СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Сварные детали турбин
Паровые турбины работают при температуре до 550°С и при давлении пара до 24 МПа. При температурах эксплуатации ГЭКс^ ^400°С применяют низкоуглеродистые стали, при ГЭКс>400°С — хромомолибденовые, хромовангдиевые стали. Хорошо свариваются жаропрочные аустенитные хромоникелевые стали 12Х18НЮТ. Корпуса газовых турбин нагреваются до температуры 800°С, кор
пуса камер сгорания —до 1000— 1050°С. Их изготовляют из сплавов 20Х23Н18, ХН78Т. Для обеспечения надежности изделий стали подвергают предварительному переплаву, например электро - шлаковому или вакуумно-дуговому. Дуговая сварка производится электродной проволокой, близкой по составу к основному металлу.
Сварные конструкции из проката в отдельных случаях подвергаются высокому отпуску. Сварные конструкции из отливок проходят термическую обработку всегда. Все наиболее нагруженные соединения— стыковые; в менее нагруженных деталях допускаются нахлесточные.
Рис. 22.22. Типы сварных роторов |
1.65 2,30 1.65 1,25 |
Цилиндры и корпуса Сварные роторы. . Сварные диафрагмы Лопатки.................... |
При расчете прочности лопаток учитывается знакопеременное усилие.
Значения допускаемых напряжений в сварных соединениях получают умножением значений допускаемых напряжений основного металла на коэффициент ф аналогично расчету котлов.
Сварные роторы дискового типа (а), барабанного (б), с приваренными полувалами (в) показаны на рис. 22.22. На рис. 22.23 показана схема расчета роторов с одним диском, подверженных нагрузке от центробежных сил. Диск разделяется на три части: полый цилиндр 2, внутренний диск 1, наружный диск 3. Нагрузка от лопаток на внешний диск обозначается рз; усилие между наружным диском и цилиндром—Р2, между цилиндром и внутренним диском — pi. Представленная на рис. 22.23 система имеет две степени статической неопределимости. Ее решение базируется на двух 304
Коэффициенты запаса прочности п — ат/а в узлах турбин устанавливаются следующие:
уравнениях деформации. Введем обозначения: ^№CKi"“ радиаль
ное перемещение наружной поверхности внутреннего диска от нагрузки ръ центробежных нагрузок и неравномерной температуры; U ИЛ1 — радиальное перемещение внутренней поверхности цилиндра на участке сопряжения с диском от нагрузок р и Р2, центробежной силы, неравномерной температуры; — радиальное
перемещение наружной поверхности цилиндра от pi и рг, центробежных нагрузок и неравномерной температуры; £/ДИСКа — радиальное перемещение внутренней поверхности наружного диска от указанных нагрузок и температуры.
Условия деформации
{/ =ф ; (22.43)
ДИСК» I ЦНЛ|’ ' >
V =V (22.44)
ДИСКа > ЦИЛа ' '
позволяют разрешить статическую неопределимость.
От всех указанных сил и температуры определяют напряжения во всех элементах ротора. Если ротор конструируется многодисковым, схема расчета остается прежней.
Сварные конструкции роторов имеют преимущества перед цельноковаными; их можно изготовлять из отдельных поковок относительно небольших размеров, применять разнородные металлы: для дисков — высококачественную сталь, для кольцевых частей — перлитную.
В паровых турбинах (рис. 22.24) сварная диафрагма состоит из обода/, нижней 4 и верхней 2 бандажных лент, тела диафрагмы 5, направляющих лопаток 3. Точность изготовления диафрагм очень высокая во избежание потери мощности. Допуск на шаг лопаток составляет ±0,15 мм. Предъявляются высокие требования к погрешности угла поворота лопаток.
Как правило, лопатки устанавливаются в пазы бандажных лент с углублением 2—3 мм и привариваются к ним угловыми швами. Деталь соединения направляющих лопаток с бандажной лентой и ободом показана на рис 22.23. Расчетная схема ро - рис. 22.25. тора
Рис. 22,25. Сварные соединения направляющих лопаток с бандажной лентой и ободом:
а-а а t |
3 |
/ — обод; 2 — бандажная лента; 3 —лопатки; 4 — шаговый паз в бандажной ленте
Сварные конструкции применяются широко также в гидромашиностроении при изготовлении рабочих колес радиально-осевых и ковшовых турбин, лопастей рабочих колес, спиральных камер, при изготовлении секторов и сварных лопаток направляющих аппаратов.