Сварка при производстве электромонтажных работ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННАЯ САНИТАРИЯ
Обеспечение безопасности при выполнении сварочных работ, а также выполнение необходимых требований промышленной санитарии являются важнейшей частью комплекса мероприятий по организации электромонтажного производства. При сварочных работах следует учитывать возможные несчастные случаи, приводящие к временной потере трудоспособности и даже к смерти:
1. Поражение электрическим током.
2. Поражение глаз и открытых поверхностей кожи лучами электрической дуги.
3. Ожоги от разбрыгивающихся капель расплавленного металла и шлака и от прикосновения к неостывшим после сварки металлическим частям или из-за неосторожного обращения с термитными патронами.
4. Ожоги при пожарах, которые могут возникать, например, при загорании легковоспламеняющихся материалов, находящихся вблизи места сварки.
5. Ушибы и порезы при подготовке к сварке и во время сварки, например, при падении тяжелых и острых предметов или при неосторожном обращении с инструментами, применяемыми при подготовке кромок или очистке сварного шва.
6. Отравление вредными газами, выделяющимися при сварке.
7. Травмы, которые могут произойти при падении с высоты (неисправные подмости и т. п.).
8. Травмы вследствие взрыва баллонов со сжа-
тыми газами или из-за других причин при неправильном обращении с баллонами. —
Для предотвращения несчастных случаев при сварке необходимо:
1. Следить за исправностью изоляции проводов сварочной цепи и проводов, подводящих ток из сети к сварочному оборудованию. Заземлять корпуса сварочных преобразователей, трансформаторов и другого оборудования, а также обратные провода сварочной цепи, соединяющие изделия с источником сварочного тока. Применять электрододержатели с хорошо изолированными рукоятками. Оснащать сварочные установки устройствами автоматического отключения напряжения холостого хода при сварке в особо тяжелых условиях (тоннели, колодцы, металлические емкости, работы на открытом воздухе).
2. Применять средства защиты от действия энергии излучения — отдельные кабины для сварщиков, занавески, переносные щиты, маски или щитки со светозащитными стеклами.
3. Пользоваться исправной и сухой спецодеждой (брезентовые костюмы, кожаные или брезентовые рукавицы, кожаные ботинки без металлических гвоздей, резиновые сапоги или галоши и применять коврики при работе в сырых и стесненных местах.
4. Правильно обращаться с баллонами со сжатыми газами — предотвращать удары, переносить или перевозить только на специальных носилках или тележках, надежно закреплять при установке, защищать от непосредственного действия солнечных лучей и других источников теплоизлучения, использовать только баллоны, у которых не истек срок испытания; надежно закреплять редукторы на вентильных баллонах и выполнять другие мероприятия, предписываемые инструкциями по обращению с баллонами.
5. Работы по зачистке медных шин пескоструйными аппаратами производить в специальных камерах, изолированных от мастерских, или на открытом воздухе. Работающие на пескоструйных аппаратах должны иметь защитные очки и респираторы.
6. При термитной сварке не трогать и не подправлять рукой горящий или остывающий патрон; не пользоваться патронами, на которые попала вода, а также не работать под открытым небом во время дождя (попадание воды на раскаленный патрон может вызвать взрыв его); содержать и переносить патроны отдельно от термитных спичек; зажигать термитные спички, только закрепленные в специальных державках или удерживаемые в плоскогубцах; не производить повторного зажигания незагоревшейся термитной смеси ранее чем через 5 мин и отходить от места сварки на 1,5 м до окончания горения термита.
Более подробно требования техники безопасности сформулированы в «Правилах техники безопасности при электромонтажных и наладочных работах» [11], в частности, правила обращения с баллонами для сжатых газов изложены в «Правилах безопасности в газовом хозяйстве» [10].
Требования промышленной санитарии при сварке металлов, установленные Минздравом СССР [ 13 ], относятся в основном к производственным помещениям, вентиляции (местная и общеобменная), в частности к вентиляции в замкнутых объемах и полузамкнутых пространствах, спецодежде и индивидуальным средствам защиты.
Общеобменная вентиляция должна быть рассчитана так, чтобы предельные концентрации вредных газов и аэрозолей не превосходили установленных предельных значений.
При работах на нестационарных сварочных постах, в замкнутых объемах и полузамкнутых, пространствах объем отсасываемого воздуха местными отсосами должен быть не менее 150 м3/ч. В случаях, когда невозможно осуществить общую или местную вытяжку, следует предусматривать подачу чистого воздуха в зону дыхания сварщика.
Следует отметить, что женщины к сварке внутри замкнутых объемов вообще не допускаются.
[1] Сварочной ванной называется часть сварного шва, в которой металл в процессе сварки плавлением находится в жидком состоянии.
[2] Здесь и далее для перевода давления в единицы системы СИ принято соотношение 1 кгс/см2 = 0,1 МПа (МПа — мегапаскаль).
[3] Продолжительность горения зависит от порции термита.
[4] Здесь и далее для перевода силы в единицы системы СИ принято соотношение 1 кгс = ЮН = 1 даН (Н — ньютон, даН — деканьютон).
[5] Ослабленные швы считаются дефектными. Однако в некоторых конструкциях их рекомендуют (уменьшение концентрации напряжений при вибрации).
[6] В 1979 г. выходит специальный стандарт «Соединения контактные сварные. Основные типы и конструктивные элементы».
[7] Подробнее о применении технологических накладок см. в § 9-9.
[8] Случаи сварки стали с алюминием в электролизных установках рассматриваются отдельно.
[9] Электролизеры, и, ди так называемые электролизные ванны, — основные агрегаты для получения алюмин'йя путем электролиза.
* Серия электролизеров — это последовательно соединенные в одну электрическую цепь электролизеры (обычно около 150 шт.). Современные алюминиевые заводы имеют по нескольку серий электролизеров.
[10] Возможна также непосредственная стыковая контактная сварка пакета алюминиевых лент с медной пластиной.
[11] Категории размещения 3, 4, 4.1 и 4.2 по ГОСТ 15150—69.
[12] Категории размещения 2 и 5 по ГОСТ 15150—69.
[13] На постоянном токе выполняется подавляющий объем работ по сварке шин цветных металлов.
[14] при сварке, как правило, применяется флюс для удаления окиси с поверхности металла и для защиты от окисления сварочной ванны;
[15] 10 г для жил сечением 50—70 мм2; 15 г для жил сечением 95—150 іш2*
20 г для жил сечением 185—240 мм2.
[17] Эти причины разъясняются в соответствующих местах текста.
[18] Клещи называются паяльными потому, что они используются для различных работ по пайке, н’апример для припайки кабельных наконечников к медным проводам малого сечения.
[19] В дальнейшем для сокращения — пропано-кислородная.
[20] Намечается также использование пропано-кислородной сварки для соединения алюминиевых проводов малого сечения (2—10 мм2). Для этого создан набор принадлежностей НЛГ-1.
[21] В большинстве случаев сварку приходится выполнять для соединения в петлях анкерных опор уже подвешенных проводов ЛЭП.
[22] Имеются в виду соединители, обычно применяющиеся для сращивания сталеалюминиевых, алюминиевых и медных проводов ЛЭП.
6 Р. Е. Евсеев, В. Р. Евсеев 161
[23] Провода этих марок используются в районах с загрязнением атмосферы веществами, могущими вызвать коррозию стального сердечника провода.
[24] С монтажом соединителей можно познакомиться в брошюре И. А. Якобсона «Опрессовка контактных соединений проводов и тросов» (Б-ка электромонтёра, вып. 40, Энергия, 1961).
[25] Кондуктор № 1 — для ответвления шин; кондуктор JSTa 2 * Для ответвления шин сечением 25Х 3 мм от шин сечением 25х 3 мм
для соединения шин. принят пуансон диаметром 6 мм, который маркируется цифрой 3, обве
денной кружком. Для соединения шин сечением 25x3 мм и ответвления этих шин от шин ббльших сечений применяется пуансон диаметром 9 мм, маркируемый цифрой 3 без кружка.
[26] С этой же целью концы пуансонов перед работой рекомендуется смазывать вазелином.
[27] Разделку кромок у компенсаторов (пакета лент) выполняют ступенчатой их укладкой.
плотно прилегать к шине. При несоблюдении этого условия возможны дефекты сварного шва на стороне тонкой шины.
Сварку шин толщиной свыше 10 мм выполняют с предварительным подогревом посторонним источником теплоты до температуры около 800° С. Такой подогрев сопровождается интенсивным окислением меди, что может неблагоприятно сказаться на качестве швов. Поэтому после подогрева шин немедленно раскисляют металл одним из флюсов (см. табл. 3-8), который насыпают тонким слоем на свариваемые кромки.
Скорость движения головки вдоль шва подбирают такой, чтобы обеспечить полный провар кромок и не наплавлять лишнего металла в шов. Последнее возможно при малой скорости сварки. При слишком большой скорости сварки или подачи электродной проволоки получаются узкие швы с большим усилением и непровары на обратной стороне шва.
Подрезы шва и широкие конечные кратеры могут быть при слишком большом сварочном токе, а непровары кромки одной из шин — при смещении сварочной головки от оси стыка.
Сварку начинают с угольного бруска, на который замыкают электродную проволоку, и одновременно нажимают кнопку «пуск», находящуюся на головке. При этом начинают подаваться сварочная
[28] Для этой цели пригодны также другие сварочные тракторы, например ТС-17М.
[29] Материалы по армированию приводятся по И. Б. Баранову [1].
248
[30] Установки изготовляются по отдельным заказам на Московском опытном заводе электромонтажной техники (МОЗЭТ).
[31] Поставляется по ГОСТ 2138—74.
[32] Поставляется по ГОСТ 3552—63.
[33] Дневная потребность из расчета изготовления 150 форм составляет около 50 кг смеси.