Сварка при производстве электромонтажных работ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СВАРКЕ ШИН
Сварка шин, являясь частью общего комплекса работ по ошиновкам или по сооружению токопроводов, должна быть организована в соответствии с основным принципом современного строительно-монтажного производства, а именно с принципом индустриализации ^абот.
Под индустриализацией строительно-монтажного производства понимается такая форма организации, при которой максимум работ выполняется в заводских условиях или на производственных базах монтажных организаций, где изготовляются отдельные, по возможности крупные части установок, электроконструкции и монтажные детали. Работы на монтаже при этом сводятся преимущественно к сборке упомянутых частей или узлов, и совершенно исключаются или сводятся к минимуму работы по изготовлению каких-либо конструкций. В соответствии с этим принципом максимальное количество сварочных работ должно выполняться при изготовлении узлов ошиновок.
Рис. 13-І. Перевозка на монтаж фазы короткой сети электропередачи с помощью специальной транспортной рамы-контейнера (на заднем плане автокран, предназначенный для выгрузки и монтажа конструкции) |
Способ сварки должен быть в каждом отдельном случае выбран с учетом местных условий, например наличия электроэнергии, того или иного сварочного оборудования, объема и характера работ, степени ответственности установок и т. п. При этом следует учитывать, что при всех условиях важнейшим показателем для оценки способа сварки является его производительность, особенно при больших объемах работ.
В некоторых случаях необходимым условием является достижение коррозионной стойкости соединений в эксплуатации; в частности, это относится к соединениям шин, работающих в сырых помещениях и на открытом воздухе.
Рекомендации по выбору того или иного способа сварки приведены в § 9-1 и Ю-1..
Крупные сварные блоки шин с производственных баз монтажных организаций, где они изготовляются, транспортируются к месту монтажа автомашинами, или специально приспосабливаемыми в необходимых случаях (рис. 13-1) трубоукладчиками
места монтажа для доставки блоков шин используется также желез* нодорожный транспорт (рис. 13-3).
(см. рис. В-П, или трайлерами. В ряде случаев для этой цели разрабатываются и изготовляются специальные транспортные фермы (рис. 13-2) или контейнеры. При больших расстояниях до Рис. 13-2. Транспортировка монтажной секции симметричного открытого токопровода наружной установки из шин коробчатого профиля на специальной транспортной ферме |
Рис. 13-3. Блоки тяжелых алюминиевых шин сечением 430X60 мм («тающие» пакеты) перед погрузкой в железнодорожные открытые полувагоны для отправки на монтаж |
Если перевозка особенно длинных или тяжелых блоков с места их изготовления на монтаж затруднена, то в монтажной зоне целе
сообразно производить так называемую укрупнительную сборку, т. е. соединение с помощью сварки нескольких блоков. Это уменьшает количество сварочных работ на высоте или в труднодоступных местах, что в целом сокращает общие трудозатраты на монтаж.
В качестве примера приведем опыт монтажа магистральных шинопроводов типа ШМА75У на строительстве Камского автомобильного завода [7], где отдельные секции, соединенные сваркой в плети длиной по 12 м, в монтажной зоне укрупняли до 36 м и в таком виде поднимали с помощью лебедок на необходимую высоту. Там же в одном из помещений было запроектировано размещение группы подобных шинопроводов под перекрытием помещения, на общих подвесных конструкциях, что потребовало бы для монтажа выполнения дорогостоящих работ по сооружению лесов на всей площади помещения. Шинопроводы были собраны на уровне пола в блок массой около 2 т (рис. 13-4), укреплены на металлической поддерживающей конструкции и вместе с этой конструкцией подняты и подвешены к перекрытию.
Приведенные примеры еще раз показывают роль сварки как прогрессивной технологии при монтаже электрооборудования, не только качественно улучшающей конструкции и повышающей их надежность, но и обеспечивающей принципиальную возможность высокоэффективного ведения крупноблочного индустриального монтажа.
Существенно важным для хорошей организации работ по сварке шин на монтируемых объектах является обеспечение быстрой и удобной доставки сварочного оборудования, а также его сохранности в период монтажа. С этой целью целесообразно комплектовать сварочные посты в специальные шкафы. Такой шкаф имеет обычно отсек питания, где размещаются сетевой рубильник, предохранители и барабан с гибким кабелем для присоединения к сети. В другом отсеке размещаются баллон с аргоном, источник питания (трансформатор и выпрямитель), ранцевый полуавтомат ПРМ-4 или ПРМ-5 и ящик с аппаратурой управления. Отдельные элементы установки соединены между собой, и, таким образом, она всегда готова к действию. Шкафы имеют в верхней части рымы, за которые они могут стропиться автокраном при перевозке. Для горизонтального перемещения в зоне монтажа у шкафов имеются колеса или небольшие полозья.
Ульяновский механический завод Главстроймеханизации Мин - монтажспецстроя СССР выпускает передвижные сварочные посты типа ПОУС-1 на небольших двухколесных автоприцепах типа ПР-3. Такой прицеп снабжается сварочным трансформатором типа ТД-750, кабелями на барабанах для подключения к сети и для сварочной цепи и рубильником с предохранителями. Весьма целесообразно дооборудовать прицеп также сварочным выпрямителем и баллоном с аргоном.
Для достижения необходимого качества работ по сварке шин рекомендуется:
1) сварочные работы поручать только сварщикам, имеющим опыт сварки цветных металлов и аттестованных в соответствии с действующим в монтажных организациях положением по испытанию сварщиков, допускаемых к сварке шин из цветных металлов;
2) в мастерских и на месте монтажа устанавливать систематический контроль за выполнением обязательных технологических правил сварки;
3) все сварные соединения шин и компенсаторов принимать от сварщиков инженерно-техническому персоналу, руководящему работами [9].
При приемке необходимо обращать внимание на соответствие сварных соединений требованиям, указанным в технологической документации (инструкции по сварке, технологические карты и т. п.), а также на наличие на шинах у каждого места сварки индивидуального клейма сварщика, который производил работу. Маркировка швов индивидуальным клеймом повышает ответственность сварщиков за качество работ и поэтому должна считаться необходимым мероприятием.