МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ПОЛЕЙ В МНОГОСЛОЙНЫХ РУЛОНИРОВАННЫХ КОРПУСАХ ТЕПЛООБМЕННЫХ АППАРАТОВ
Использование многослойных рулонированных оболочек для иэготовления корпусов теплообменных аппаратов (ТА), работающих в широком диапазоне температур и с большими скоростями изменения температуры теплоносителя, требует особого внимания ввиду того, что величины температурных напряжений в таких оболочках в ряде случаев могут превышать допустимые. Расчет термонапряженного состояния подобных конструкций, прежде всего, определяется точностью расчета нестационарных температурных полей в многослойной
оболочке с неидеальными термическими контактами между слоями.
Рис. 1. Схема цилиндрической (а) и полусферической (б) стенок корпуса, разбивка на пространственные интервалы. а: 1 — слой плакирования (0Х18Н10Т), Л, = 10—3; 2 — обечайка (22 К), Л2 =f = 3 • 10 3 — рулонированная часть (12ХГНМФ), Л3 =4 ■ 10—'4 — воздушный зазор, ht = 6^. б: l — слой плакирования (0Х18Н10Т), Л, = 10 3, г — рулонированная часть (22К), Л, = 4 • 10 3 — воздушный зазор, h, = 2 • 10 ^. |
Целью данной работы являлось определение теплового состояния многослойной рулонированной оболочки ТА на различных режимах работы установки. Особое внимание было обращено на оценку влияния величин контактных термических сопротивлений (КТС) между слоями и характер их распределения по толщине оболочки на температурные поля.
Соотношение размеров оболочки I, di R (dt — толщина г-го
І
слоя; R — внутренний радиус оболочки) и характер протекания тепловых процессов в ней позволили сформулировать задачу в декартовой системе координат и одномерной постановке. При этом контактные термические сопротивления между слоями заменялись термическими сопротивлениями «эквивалентных» воздушных зазоров, которые рассматривались как дополнительные слои. Схема двух элементов корпуса ТА (цилиндрическая стенка и полусферическое днище) и расположение расчетных узлов (сетка) показаны на рис. 1.
В работе приведены описание методики и результаты численного исследования температурных полей в рулонированной (70 слоев) оболочке ТА для следующих режимов работы установки:
плановый разогрев из «холодного» состояния до «горячего» со скоростью 20 °С/ч;
то же, со скоростью 30 °С/ч;
стационарный режим работы установки;
плановое расхолаживание из «горячего» состояния до «холодного» со скоростью 30 °С/ч;
ускоренное расхолаживание со скоростью 60 °С/ч.
Определение теплового состояния рулонированной оболочки корпуса на нестационарных режимах работы установки рассматривалось как задача о распространении нелинейного (в частном случае — линейного) потока тепла в неограниченной многослойной среде. Математическая модель задачи формулируется следующим образом:
дТ с,{х, Т)-^ = |
дТ *■ <*• Jw |
+ W (х, г), |
дх |
Т (х, 0) = Т0 — const,
х=0 |
дТ дх |
— (Гср. і) (Т |ж=о — ГсрЛ),
= а2 (Т) (Т |х=г Тср.2),
ГДЄ Тср.2 = То |
0 ^ х < d-L^x <ld1 - j - d2, |
X =1
Cvi(T), К(П cd2 (Т), к (Г);
с„ (х, Т), К (х, Т) = | ся3 (У), Х3 (Т) d1 + d2 + гД ^ х <С ^ dk - f - г А;
h=l
4
fe=i 69; |
^v4 {T), Я4 (T); ^ dk - f - ;'A ^ x < ^ d^ -|- jД;
fc=l
Д = + <tf4; T = 0, 1, ... , 70; 7 = 0,1,
W (x, t) - |
Ax exp (— lOx), tt <; г ^ t,
A2 exp (—10a;), ti-<x^t2,
As exp (— 10x), t2 < t < J3; где каждому режиму работы установки соответствует свой набор констант Аг, А2, Аа, ty, t, t2, ta;
,T' — T0 -j - FjT, t ^ i1;
Гер.! = r = rmax + F2 (t - tj, t, < T < *a,
ІГ" = Гтах — F3(T — У, t2<x^t3;
где F3 — скорости изменения температуры теплоносителя при разогреве установки; V3 — при расхолаживании.
Поскольку Гер., — заданная функция времени, то
ai (Гср.1) = ai W"
Нелинейные зависимости теплофизических свойств и коэффициента теплоотдачи а2 — заданные таблично функции температуры.
Рис. 2. Влияние линеаризации нелинейного уравнения теплопроводности (цилиндрическая стенка). Стационарное распределение температур в элементах корпуса (-------------------------- линейная задача; — нели
нейная задача):
1, 1' — х = 50 с; 2 — х = 100; 3, 3' — т = 500! 4 — т = 1000; 5, S’ — Т =
= 1800 с; 6 — стационарное распределение в полусферическом днище; 7 — стационарное распределение в цилиндрической стенке.
Следуя рекомендациям [1], задача решалась численно методом прогонки. Для расчета стационарного режима использовалось известное аналитическое решение [2], при реализации которого на ЭЦВМ путем итераций учитывалась нелинейность коэффициента теплоотдачи а2. Стационарное распределение температур в цилиндрической стенке корпуса и полусферическом днище показаны на рис. 2. Как видно, замена нелинейных зависимостей теплофизических свойств применяемых материалов от температуры их средними значениями (относительная погрешность около 4 %) несущественно влияет на температурное поле. Поэтому в дальнейшем будем использовать линейное уравнение теплопроводности.
На рис. 3 представлены кривые распределения температур* рассчитанных для многослойной оболочки, имеющей постоянную толщину с максимальной величиной зазора (б = 0,06 мм) и для монолитной стенки (б = 0). Если графики иллюстрирующие распределение температур в монолитной стенке для всех моментов времени близки к прямым линиям, то соответствующие им кривые для многослойной стенки имеют качественные отличия, а именно характерную точку перегиба в зоне контакта обечайки и рулонированной части оболочки; неравномерное распределение градиента температур по толщине оболочки и др. Это свидетельствует о том, что градиенты температур в многослойной стенке и, следовательно, температурные напряжения могут быть существенно больше, чем для монолитной стенки.
На рис. 4 показано распределение температур в полусферическом днище корпуса в ре-
Рис. 3. Сравнение кривых разогрева
(---------- ) и расхолаживания (--------------------- )
для цилиндрической стенки корпуса:
1 — т=0; 2 — х = Юг (в = 0,06 мм);
3 — т = 10 !й = 0); 4 — X = 50 (в =
с 0,06); 5 — т = 50 (в = 0); 6 — X =
= 51 (в = 0,06); 7 — т = 51 (А = 0); а — т = 54 (в = 0,06); 9 — х = 54 (в = 0);
10 — т = 55 (6 = 0,06); 11 — т = 55 (б —
= 0); 12 — т = 58 (6 = 0,06)! 13 — х =
=* 58 г (6 = 0 мм).
Рис. 4. Распределение температур в ^ полусферическом днище корпуса в ре - ' жиме планового рааогрева ( ) и ускоренного расхолаживания (-------------------------------- ) 250
(V2 = 30 °С/ч, F3 = 60 °С/ч).
1 — t = 0; 2 — X = 10; 3 — х = 20; 4 - т = 30; S — х = 40; б — х = 50; 1 — М
т = 51; в — т = 52; 9 — т = 53; J0 — х =
■=54; JJ — т = 55; 12 — 1 = 56; ja —
t = 57; 14 — т = 58.
жиме планового разогрева и ускоренного расхолаживания.
Как видно, наибольшие градиенты температур в оболочке наблюдаются при ускоренном расхолаживании установки.
В ряде вариантов решения задач исследовалось поведение температурных кривых в зависимости от величины и характера распределения КТС по толщине оболочки. На рис. 5 показаны результаты сравнения температурных полей, рассчитанных для различных законов распределения КТС (первый вариант — постоянные значения КТС, 6 = 0,02 мм; второй — линейный закон роста величины КТС от координаты я, 26Jn = 0,02 мм, где re — число зазоров; третий —задание
І
КТС с помощью датчика псевдослучайных чисел). Последний способ задания КТС, на наш взгляд, позволяет наиболее полно учесть следующие важные факторы, во многом определяющие процесс теплопередачи в многослойной оболочке:
наличие волнистости и шероховатости поверхности отдельных слоев (листов проката), а также окисной пленки на поверхности слоев; особенности сборки — неравномерность усилия при рулони - ровании, перекосы; существование отдельных зон сплошности.
Для розыгрыша значений б, равномерно распределенных в интервале 6min = 0; 8тах = 0,4 мм, использовался датчик псевдослучайных чисел, описанный в [3].
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы.
1. Величины КТС существенно влияют на распределение температур в стенке корпуса, увеличивая по сравнению с монолитной конструкцией градиент температур примерно на порядок.
Рис. 5. Сравнение температурных
кривых при разогреве (------------------- )- и
расхолаживании (-------------------------------- )
цилиндрических стенок корпуса с различным характером распределения воздушных зазоров по толщине оболочки.
Z — т=0| 2 — х — 104 (вариант 1, 2, 3); 3 — X = 50 (в. 2); 4 — X = 50
(в. 1); S —т = 50 (в. 3); в — х = 54
(в. 2); 7 — х = 54 (в. 1); а — х = 54
(в. 3); 9— т — 55 (в. 2); 10 — х = 55
(в. 1); 11 — т = 55 (в. 3); 12 — т = = 56 (в. 2); 13 — X = 58 (в. 1); 14 —
т = 584 (вариант 3),
2. Наиболее напряженными (критерий — величина градиента температур) элементами конструкции являются начальные слои: при разогреве — в цилиндрической стенке, при расхолаживании — в полусферическом днище.
3. Градиенты температур на нестационарных режимах работы установки значительно (примерно в 2,5 раза) превышают эти величины на стационарном режиме. Следовательно, термонапряженное состояние конструкции необходимо рассчитывать для нестационарных режимов с относительно большими значениями б{ и скоростями изменения температуры теплоносителя.
4. Характер распределения КТС по толщине оболочки |^при