Понятие о давлении, разрежении и вакууме
Окружающий поверхность земли атмосферный воздух оказывает давление на все тела, находящиеся на земле. Это давление атмосферы определяют так: стеклянную трубку длиной в 100 см, наполненную ртутью и запаянную с одного конца, перевертывают открытым концом в сосуд с ртутью. Ртуть в трубке немного опустится и остановится на высоте 760 мм от уровня ртути в сосуде (рис. 58). По этому принципу устроен прибор для измерения давления атмосферы — барометр. Следовательно, атмосферное давление уравновешивается весом столба ртути высотой 760 мм, а так как ртуть в 13,6 раза тяжелее воды, то для того чтобы уравновесить столб I 1 I ртути столбом воды, высота его должна быть
10,33 м (76 смХ 13,6=;1033 см или 10,33 м).
Э™ давление называется физической
атмосферой. В технических измерениях
----------------- пользуются другой единицей измерения —
Рис. 58. Схема ртутного барометра |
технической атмосферой, равной давлению столба воды высотой в 10 м или 73,56 см ртутного столба.
Различается давление абсолютное и избыточное. При определении абсолютного давления учитывают и давление атмосферы и обозначают его буквами ата. Избыточным давлением называют давление сверх атмосферного и обозначают буквами ати. Например, манометр на котле показывает давление избыточное. Давление ниже атмосферного называют разрежением или вакуумом. Например, разрежение
ЗО мм водяного столба означает, что давление на 30 мм водяного столба ниже атмосферного.
Одна техническая атмосфера соответствует давлению 1 кг на 1 см2 (сокращена 1 кг/см2), потому, что столб воды высотой 10 м и сечением 1 см2 весит 1 кг.
Рис. 59. Работа дымовой трубы |
Небольшое давление и разрежение измеряются в миллиметрах водяного или ртутного столба, причем 1 мм водяного столба равен давлению 1 кг/м2 (объем, занимаемый слоем воды высотой в 1 мм и налитой на площадь 1 м2, весит 1 кг).
Дымовые трубы. Газы в тепловых установках движутся за счет тяги.
Различают тягу естественную, создаваемую дымовой трубой, и искусственную, создаваемую вентиляторами.
Действие дымовой трубы (рис. 59) основано на том, что поступающие в нее дымовые газы нагреты и имеют удельный вес меньший, чем вес наружного воздуха. Вследствие этого возникает разница между давлением столба наружного воздуха (такой же высоты, как труба) и давлением столба горячих газов в самой трубе, которая и обусловливает движение газов из трубы наружу и наружного воздуха в топку.
Тяга (S), создаваемая трубой, будет равна:
или 5 = Н~ — H~[t кг/м2
S = - tf(70-7j кг/м2,
где Я — высота трубы в м;
То—-удельный вес наружного воздуха в кг/мъ
Т, —средний удельный >вес дымовых газов в трубе в кг/м3.
Из формулы видно, что чем выше труба и чем больше разница между удельным весом наружного воздуха и газов в трубе, тем большая создается тяга. Так как наружный воздух зимой имеет большей удельный вес, чем летом, то понятно, почему в зимнее время увеличивается тяга, а летом уменьшается.
Вентиляторы. В современных тепловых установках сопротив
ления, которые приходится преодолевать при движении дымовым газа. м, бывают настолько велики, что тяги дымовой трубы оказывается недостаточно. В таких случаях приходится прибегать к искусственной тяге. Искусственная тяга создается вентиляторами.
Вентиляторы могут создавать как разрежение, так и давление до 1500 кг/м2.
По конструктивным особенностям вентиляторы подразделяются на центробежные и осевые.
Центробежный вентилятор (рис. 60) состоит из ло-
Рис. 60. Центробежный вентилятор: 1 — кожух, 2 — лопастное колесо, 3 — патрубок |
лопастного колеса 2, улиткообразного кожуха 1 и привода. На колесе имеются узкие лопатки, наружные концы которых загнуты по направлению вращения (есть вентиляторы с лопатками иного типа). Под действием центробежной силы, развиваемой при вращении колеса, воздух отбрасывается к периферии и под давлением выходит из кожуха через прямоугольный нагнетательный патрубок 3. При этом внутри колеса образуется разрежение, вследствие чего наружный воздух устремляется в вентилятор через всасывающий патрубок. Если разрезать какой - либо тракт (например, трубу) и подсоединить один его конец к всасывающему патрубку вентилятора, а второй — к нагнетательному, то при работе вентилятора воздух или газ будет перемещаться по тракту. В ветви, подсоединенной к всасывающему патрубку, обычно создается разрежение, а в подсоединенной к выхлопному патрубку — давление.
В зависимости от развиваемого давления центробежные вентиляторы делятся на вентиляторы низкого давления (до 100 мм вод. ст), среднего (до 300 мм вод. ст.) и высокого (до 1500 мм вод. ст.).
В зависимости от направления выхода воздуха вентиляторы могут быть правого 'Вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода) и левого вращения (против часовой стрелки).
Колесо центробежного вентилятора приводится в движение непосредственно от электродвигателя или при помощи ременной передачи.
Осевой вентилятор (винтовой, крыльчатый, пропеллерный) представляет собой лопастное колесо, расположенное в цилиндрическом кожухе (рис. 61). При вращении колеса воздух перемещается в направлении оси, поступая через входное 72
отверстие и выходя через выпускное. Колесо приводится во вращение электродвигателем.
Осевые вентиляторы развивают небольшое давление, до 40 мм вод. ст., но в то же время перемещают большие объемы
воздуха.
Рис. 61. Общий вид осевого вентилятора |
На гипсовых заводах для перемещения запыленных газов применяют центробежные (пылевые) вентиляторы с меньшим числом лопаток (обычно 6), благодаря чему рабочее колесо не забивается пылью. Для перемещения запыленных дымовых газов с высокой температурой (200—300°) применяют специальные центробежные вентиляторы более прочной конструкции (дымососы) .
Мощность электродвигателя, который требуется для работы вентилятора, определяется по формуле QH
= |
кет,
3600-102
где Q — количество перемещаемого воздуха в м3/час;
Н — суммарные потери в сети (сопротивление сети) в кг/лг2; т]в—коэффициент полезного действия вентилятора, определяется по таблице, обычно т} „ = 0,5-+- 0,65; т]п —«. п. д - передачи, в зависимости от типа передачи колеблется от 0,85 до 0,95.
Установочная мощность электродвигателя с учетом пускового момента должна быть в 1,1 —г— 1,3 раза больше.
Если перемещаются горячие и запыленные газы, то, определяя мощность мотора, вводят поправку, учитывая температуру газа и концентрацию пыли в нем.
Эксплуатируя вентиляторные установки, необходимо повседневно наблюдать за состоянием газопроводов, вентиляторов и электродвигателей, своевременно обнаруживать и устранять неплотности в газопроводах и прочищать их. Места засорения воздухопроводов легко обнаружить простукиванием.
Для того чтобы вентилятор работал без неполадок, надо его хорошо балансировать. Шариковые подшипники вентилятора следует периодически промывать керосином и заполнять смазкой. В случае нагрева подшипников выше нормы необходимо найти причину нагрева и устранить ее. Центробежные вентиляторы следует периодически открывать и прочищать рабочие колеса. Необходимо такпф содержать в чистоте и обеспечивать надлежащий уход за моторами и приводами.
Топливо сжигают в специальных устройствах — топках. Топки представляют собой или самостоятельный агрегат или являются частью тепловой установки, как, например, в варочных котлах.
По конструкции топки делятся на слоевые и камерные.
В слоевой топке имеется колосниковая решетка, на которой горит кусковое топливо. Часть топки над слоем топлива называется топочной камерой или камерой горения слоевой топки. В ней сгорают выделившиеся из слоя горючие газы и мелкие частицы топлива.
Часть топки, расположенная под решеткой, называется зольником.
Камерные топки предназначены для сжигания газа, жидкого топлива, искусственно приготовленной угольной пыли или других мелко дробленых топлив (опилок, фрезерного торфа), поэтому в них нет колосниковой решетки.
В камерных топках топливо горит во взвешенном состоянии, в факеле.
Размеры топок характеризуются тепловой мощностью, площадью колосниковой решетки и объемом топочной камеры.
Мощность топки определяется количеством сжигаемого в ней топлива в час (в кг/час). Так как теплотворность топлива колеблется в значительных пределах, то мощность топки более точно может быть выражена количеством тепла, выделяющегося в ней за один час (Q ккал/час = BQPH ккал/час). Интенсивность работы топок оценивают тепловым напряжением колосниковой решетки и тепловым напряжением топочной, камеры, т. е. количеством тепла, выделившимся в топке за час, отнесенным к 1 м2 решетки или к 1 Л43 объема камеры.
Тепловые напряжения топочной камеры в ккал/м2 • час
300 000—400000 200000—350 000 250 000—450 000 250 000—500 000 200 000—350 000 |
Дрова и торф. .
Бурый уголь. . .
Каменный уголь.
Мазут.............................
Газообразно? топливо
Тепловые напряжения колосниковых решеток в промышленных топках при сжигании различных видов топлива приведены в табл. 5.
Топки с горизонтальной решеткой. Ручная топка с горизонтальной решеткой (рис. 62) состоит из камеры горения 7, колосниковой решетки 2 и зольника 3. Колосниковая решетка, на которой сжигается топливо, состоит из чугунных колосников, уложенных на чугунные или железные подколосниковые балки.
При сжигании дров или кускового торфа применяют колос-
Тепловые напряжения колосниковых решеток
Виды топлива |
Типы топок |
Тепловое напряжение в ккалім^-час
Топки с горизонтальной или наклонной колосниковой решеткой при естественной тяге и ручном обслуживании Полумеханизирован - ные топки с горизонтальной решеткой и воздушным дутьем, с качающимися. колосниками и ручным обслуживанием
Дрова и торф Бурый уголь Каменный уголь Антрацит
Дрова и торф Бурый уголь Каменный уголь Антрацит:
а) несортированный
б) сортированный
500 000—700000 150000—300000 300000—500 000 400000-600 000
1000000-1 400 000 900 000—1300 000 1200 000—1600 000
800000-1 100 000
1000000-1200000
иики в виде брусков или балочек (балочные колосники). Когда колосники укладывают на опорные балки, между ними образуются зазоры шириной до 20—30 мм.
При сжигании каменного угля или антрацита решетку делают из колосников в виде плит (плиточные колосники). Колосни
в Рис. 62. Топка с горизонтальной колосниковой решеткой: 1 — приямок для сбора уносов, 2 — колосниковая решетка, 3 — зольник, 4 — зольниковая дверка, 5 — дверка для заброски топлива, 6 — стены, 7 — камера горения, 8 — свод, 9 — порог, 10 — шнбер |
ки имеют чаще всего щелевидные отверстия шириной 6— 9 мм, расширяющиеся к нижней стороне колосника до 9— 12 мм. Сечение отверстий, через которые может проходить воздух (живое сечение), в плиточных колосниках составляет 10—20% от общей площади колосниковой решетки, в балочных колосниках — 25—40 %. Через отверстия в решетке к топливу подводится необходимый для горения воздух, а также просыпается зола в зольник.
Различают топки с естественным подводом воздуха под колосники и искусственным дутьем. Для искусственного дутья .используют дутьевой вентилятор.
В топке делают переваль
ную стенку или порог 9 из огнеупорного кирпича, благодаря которому воздух направляется вверх и создаются условия для лучшего перемешивания воздуха с горючими газами.
Для полного сжигания топлива необходимо, чтобы на колосниковой решетке оно лежало слоем определенной толщины.
Ниже приведена толщина слоя (в мм) различного топлива:
Бурые угли.................................................................... . 100—300
80—200 300—900 600—1500 |
Антрацит мелкий. ... ...... 60—80
» крупный Торф кусковой. Дрова....
Для нормальных условий горения в топке необходимо поддерживать разрежение (1—2 мм вод. ст.). Для этого регулируют отбор газов шибером 10, установленным в дымовом борове, и подачу воздуха под колосники дутьевым вентилятором.
Рис. 63. Качающиеся колосники |
Недостаток ручных топок: неравномерность процесса горения и тяжелый труд кочегара. Поэтому в настоящее время ручные топки применяют только в небольших установках, где сжигается 200—300 кг топлива в час.
Топки с качающимися колосниками. Топки с качающимися колосниками (рис. 63) легко очищаются от шлака. Колосники периодически поворачиваются в одну 'И другую сторону на некоторый угол, взрыхляют шлак и сбрасывают в зольник часть выжженного шлака. Полностью очищают топку с качающимися колосниками один раз в сутки.
Топки с пневматическими забрасывателями (рис. 64). В этих топках облегчается загрузка топлива на решетку. Топливо из 76
загрузочной воронки / шнеком 2 выдается на наклонную разгонную плиту 3, падает с нее на распределительную плиту 5 и струей воздуха, поступающего из сопла 4, сдувается в топочное пространство. Для равномерного распределения топлива по решетке меняют положение распределительной плиты 5 и силу воздушной струи. На 1 кг топлива требуется около 0,25 м? воздуха, который подается вентилятором с напором до 300 мм вод. ст. При этом более крупные куски топлива ложатся на переднюю часть решетки около распределительной плиты, а более мелкие летят на заднюю ее часть; сопротивление слоя топлива на решетке не одинаково. Поэтому пространство под колосниками разделено на поперечные зоны, и к задней зоне воздух подводится под более сильным давлением, чем к остальным.
Топка с механическим ротационным забрасывателем ПМР завода «Комега» (рис. 65). Топливо подается дозатором в ротационный забрасыватель и крыльчаткой (метате-° лем) сбрасывается в топку. Изменяя” положение отражателя (отбойного щита), топливо распределяют по длине решетки: если поднять отражатель вверх — куски топлива летят дальше, если опустить вниз — топливо ложится ближе. В Противо - Рис - 64- Пневматический забрасыватель:
положность пневматическому за - , „ „„„
/ — загрузочная воронка, 2— топ-
ОрНСЫВаТелЮ ротационным забрасы - ливоподающий шнек, 3 — разгон-
ватель крупные куски топлива иая5 “рИасіЬеда.“^ь°нГя плит/81' подает ближе к порогу, а мелкие —
ближе к фронту топки. Поэтому в переднюю зону воздух подается под более сильным давлением. При работе на сортированном угле пространство под колосниками может быть не разделено на зоны.
Показанная на рис. 65 топка имеет колосниковую решетку с поворотными колосниками. При повороте группы колосников при помощи тяг, соединенных с рычагами, шлак проваливается в бункер.
Пневмомеханические забрасыватели ЦКТИ (рис. 66).
Топливо в них забрасывается пневматическим и механическим путем. Благодаря такому сочетанию топливо равномерно распределяется вдоль решетки. Вследствие волнообразного очертания лопастей метателя топливо разбрасывается веером и равномерно распределяется по ширине решетки.
Шахтные топки (рис. 67). В шахтных топках сжигают топливо большой влажности: дрова, торф и др. В этих топках над колосниковой решеткой имеется шахта 1, в которой подсушивается топливо и частично выделяются летучие вещества. Бла-
Рис. 65. Топка с механическим ротационным забрасывателем: / — дутьевая заслонка, 2 — загрузочная дверка, 5 — рычаг, 4— забрасыватель, 5—питатель, 6 — бункер, 7 — отражатель, 8 — решетка |
годаря этому ускоряется горение топлива на решетке и разви - вается более высокая температура в топке.
В некоторых случаях важно, чтобы в топках образовывались продукты неполного сгорания топлива (например, СО) для того, 78
чтобы их можно было направить в печь (например, шахтную) для дожигания.
При таком ступенчатом процессе горения, названном полуга - зовым, легче получить высокую температуру в печи и равномерный обжиг материала.
К полугазовому процессу прибегают, когда необходимо в печи создать температуру выше 900—1000°.
Для этого обычно используют шахтные топки, сжигая в них дрова, торф или длиниопламенные угли. Слой дров и торфа в топке должен быть толщиной до 1 м, бурого угля — до 0,8 м.
Рис. 67. Шахтная топка (для торфа) с наклонными колосниками: 1 — шахта, 2 — наклонные колосники, 3 — дожигательные решетки |
Температура в полугазовой топке ниже, чем в топках полного сгорания.
Топка с шурующей планкой. В этой топке полностью механизирован процесс подачи топлива, шуровки слоя и удаления шлака и золы.
Решетка (рис. 68) представляет собой колосниковое полотно 9 длиной 3 м и шириной 1 м, состоящее из двух рядов колосниковых плит с круглыми отверстиями диаметром 6 мм. Между двумя рядами неподвижных плит имеется канал шириной 20 мм, вдоль которого движется «бесконечная» цепь 4, приводящая в движение шурующую планку 3. Планка представляет собой трехгранную балку с круто наклоненной передней и пологой задней гранями. Длина планки немного меньше ширины колосникового полотна.
Для защиты цепи от горящего топлива на ней укреплены узкие чугунные колосники, перекрывающие канал, в котором размещена цепь.
Тяговая цепь надета на две звездочки—переднюю 1, закрепленную на приводном валу, и заднюю 6, свободно посаженную на неподвижной оси. Планка периодически движется вперед и «азад вдоль решетки. При движении вперед она передней гранью захватывает из ящика для угля 2 некоторое количество топлива и передвигает его по решетке, одновременно сбрасывая шлак. При обратном движении планка, вследствие малого угла накло-
о
Ш‘й£/ |
■на задней грани, не захватывает топливо, а лишь разрыхляет его, проходя под слоем.
Так планка подает топливо, шурует и рыхлит слой и сбрасывает шлак в бункер.
Жидкое топливо, газ и угольная пыль сжигаются факельным способом, т. е. во взвешенном состоянии, в топочной камере или непосредственно в рабочем объеме печи. Распыляют и тщательно смешивают топливо с воздухом горелки и форсунки.
1 -4- |
-4 |
Т ВШ{Я |
||
Г / ■ ІІІ J |
U- <1 |
т1 |
J |
/11 )2 л |
Рис. 69. Горелка беспламеиного горения: • 1 — каналы, 2 — форкамера, 3 — смесительная труба, 4 — смеситель |
Горелки. Газовые горелки можно разделить на беспламенные и пламенные. В беспламенных горелках (рис. 69) газ интенсивно смешивается с воздухом в самой горелке: сначала в смесителе 4, затем в смесительной трубе 3 и окончательно в форка - мере 2. Выходящая из нее газовоздушная смесь переходит в узкие каналы 1, воспламеняется и мгновенно сгорает, образуя прозрачные продукты сгорания.
В пламенных горелках газ смешивается с воздухом при выходе из горелки в. топочной камере. Вследствие неполного смешивания при горении газа наблюдается пламя. В беспламенных горелках можно получить более высокую температуру горения за счет меньшего избытка воздуха, чем в пламенных горелках.
Форсунки. Форсунки для сжигания жидкого топлива бывают механические, паровые и воздушные.
В механических форсунках струя жидкого топлива под давлением 5—15 ати вытекает из очень мелких отверстий распылителя. Эти струйки благодаря вращательному движению, а также под влиянием сопротивления окружающей среды распадаются в топочной камере на мельчайшие капельки. Капельки подхватываются воздухом и, воспламеняясь. в нем, горят факелом. 6* 83
В паровых форсунках жидкое топливо распыляется паром, давление которого от 2 до 15 ати.
В воздушных форсунках топливо распыляется воздухом, давление которого 150—1000 мм вод. ст. (форсунки низкого давления) или до 25 ати (форсунки высокого давления).
Рис. 70. Форсунка Шухова |
На рис. 70 показана паровая форсунка системы инж. Шухова. Мазут поступает по внутренней трубе форсунки, а пар — по внешней. Выходя из форсунки, пар пересекает струю мазута, смешивается с ним, распыляет его на мельчайшие капли.
Мазут перед подачей в форсунку подогревают до 60—75°. При этом снижается его вязкость и облегчается распыление.
Форсунка для пылеугольного топлива представляет собой трубу диаметром 100—150 мм, по которой поступает в печь пылевоздушная смесь со скоростью 50—70 м/сек. Чтобы можно было изменять положение факела, форсунку делают поворотной и выдвижной.
Угольная пыль с малым содержанием летучих воспламеняется на значительном расстоянии от форсунки и дает короткий факел. Угольная пыль с большим содержанием летучих воспламеняется на близком расстоянии от форсунки и дает длинный факел.
Факельное горение жидкого, газообразного и пылевидного топлива протекает с малыми избытками воздуха (а^ 1,05—1,25), благодаря чему развивается высокая температура горения и достигается полное сжигание топлива.