МНОГОСЛОЙНЫЕ СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТРУБЫ
КОНСТРУКЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МНОГОСЛОЙНЫХ ТРУБ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
Необходимость увеличения объема передаваемого газа на большие расстояния потребовала нового подхода к выбору оптимальных решений транспорта газа и существенному повышению надежности работы газопроводных систем.
Значительная часть оборудования трубопровода, включая и собственно трубы, ранее закупалась в капиталистических странах — ФРГ, Японии, Италии — что было связано с отсутствием отечественного производства сварных труб большого диаметра, в которых бы исключались хрупкие разрушения.
За рубежом для изготовления таких труб применялась сталь, прокатываемая по контролируемым режимам на специальных станах и содержащая дефицитные легирующие элементы — ниобий, молибден, и, в некоторых случаях, никель. Цена труб при этом существенно повысилась.
Как видно из табл. 1, ведущие фирмы ФРГ и Японии, являющиеся основными производителями сварных труб большого диаметра на мировом рынке, используют стали контролируемой прокатки с прочностью на уровне 600 МПа, в которых имеется ниобий и молибден, а в некоторых случаях и никель.
С 1979 г. Харцызский трубный завод начал выпускать отечественные газопроводные трубы требуемого качества диаметром 1420 мм, но из стали, покупаемой в Японии, Австрии, Италии. Некоторая часть труб была выпущена из отечественной стали 09Г2ФБ, содержащей покупаемый за рубежом ниобий, и имеющей гарантированный предел прочности 560 МПа вместо 600 МПа у импортной стали. Для производства труб на давление 10 и 12 МПа, для которых необходима сталь с существенно большей толщиной стенки, потребуется, по-видимому, использование еще более дорогой стали.
Для решения проблемы создания отечественных труб для магистральных северных газопроводов, транспортирующих газ при давлении 10—12 МПа, было предложено заменить сплошную стенку трубы на многослойную. Это позволило, во-первых, получить отечественные трубы для таких газопроводов без повышения стоимости 1 т трубы при увеличении толщины ее стенки; во-вторых, учитывая
Массовая доля |
||||||
Наименование фирмы или завода |
||||||
диаметр |
толщина |
С |
Si |
МП |
||
ФРГ, Маннесманн (для СССР) |
1420 |
15,7 23,2 |
0,12 |
0,5 |
1,65 |
|
Япония, Сумитомо |
1420 |
26,3 |
0,06 |
0,3 |
1,50 |
|
Япония, Ниппон Кокан |
1420 |
21,6 25,8 |
0,12 |
0,5 |
1,75 |
|
Япония, Кавасаки, Стил СССР (ХТЗ, импортная листо |
1420 |
25,4 |
0,09 |
0,28 |
1,56 |
|
вая сталь из ФРГ, Тиссен) |
1420 |
16,5 |
0,10 |
0,35 |
1,65 |
|
Италия, Италсидер СССР (ХТЗ, сталь 09Г2ФБ с им |
1420 |
16,5 |
0,10 |
0,35 |
1,65 |
|
портным ниобием) |
1420 |
17,5 |
0,13 |
0,35 |
1,7 |
|
СССР (ХТЗ, отечественная рулонная сталь 09Г2СФ) |
1420 |
16,4 32,0 |
0,13 |
0,8 |
1,7 |
особенности тонкой стали, создать трубы, в которых бы исключалась возможность хрупкого разрушения, в том числе лавинного и применяя при этом в производстве труб рулонную горячекатаную низколегированную сталь, прокатываемую на высокопроизводительных отечественных станах непрерывной прокатки и существенно более дешевую, чем листовая сталь такой же прочности, пластичности и хладостойкости; в-третьих, используя конструктивные особенности труб с многослойной стенкой, исключить и вязкие разрывы большой протяженности.
Переход на многослойную стенку требовал решения трех принципиальных задач: определения оптимальной толщины полосы, используемой в производстве многослойных труб; способа получения на концах труб участков со сплошной стенкой, изыскания наиболее рациональной конструкции и технологии производства многослойных труб.
При выборе толщины полосы необходимо было учитывать следующие основные факторы.
1. Возможность получения рулонной горячекатаной стали толщиной 3,9—5,5 мм с пределом прочности не ниже 600 МПа, пределом текучести не менее 450 МПа; показателями ударной вязкости при температуре — 20 °С и 0,8 МДж/м2 при испытании образцов Шарпи и 80 % волокна при испытании образцов ДУТТ, не содержащей при этом ниобия, молибдена, никеля.
2. С увеличением толщины полосы показатели прочности снижаются.
3. С уменьшением толщины полосы при неизменном диаметре трубы кольцевая жесткость многослойной обечайки и местная устойчивость стенки трубы снижаются при воздействии изгиба и продольного сжатия.
элементов |
Прочностные характеристики, МПа |
|||||||
S |
р |
V |
Nb |
Мо |
Ni |
|||
<*В |
ат |
|||||||
0,015 |
0.025 |
0,08 |
0,06 |
0,30 |
0,30 |
5 600 |
5470 |
|
0,003 |
0,027 |
0,06 |
0,033 |
0,16 |
0,20 |
630 |
530 |
|
0,015 |
0,025 |
0,10 |
0,06 |
0,3 |
0,3 |
5=600 |
5 470 |
|
0.002 |
0,013 |
0,07 |
0,031 |
0,09 |
■ — |
630 |
520 |
|
0,010 |
0,020 |
0,08 |
0,05 |
0,3 |
_ |
>600 |
5470 |
|
0,010 |
0,020 |
0,08 |
0,05 |
0,3 |
— |
5600 |
5470 |
|
0,010 |
0,020 |
0,09 |
0,05 |
_ |
_ |
2=560 |
5420 |
|
0,015 |
0,025 |
0,09 |
5600 |
5450 |
4. Толщина используемой полосы определяет геометрические характеристики поверхности трубы в зонах нахлесточных и кольцевых швов и влияет на конструктивную прочность многослойных труб.
5. Толщина полосы должна обеспечивать получение суммарной расчетной толщины стенки трубы при 4—7 слоях.
Учитывая все изложенные факторы, на первом этапе создания многослойных труб ЦНИИЧМ была принята рулонная горячекатаная сталь марки 09Г2СФ толщиной 3,9—5,5 мм по ТУ 14—1—2074— 77. Химический состав стали 09Г2СФ следующий: С — 0,13 %, Мп — 1,7; Si - 0,8; S - 0,015; Р - 0,025; V - 0,09; А - 0,05 %. Механические свойства стали этой марки характеризуются такими показателями: временное сопротивление 600 МПа; предел текучести 450 МПа; относительное удлинение не менее 20 %; ударная вязкость на образцах с острым надрезом (г = 0,25 мм, Т = —20 °С) 0,8 МДж/м2; доля вязкой составляющей в изломе на образцах DWTT с прессованным надрезом (7Vn = —20 °С) 80 %.
Создавая трубы с многослойной стенкой, изготавливаемые по любой технологии, следует иметь в виду обязательное требование потребителей труб: концы труб должны иметь участки со сплошной стенкой. Это условие существенно влияет на конструктивное решение многослойной части и выбор оптимальной технологии производства труб.
Согласно техническим условиям на трубы из обечаек с многослойной стенкой, разработанным в 1975 г., к концам многослойной трубы требовалось приваривать кольца со сплошной стенкой шириной не менее 170 мм. Наличие по концам труб участков со сплошной стенкой существенно упрощает все строительно-монтажные работы, однако требует решения задачи получения таких колец, а также включения
в технологический процесс производства стыковки колец с трубой, сварки кольцевых стыков и их контроля.
Институтом электросварки им. Е. О. Патона АН УССР сов - сяй) с ХШЗна предприня та попытка заменить концевые участки труб из сплошного ме талла получением по концам труб участков замоноличивания - у. многослойной стенки на ширине не менее 60 мм с помощью кон - % тактной сварк и. В связи с этим '•? была создана спецпальная ма - i шина для замоноличивания тор - ЪМ цов труб с помощью контактной і сварки, но стабильно получать уг^замоп оличенные участки с тре - Рис. 1. Конструкция трубы из много - буемыми прочностью и вязкое - слойных обечаек. тью не удалось. Поэтому было
принято согласованное решение вернуться к прежней конструкции многослойной трубы с концевыми участками из обечаек со сплошной стенкой.
Заметим, что наличие концевых участков со сплошной стенкой полностью решает все проблемы сборки и сварки труб в трехтрубные секции и в нитку трубопровода на трассе при использовании отработанных приемов работ и имеющегося оборудования, упрощает выполнение захлестов, врезок, ремонта газопровода и др.
В то же время наличие в многослойной трубе концевых обечаек со сплошной стенкой играет важную роль при выборе технологии изготовления труб с многослойной стенкой, и в значительной степени предопределяет ее.
При выборе наиболее оптимальной, с нашей точки зрения, технологии мы проанализировали все известные из патентной литературы и предложенные советскими организациями (Иркутским НИИхиммашем, ВНИИметмашем, Волжским трубным заводом и др.) способы получения многослойной стенки.
При любом способе получения многослойной части трубы и наличии концевых обечаек со сплошной стенкой необходимо выполнить следующее:
изготовить многослойную часть трубы;
обработать торцы многослойной части и обечаек со сплошной стенкой;
осуществить сборку и технологическую сварку обечаек со сплошной стенкой с многослойной частью трубы;
сварить кольцевые швы снаружи и изнутри трубы; провести рентген-телевизионный контроль кольцевых швов; осмотреть и отремонтировать кольцевые швы;
S
осуществить повторный рент - ген-телевизионный контроль кольцевых швов;
Рис. 2. Влияние угла подачи полосы на телескопичность и коничность многослойной обечайки. |
обработать торцы готовых труб.
В предлагаемом и осуществляемом на Харцызском трубном заводе и на Выксунском металлургическом заводе способе изготовления многослойной части трубы предусмотрена прямая навивка рулонной полосы по спирали Архимеда.
Многослойная труба, изготавливаемая на ХТЗ и на ВМЗ, длиной до 11,6 м состоит из семи обечаек, сваренных между собой кольцевыми швами (рис. 1). Количество обечаек в трубе определяется шириной рулонной полосы, получаемой с отечественных станов непрерывной прокатки. Для трубы из семи обечаек необходима рулонная сталь шириной 1600— 1700 мм.
Каждая многослойная обечайка изготавливается из мерного отрезка полосы, навиваемого по спирали Архимеда, с закреплением сваркой начала и конца полосы с нижележащими слоями многослойной обечайки. Число слоев обечайки и, соответственно, длина мерного отрезка-заготовки рулонной полосы, выбирается в зависимости от требуемой по расчету суммарной толщины стенки трубы и толщины рулонной стали, используемой в производстве труб.
Обязательным условием является также необходимость использования в производстве рулонной стали с имеющейся серповидностью. Опыт работы трубных производств, применяющих рулонную сталь, и навивки более 5 тыс. шт. многослойных обечаек показал, что получение рулонной стали без серповидности и волнистости кромки нереально. Как показывают исследования (рис. 2), прямая навивка наименее чувствительна к упомянутым дефектам рулонной стали.
Таким образом, получение многослойной части трубы в варианте многослойных труб из отдельных обечаек сводится к навивке многослойных обечаек, сварке и контролю нахлесточных швов для закрепления начала и конца полосы, а затем происходят все операции изготовления многослойных труб с концевыми обечайками или кольцами со сплошной стенкой, которые должны быть выполнены при любом способе получения многослойной части трубы.
Следует учитывать, что число сварочных установок для сварки кольцевых швов внутри и снаружи трубы, а также время их работы одинаково для приварки обечаек или колец со сплошной стенкой либо сварки всей многослойной трубы из обечаек, поскольку все швы свариваются одновременно. Поэтому конструкция многослойной трубы из отдельных обечаек является наиболее технологичной.
Fnc. 3. Устройство для навивки. многослойных обечаек. |
Изготовление трубы принципиально новой конструкции на простейшем лабораторном оборудовании, исследование ее несущей способности и изучение распространения трещины в .многослойной стенке было выполнено на трубах диаметром 800 мм, изготовленных в Институте электросварки им. Е. О. Патона АН УССР.
Возможность поточного высокопроизводительного производства труб из отдельных обечаек должна быть проверена на созданпом с этой целью опытном участке по производству многослойных труб ХТЗ.
С целыо сокращения времени на создание опытного участка и уменьшения его стоимости был исключен ряд технологических операций и соответственно не было предусмотрено оборудование, которое устанавливается в цехе промышленного производства многослойных труб Выксунского металлургического завода.
На первом этапе работы участка было установлено, что принципиальные положения технологии производства труб из отдельных многослойных обечаек подтвердились, а именно:
осуществлена навивка многослойных обечаек (рис. 3) из рулонпой полосы без закрепления начала полосы к намоточному барабану, так как во всех известных вариантах навивки в производство многослойных сосудов высокого давления начало полосы крепится сваркой
к центральной обечайке, что не позволяет получить высокопроизводительный процесс;
сваренные нахлес - точными швами (рис. 4) и обработанные на торцовочных станках отдельные многослойные обечайки удается без затруднений собрать в трубную заготовку (рис. 5) с зазорами в кольцевых стыках, обеспечивающих возможность выполнения автоматической сварки и получения при этом се - миобечаечной трубной заготовки требуемой ге ометрической формы;
произведена автоматическая сварка кольцевых стыков (рис. 6) между многослойными обечайками удовлетворительного качества без Рпс• 4‘ Установка для сварки наружного на - 1 „ хлееточного шва обечаики.
предварительной наплавки торцов обечаек,
что было также принципиально новым технологическим процессом.
На основе проектных исследований и результатов работы опытного участка Харцызского трубного завода создается промышленное производство многослойных труб на Выксунском металлургически заводе, первая очередь которого вошла в эксплуатацию в 1ЯК1 г.
Следует отметить два важных элемента технологии, выполнение которых определяет в значительной мере работоспособность газопровода из многослойных труб: глубина проплавлення при сварке внутренних и наружных нахлесточных швов и отсутствие в сварных швах внутри трубы дефектов, соединяющих внутранний объем трубы и межслойные зазоры. Необходимо также го минимума снизить объем ремонта швов внутри трубы. При ярлолнении требований, предъявляемых к технологии изготовления труб, особенно при получении необходимой глубины проплавлення, обеспечивается расчетная статическая прочность многослойной трубы. Натурные прочностные испытания труб и трубных плетей показали, что хрупкие разрушения в многослойных трубах из стали 09Г2СФ в исследованном интервале температур не наблюдаются. Следовательно одна из принципиальных задач, стоявших при создании труб с многослойной стенкой, решена успешно.
Рив. 5, Сборка и технологическая сварка обечаек в трубную заготовку не. б. Сварка кольцевых швов внутри трубы. |
В настоящее время перед специалистами-трубниками стоит важная и сложная задача — исключить в газопроводах вязкие разрушения большой протяженности. Заметим, что конструктивная особенность многослойной трубы резко снижает вероятность разрывов большой протяженности, а при некоторой ее модификации можно гарантированно останавливать в пределах одной обечайки и вязкую трещину.
Из первой партии многослойных труб диаметром 1420 мм с толщиной стенки 16,4 мм (четыре слоя из полосы с номинальной толщиной 4,1 мм), изготовленных на опытном участке Харцызского трубного завода, сооружен участок газопровода протяженностью около 2 км.
Основной целью строительства было исследование влияния новой конструкции трубы на процесс сооружения трубопровода диаметром 1420 мм при использовании существующих методов строительства и средств малой механизации. В процессе строительства участка газопровода был проведен большой комплекс работ и получены ценные результаты.
Установлено, что при принятой конструкции трубы, могут быть использованы все существующие способы складирования и транспортирования труб, сборки и сварки их в трехтрубные секции и нитку трубопровода. При очистке и пленочной изоляции на трассе могут быть применены имеющиеся агрегаты, включая комбайн для совмещенной очистки и изоляции.
Была также подтверждена возможность изоляции трубопровода из многослойных труб и опуска в траншею изолированного трубопровода с существующим темпом опуска при работе типовой колонны из шести трубоукладчиков, оснащенных катковыми полотенцами.
При совмещенном методе изоляции и опуска была опробована схема работы колонны из семи трубоукладчиков с комбайном в середине колонны с использованием трех спаренных троллейных подвесок перед комбайном и катковых полотенец после комбайна.
Имевшие место случаи потери устойчивости стенки трубы и специальные испытания многослойных труб, выполненные ВНИИСТ, позволили уточнить требования к толщине слоя многослойных труб.
В процессе строительства без каких-либо затруднений было проведено несколько замен многослойных труб как на бровке, так и в траншее. Эти работы были выполнены с применением обычных методов замены труб без использования дополнительных труб со сплошной стенкой.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
1. Многослойная конструкция трубы позволяет выпускать трубы на более высокое давление без повышения стоимости тонны трубы, что открывает путь к экономичному повышению давления транспорта газа.
2. Использование рулонной горячекатаной стали 09Г2СФ позволяет изготавливать отечественные трубы на давление до 12 МПа и более с удовлетворением требований прочности, вязкости и хла - достойкости.
При этом достигается экономия стали на 6,7 % по сравнению с трубой того же назначения из стали 09Г2ФБ и использовании при этом еще существенно более дешевой стали.
3. Решена задача получения труб, исключающих возможность образования и распространения в многослойной стенке хрупких разрушений при температуре эксплуатации до —20 °С.
4. Конструкция трубопровода из многослойных труб существенно снижает вероятность образования вязких разрывов большой протяженности.
5. Проведенная на опытном участке отработка технологических операций изготовления многослойных труб из обечаек и оборудования для их реализации дала возможность организовать поточное высокомеханизированное производство сварных труб большого диаметра.
6. Сооружение участка газопровода из многослойных труб позволило получить ценный опыт, выявить особенности строительства трубопроводов из многослойных труб, уточнить требования к продольной устойчивости стенки труб и наметить мероприятия по подготовке к использованию многослойных труб промышленного производства.