МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЯЗКОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕТАЛЛА КОЛЬЦЕВЫХ СВАРНЫХ ШВОВ РУЛОНИРОВАННЫХ СОСУДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
В связи с перспективами строительства крупнотоннажных химических производств в районах с холодным климатом, а также исходя из особенностей технологического цикла изготовления РСВД, оценка вязкостных свойств и сопротивления хрупкому разрушению элементов конструкций приобретает все большее значение.
Для обеспечения надежности эксплуатации в условиях пониженных температур проводятся предварительные расчеты сопротивления корпусов сосудов высокого давления хрупкому разрушению [1], разрабатываются регламенты пуска аппаратуры в зимнее время.
Рис. 1. Структура сварного соединения 10Г2С1 + 22ХЗМ, схема вырезки образцов и местоположение надрезов 1 — рулон (Р); 2 — зона термического влияния наплавки на рулон (ЗТВ Р); з — наплавка на рулон (HP); 4 — зона термического влияния в наплавке рулона (ЗТВ HP); 5 — металл шва (Ш); в — зона термического влияния в наплавке на поковку (ЗТВ НП); 7 — наплавка на поковку (НП); 8 — зона термического влияния в поковке от наплавки (ЗТВ П); 9 — поковка (П). |
В основе существующих методов оценки сопротивления хрупкому разрушению лежат некоторые определяемые экспериментально температурные критерии — значения первой и второй критических температур хрупкости. Согласно существующим представлениям [2], при температурах ниже второй критической £кр2 материал элементов конструкции находится в хрупком состоянии, при температурах выше первой критической £кр1 — вязком состоянии и в температурном интервале ^крі — ^кр2 — квазихрупком состоянии.
При соблюдении определенного комплекса требований элементы конструкций могут успешно эксплуатироваться в условиях квази - хрупкого состояния. Так, при технологической опрессовке корпусов РСВД, когда материал кольцевых сварных швов подвергается значительному пластическому перенапряжению, необходимо, чтобы температурные условия гарантировали стабильность действующей нормативно-технической документации дефектов сварных швов, исключили бы возможность их страгивания и продвижения. Такие условия могут быть обеспечены в том случае, если металл сварного соединения будет находиться в вязком состоянии, т. е. при температуре не ниже £кр1. Поэтому изучение вязкостных характеристик металла кольцевых швов РСВД представляет практический интерес.
Вязкостные характеристики сварных соединений определялись на основании результатов испытаний призматических образцов с надрезами I и IV типов (по ГОСТ 9454-60) на динамический изгиб при температурах от 40 до —60 °С с соблюдением требований соответствующих стандартов. Испытания проводились на маятниковом копре ПСВО-ЗО с регистрацией диаграммы изгиба в координатах усилие — прогиб на фотопленку. Расшифровка диаграмм позволили дифференцированно оценить способность металла сварных швов сопротивляться зарождению и развитию дефектов.
iapt Дж/см* |
< |
--'“'1 |
||
1 |
! |
_ ---- Л ?-■' _________ tA |
||
• |
с |
1 -І |
_______ р ------ |
|
с |
У ;=.■=-—* |
с |
3' ____ —1 Г ____ ,_J |
___ |
Рис. 2. Температурные зависимости интегральной работы разрушения (ударной вязкости) и работы развития трещин металла зон сварного шва, примыкающих к рулонированной (а) и монолитной (б) части кольцевой пробы ( интегральная работа разрушения на образец первого типа; —--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- работа развития трещины), Условные обозначения те же, что и на рис, 1, |
Рис. 3. Температурные зависимости доли волокна в изломе образцов из зон сварного соединения, примыкающих к рулонированной части кольцевой пробы. Условные обозначения те же, что и на рис. 1.
Рис. 4. Температурные зависимости доли волокна в изломе образцов из зон сварного соединения, примыкающих к монолитной части кольцевой пробы. Условные обозначения те же, что и на рис. 1. |
Изломы ударных образцов с надрезом] IV типа изучались на бинокулярном микроскопе МПБ-2, замерялась площадь, занимаемая хрупкой составляющей, и определялась доля вязкой составляющей в изломе.
При одинаковых значениях температуры испытывали от шести до 20 образцов. При обработке результатов испытаний применялись методы математической статистики.
Объектом исследования послужил металл кольцевой пробы, сопутствующей промышленному аппарату. Кольцевая проба представляла собой сварное соединение концевой части сосуда из стали марки 22ХЗМ с рулонной обечайкой из стали марки 10Г2С1. Структура сварного соединения с наложенной на нее схемой вырезки образцов и расположением надреза, представленная на рис. 1} показы-
Значения критических температур хрупкости для различных зон кольцевого шва
•’она |
сварного |
соединения |
||||||
*кр1> °С |
р |
HP |
ЗТВ HP |
ш |
ЗТВ HII |
НГ1 |
ЗТВ 11 |
П |
«42 |
15 |
28 |
8 |
5 |
15 |
15 |
0 |
вает, что изучались практически все зоны (области) кольцевого сварного соединения.
Результаты определения величин удельной интегральной работы разрушения (ударной вязкости) металла зон, относящихся к рулонной части кольцевой пробы (рис. 2, а), свидетельствуют о том, что суммарное сопротивление разрушению этих зон в исследованном температурном интервале достаточно велико.
Известно [3], что ударная вязкость ан состоит из двух составляющих, связанных с двумя основными этапами процесса разрушения, а именно: из работы, затрачиваемой на зарождение дефекта (трещины) а3, а также расходуемой на его распространение ар.
Представленные на рис. 2, б и 3 температурные зависимости работы распространения дефекта, полученные на основании анализа осциллограмм ударного изгиба, и использования методики Гуляева
[4] показывают, что такие области сварного соединения, как наплавки на рулон (HP) и, особенно, зона термического влияния в наплавке (ЗТВ HP), характеризуются весьма низким сопротивлением развитию дефектов, несмотря на достаточно высокую суммарную работу разрушения аи.
Малые значения энергии сопротивления развитию дефектов предопределяют преимущественно кристаллический излом ударных образцов, малую долю вязкой составляющей и соответственно высокие значения первой критической температуры хрупкости £крь определяемой по 50 % вязкого волокна в изломе. Действительно, для областей ЗТВ HP HPZ„pl равна соответственно 28 и 15 °С, тогда как для рулонной стали она составляет — 42 °С (рис. 3).
Материал зон сварного соединения, примыкающих к монолитной части кольцевой пробы, также характеризуется достаточно высокими значениями ударной вязкости (особенно наплавка на поковку и зона термического влияния в наплавке на поковку). Величина ударной вязкости для всех зон монотонно уменьшается с понижением температуры.
Материал сварного соединения области ІІП и ЗТВ НП, обладая высоким сопротивлением развитию трещин в области положительных температур, резко снижает способность противостоять распространению дефектов при отрицательных температурах. Материал концевой части (поковки) и зоны термического влияния в поковке от наплавки в области отрицательных температур обладает более высокими значениями величин работы развития дефектов. Значения первой критической температуры хрупкости (рис. 4) составляют соответственно для металла поковки 0 °С, ЗТВ НП — 5 °С, НП и ЗТВ П — 15 °С.
Таким образом, исследование вязкостных характеристик коль
цевой пробы показало, что различные зоны сварного соединения характеризуются разной величиной энергии, необходимой для стра - гивания и развития дефектов, и, следовательно, различной способностью противостоять наступлению хрупкого разрушения.
Значения tKpi, разграничивающие области вязкого и квазихруп - кого состояний материала, для различных зон кольцевого шва находятся в широком температурном интервале. Данные таблицы свидетельствуют о том, что наивысшим значением £кр1 характеризуется зона термического влияния в наплавке на рулон.
Значения ікрі для других зон сварного соединения 10Г2С1 + + 22ХЗМ, за исключением материала рулона и поковки, также находятся в области положительных температур. Следует отметить, что величины t„pі характеризуют уровень сопротивления металла сварного соединения хрупкому разрушению на стадии изготовления РСВД без учета возможного смещения значений £крі под влиянием эксплуатационных параметров (длительного воздействия повышенных температур, цикличности нагрузки и др.).
Полученные количественные сведения о сопротивлении металла различных областей кольцевых швов РСВД хрупкому разрушению могут быть использованы при установлении температурного режима процесса технологической опрессовки, разработке регламента пуска РСВД в холодное время года.
[1] Многослойные обечайки изготавливались в Институте электросварки им. Е. О, Патона АН УССР под руководством В. И. Новикова,
[2] Труфяков В. И., Киръян В. И. и др. Сопротивление многослойных труб хрупким и вязким разрушениям,— См. наст, сб., С. 24—34.
[3] Степанов В. Г. Гидровзрывная штамповка элементов корпусных конструкций.— Л,: Судостроение, 1966.— 291 с,
[4] Максимович Г. Г., Третяк И. Ю., Нудлан С. М., Баранецкий В. С. Универсальная установка для испытания микрообразцов на ползучесть, длительную и кратковременную прочность.— Физ.-хим. мех. материалов, 1977, № 1, с. 105—108.
[5] В табл. 1—5 приведены средние аначения пяти испытаний при каждой температуре,
[6] В табл. 7—10 в числителе приводятся данные испытаний образцов в исходном состоянии, в знаменателе — после отпуска 580—600 °С,
[7] Дьяченко П. Е. Определение площади фактического контакта поверхностей.— В кн.: Изучение износа деталей машин при помощи радиоактивных изотопов. М. : Изд-во АН СССР, 1957.— 102 с.
[8] Крагельский И. В., Демкин Н. Б., Сидоренко Г. С. Формулы для расчета площади фактического касания.— Вестн. машиностроения, 1963, № 10. с. 15-18.
[9] Задача определения X, Су по экспериментальным Та.
[10] См. настоящий сб. с. 136—144.
[11] См. наст. сб. с, б—14.
[12] В работе принимали участие инженеры Л. И. Файнберг, В. В. Нецерковный, А. В. Кравченко, Л. Г. Шитова.
[13] В проведении работ принимал участие сварщик С. М, Литвин.
[14] Испытания выполнены под руководством и при участии В. И. Кирьяна,
[15] В работе принимал участие И. П. Петров.
[16] Для обозначений серий, состоящих из одного образца, сохранены та же номера, что и в табл. 1, добавлен только индекс а,
[17] В проведении исследований участвовали Т. JI. Хлопкина, А. С. Шерш - нев, G. А. Иванов, Э. Ю. Бурменко и др.
[18] Калинин Н. Г., Пановко Г. Я., Лебедев Ю. А. и др. Конструкционное демпфирование в неподвижных соединениях.— Рига : Изд-во АН ЛатвССР, I960,— 169 с.
[19] Разрушение / Пер. с анг. Т. 5. М. : Машиностроение, 1977.— 464 с.
[20] — (N — 1) v, 250
[21] ОСТ 1.41177—78. Расчет на прочность матриц для штамповки импульсными нагрузками листовых замкнутых осесимметричных обечаек,— М. : НИАТ, 1978,—58 с.
[22] Пимштейн П. Г., Хисматулин Е. Р., Луиіпей М. К. Прочность сварных многослойных сосудов высокого давления.— Автомат, сварка, 1966, № 6, с. 31—34.
[23] Для того чтобы различить взаимное расположение витков на всех рисунках, условно показана конечная толщина витков,
[24] ~ hJh* = Iі г - h, “ л ^ = 2! 4 ~
311
[25] Пимштейн П. Г., Берман А. Г. Напряжения в кольцевых швах многослойных сосудов высокого давления.— В кн.: Вопросы прочности сосудов высокого давления. Вып. 1. Иркутск; 1969, с. 147—177.
[26] Горячева И. Г. Плоские и осесимметричные контактные задачи для шероховатых упругих тел.— Прикл. математика и механика, 1979, № 1, с. 17—25.
[27] Цвик Л. Б. Принцип поочередной непрерывности при решении задач теории поля по частям,— Докл. АН СССР, 243, № 1, 1978, с. 74—77.
8. Пимштейн П. Г., Жукова В. Я. Расчет напряжений в многослойном цилиндре с учетом особенностей контакта слоев.— Пробл. прочности, 1977, вып. 5, с. 71-77.