
СВАРНЫЕ МОСТЫ
В 8 часов 20 минут 14 марта 1938 года при температуре воздуха -2°С жители города Хассельт (Бельгия) услышали звук, свидетельствующий о громком ударе. Немногочисленные свидетели обратили внимание на появившуюся трещину в нижнем поясе фермы между третьей и четвертой стойками городского моста. Шесть минут спустя мост разломился на три части (рис. 1.1). Немногочисленные прохожие успели за эти 6 минут сбежать с моста. Никто не пострадал.
Таким было первое в истории хрупкое разрушение крупной сварной конструкции. Постройка этого городского моста, рассчитанного на автомобильное и трамвайное движения, длилась с 1935 по 1936 год, сдача в эксплуатацию состоялась в январе 1938 года, т. е. мост прослужил только 3 месяца.
Мост был изготовлен из стали с пределом прочности 42 кГ/мм2 (типа СтЗ): сталь бельгийская бессемеровская неуспокоенная с пределом прочности между 365 и 435 МПа в состоянии после проката. Химический состав (табл. 1.1) в общем соответствовал ожи-
даемому, однако было отмечено повышенное содержание серы и фосфора на верхних границах полос разброса экспериментальных данных. На ряде образцов отмечалась пониженная ударная вязкость при комнатной температуре.
Несущая конструкция состояла из двух вертикальных безрас - косных ферм с пролетом 75 м высотой около 11м, расположенных на расстоянии 10,4 м друг от друга (рис. 1.2).
Рис. 1.1 Вид разрушившегося моста через канал Альберта |
Та б л ица 1.1 Соотношение элементов, %
|
Примечание. Обратите внимание на содержание кремния — если это следы, то сталь кипящая; если сотые доли процента — полуспокойная. |
[ 10400 ] |
||||||||||||||||
31 |
L05 |
Рис. 1.2 Схема металлоконструкции моста через канал Альберта в Хассельте |
По нижнему поясу фермы соединялись поперечными балками с шагом примерно 3 м. На эти балки укладывался настил проезжей части моста и трамвайные пути. По верхнему поясу в центральной части фермы соединялись горизонтальными связями у каждой стойки (см. вид по А-В).
Поперечные сечения поясов и стоек ферм показаны на рис. 1.3.
Нижний пояс фермы с поперечным сечением около 1x1,3 м образован из двух сварных двутавров, соединенных друг с другом вертикальными диафрагмами из листа толщиной 10 мм. Короткие диафрагмы имели высоту 200 мм. Длинные диафрагмы по высоте были равны стенкам двутавров (1,2 м). Для пропуска поясных швов у диафрагм на углах везде сделаны скосы 50x50 мм. Двусторонние поясные швы имели катет 20 мм. Диафрагмы к двутаврам приварены швами с катетом 7 мм.
Изогнутый верхний пояс имел П-образное сечение с габаритами около 1x1 м. Стенки соединялись диафрагмами трех типов с высотами 200, 800 и 1000 мм. Для обеспечения жесткой связи между вертикальными стенками в продольном направлении к диафрагмам были приварены горизонтальные планки, которые можно видеть на поперечных сечениях как верхнего пояса (снизу), так и нижнего пояса (сверху). Поперечное сечение стоек состоит из
двух двутавров, соединенных посередине листом. Пояса всех элементов фермы имеют одинаковую ширину 300 мм. По этой ширине полки двутавров стоек в узлах фермы приварены к полкам двутавров нижнего и верхнего пояса фермы в каждом узле. Вид соединения представлен в верхнем правом углу рис. 1.3. Из рисунка видно, что конструктор предусмотрел меры для снижения концентрации напряжений в этом месте. Чтобы исключить пересечение сварных швов, стенка стойки оборвана и скруглена. На поясе фермы в месте его соединения с поясом стойки сделана предварительная наплавка. К ней на монтаже приваривается пояс стойки стыковым швом, поперечное сечение которого затемнено.
Первичная трещина, которая привела к обрушению моста, возникла в корне этого стыкового шва (точка «а» рис. 1.3). Она распространилась по верхней полке нижнего пояса фермы, пересекла поясной шов с катетами 20 мм. На поясном шве разветвилась под влиянием продольных сварочных напряжений. Одна из трещин остановилась в точке «Ь». Вторая прошла через нижний пояс двутавра к точке «с» и полностью разрушила поперечное сечение этого двутавра нижнего пояса фермы.
Вначале причину разрушения связали с концентрацией напряжений в точке «а». Однако через некоторое время разрушился аналогичный мост. Разрушение нижнего пояса произошло на значительном расстоянии от узла соединения со стойкой. Трещина возникла в поясном шве двутавра нижнего пояса в гладкой его части.
Можно было бы предположить, что все мосты данной конструкции из этой стали дефектны. Но через канал Альберта в Бельгии было построено около 50 аналогичных мостов. Из них разрушились только 2. Почему остальные надежно работали, и чем разрушившиеся мосты отличались от остальных, так и осталось загадкой.
Рис. 1.4 Разрушение моста в Канаде |
Изломы металлоконструкций мостов были хрупкими, так ломается чугун. Никаких признаков пластической деформации металла не видно. Излом кристаллический, и сколько бы ученые ни пытались получить такой излом этой же стали в лабораторных условиях, ничего не выходило. Образцы разрушались с пластической деформацией.
Разрушений мостов было достаточно много. На рис. 1.4 показан еще один пример (видны люди, идущие по льду в обход моста).