МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО КОЛЬЦА ПОЛЯРИЗАЦИОННО-ОПТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
В связи с широким применением в инженерной практике цилиндрических многослойных труб, получаемых из тонкого листа путем навивки на цилиндрическую оправку, большую актуальность приобретает исследование напряженного состояния отдельных слоев и оболочки в целом как в процессе намотки, так и в условиях ее эксплуатации при действии внутреннего давления. Вначале многослойные сосуды рассчитывали как толстостенные. Затем появились новые методы расчета, учитывающие явления, которые присущи только этим видам сосудов [1—4]. Однако анализ прочности многослойных сосудов сопряжен с трудностями, обусловленными специфическими особенностями их конструкции и технологии изготовления.
В настоящей работе поляризационно-оптическим методом исследуется напряженное состояние при навивке многослойного кольца и нагружении его внутренним давлением.
Рис. 1. Общин вид приспособления для навивки многослойного кольца (а) и нагружения многослойного кольца равномерным внутренним давлением (б). |
Для изготовления прозрачных моделей многослойных оболочек необходим листовой оптически чувствительный материал, обладающий определенными качествами. Листы должны иметь значительные размеры, малую толщину и в момент навивки быть эластичными. Пластины аз широко распространенного оптически чувствительного материала на основе эпоксидной смолы ЭД-6, полученные горячей полимеризацией, для этой цели не пригодны, так как для навивки их необходимо предварительно размягчить повышением температуры. Применение пластин из недополимеризованного материала холодного отверждения на основе эпоксидной смолы для изготовления моделей витых многослойных оболочек весьма трудоемко. Кроме того, изучение влияния предварительного натяжения на напряженное состояние, а также на работоспособность конструкции при действии равномерного внутреннего давления методом «замораживания» требует нескольких моделей [5].
Поэтому для исследований была выбрана плоская модель элемента витого многослойного цилиндра, представляющая собой многослойное кольцо. В качестве модельного материала применялся листовой целлулоид, который хорошо поддавался навивке и обладал достаточной оптической чувствительностью. Из прошлифованного до толщины 4,5 мм отожженного целлулоида вырезались полоски шириной 3 мм и склеивались для получения ленты длиной 4 м. Полученная таким образом полоса навивалась на стальной диск диаметром 200 мм на специально сконструированном приспособлении8 обеспечивающем навивку с постоянными скоростью и натяжением (рис. 1, а), равномерное внутреннее давление создавалось на устройстве цангового типа через резиновую прокладку (рис. 1, б).
Для наблюдения и фотографирования картин полос навивку и нагружение производили в рабочем поле поляризационно-оптической установки «Фотоэластициметр FP». Оптическую разность хода б измеряли на координатно-синхронном поляриметре КСП-6.
Навивку многослойного кольца производили без и с постоянным натяжением. Производилась навивка шести слоев. Затем многослойное кольцо, заклеенное на первом и шестом слоях, нагружали равномерным внутренним давлением и определялись напряжения в характерных сечениях.
Рис. 3. Картины полос, характеризующие напряженное состояние многослойной полосы от действия внутреннего давления Р = 8 МПа для зоны склейки первого и последнего слоев. |
Рис. 2. Распределение полос, характеризующих напряженное состояние ленты в процессе навивки с постоянным натяжением а ** 10 МПа, |
Интерференционные картины полос, наблюдаемые в процессе навивки кольца с натяжением ленты о = 10 МПа, показаны на рис. 2. Они характеризуют напряжения от изгиба и ее растяжения.
Картины полос от нагружения внутренним давлением отожженного кольца, навитого без натяжения, даны на рис. 3. При нагружении многослойной полосы равномерным внутренним давлением наблюдается перепад напряжений по толщине каждого слоя. Это объясняется тем, что при навивке многослойной полосы без натяжения между слоями образуются зазоры, которые обусловливают дополнительный изгиб отдельных слоев.
При навивке полосы с натяжением уменьшаются межслойные зазоры, при нагружении внутренним давлением перепад напряжений уменьшается.
ММ |
і* |
Jh |
||||
1 і. / |
* і < 2 |
7 І. 3 |
to n і21: яв * 1 5 |
К 17 И с |
1,НН |
ю Q |
’ 1 2 |
: М |
1 >Р И J? 13 ц 6 |
1рн |
||
-ю |
||||||
-20 -30 |
•-і х-г f |
в-3 л |
Рис. 4. Распределение тангенциальных а0 и радиальных аг напряжений в сечении многослойного кольца при действии равномерного внутреннего давления Р=3 МПа: 1 — кольцо, навитое беа натяжения; 2 — о натяжением; a с мягкой прослойкой. |
Для устранения межслойных зазоров навивку осуществляли также с мягкой прослойкой между слоями. Для этого между слоями проложили полоску из ПОЛИ - 6віМПа хлорвинила. Так, при нагруже- г«||* нии многослойного кольца внут - !> ренним давлением, как и в слу - чае навивки с натяжением, перепад напряжений по слоям б,,нпа уменьшился.
Напряжения, возникающие при навивке и при действии равномерного внутреннего давления, не вызывали пластических деформаций многослойного кольца. Поэтому напряженное состояние каждого слоя можно представить в виде суммы напряжений, связанных с натя
жением ленты при навивке, с ее изгибом до заданного радиуса и действием внутреннего давления. На рис. 4 представлены усредненные по толщине каждого слоя тангенциальные а© и радиальные а2 напряжения, вызванные равномерным внутренним давлением Р 3 МПа в многослойном кольце при рассматриваемых случаях навивки. По оси ординат отложены напряжения ое и ат, по оси абсцисс — расстояния от внутреннего контура многослойного кольца. Цифрами обозначены номера слоев от внутреннего контура. Сплошными линиями на графиках показаны значения напряжений, вычисленные по формулам Ляме [6]. Во всех приведенных случаях экспериментальные значения напряжений близки к расчетным напряжениям для толстостенного цилиндра.
Поляризационно-оптическое исследование модели многослойного кольца позволяет оценить особенности напряженного состояния ленты в местах ее закрепления. Картины полос, показанные на рис. 4, свидетельствуют о концентрации напряжений в зоне закрепления первого и последнего слоев. Последняя наблюдается на первом, втором и шестом слоях и распространяется на расстоянии пяти толщин от места склейки. Этот эффект концентрации напряжений в зонах закрепления слоев необходимо учитывать при анализе работоспособности многослойных оболочек.
Предложенная методика представляет широкие возможности для оценки конструктивно-технологических приемов оптимизации напряженных состояний элементов многослойных конструкций.