СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
НмСварные рамы
Рамы входят в состав различных машин и конструкций — станков, вагонов, крановых тележек, фундаментов, кузнечно-прессовых и прокатных машин, автомобилей, тракторов, в металлические конструкции зданий. Рамы и станины служат для связи в одно
Рис. 22.16. Простейшие узлы рам из уголков (а), из швеллеров (б) и из двутавров (б) |
целое отдельных частей механизма или станка. Они должны обеспечивать необходимую жесткость и прочность конструкции и удовлетворять требованиям рациональной компоновки изделия. При расчетах на прочность рамы и станины представляют в виде системы соединенных балок.
а] да |
А-А |
~1 8) |
утттш |
Б-Б |
Ґ? |
Простейшие узлы сварных рам приведены на рис. 22.16. Для увеличения жесткости рам в горизонтальной плоскости рекомендуется ставить распорки. В целях снижения массы при сохранении жесткости целесообразно применять для легких рам тонкостенные гнутые штампованные уголки, швеллеры и другие профили. Для соединения указанных элементов применяют не только дуговую, но и контактную сварку. Так, например, лонжероны — продольные балки сварной рамы автомобиля — выполняют из штампованного швеллера, а поперечные — из элементов замкнутого трубчатого сечения. Привариваются они к лонжеронам контактной сваркой тавровым соединением (рис. 22.17,6)
и при выштамповке и отбраковке лонжеронов — стыковым^ (рис. 22,17,а). Несмотря на резкий переход в сечении трубчатой конструкции к лонжерону, сварная конструкция по прочности превосходит клепаную.
А-А |
Рис. 22.18. К примеру расчета рамы |
J 300.^ |
||
*2500 л |
Пример расчета. Требуется определить прочность рамы (рис. 22.18,а) при следующих условиях: средние поперечные балки 2 двутаврового профиля пролетом /= 1 м нагружены <по длине равномерной нагрузкой <7=60 кН/м (рис. 22.18,6); собственным весом балок пренебрегаем. Продольные балки 1 имеют коробчатое сечение. Они обладают большой жесткостью на кручение. Поэтому поперечные балки можно считать защемленными в продольных. Опорный момент балки, защемленной двумя концами,
Л1=^2/12=60-12/12=5,0 кН-м.
Момент инерции поперечной балки по сечению Б—Б составит
/=203-1 /12+2 (16-М 0,б2+13 • 16/12)=4197 см4.
Момент сопротивления поперечной балки
№=4197/11=381 см3.
Напряжение в поперечной балке
<т=М/№=0,005/(381 - Ю-8) =13,1 МПа.
Поперечная сила в балке
Q= <7//2= 60 • 1 /2=30 кН.
Статический момент горизонтального листа относительно центра тяжести сечения
S=16-1-10,5 = 168 см3.
Касательные напряжения в поясных швах с катетом /С=6 мм поперечной балки у опоры при Р=0,8 составят
х-QS/(21$К) = 0,03• 168• 10-6 /(4197• 10-8• 2• 0,8• 0,006) =12,5 МПа.
Прикрепление поперечных балок к продольным 'спроектировано следующим образом. Кромки горизонтальных листов поперечной балки скошены и приварены стыковым соединением. Вертикальная стенка обварена угловыми швами с катетом /С=б мм. В прикреплении предусмотрена косынка 3, показанная на
рис. 22,18,0. При определении напряжений учитываем в соединении только сты
ковые и вертикальные угловые швы. Швы, приваривающие косынку 3, в учет не принимаем. Момент, воспринимаемый двумя стыковыми горизонтальными швами, определяется по формуле
Mc7s=ioF г (^ів—J—■$г), (22.28)
где FT — площадь сечения горизонтального листа.
Момент, воспринимаемый двумя вертикальными угловыми швами,
Мг = 2xg/CA2B/6. (22.29)
Расчетный момент вычисляется по формуле
М = оFr (hB + sr) + 2z$Kh? B/e. (22.30)
Примем в запас прочности, что о по значению равно т.
При этом касательное напряжение при Р—0,8
М 0,005.10е
Х— Л - (ЛВ + 5Г) +2*р/С/г2в/6 = 16-1 (20+ 1) +2-0,8-0,6-202/6 =
= 12,5 МПа.
Продольные балки рассчитывают по схеме рис. 22.18,в:
В сварных конструкциях рам применяются сопряжения балок разного типа. Расчетным усилием для них, как правило, является изгибающий момент. Если момент не может быть определен на основе статического расчета, то соединение целесообразно конструировать равнопрочным основным сечениям изгибаемых элементов. При этом расчетный момент
M=W[g]v, (22.31)
где W — момент сопротивления поперечного сечения прикрепляемого элемента; [о] р —допускаемое напряжение. Условие прочности сопряжений можно записать различными способами, необходимо только отразить условие, что сумма моментов внутренних сил, допускаемых при расчете прочности соединения, равна или больше расчетного момента М. Иногда балку небольшой высоты прикрепляют к более высокой, обваривая ее по периметру поперечного сечения угловыми швами. В этом случае рационально усилить соединение балок косынками трапецеидального очертания (рис. 22.19,а). Опора в виде столика облегчает монтаж балок. Толщины косынок и вертикальной стенки, как правило, равны; остальные размеры стенки устанавливаются с учетом требований жесткости соединения и прочности швов прикрепления. Подобная конструкция может быть рекомендована при статических нагрузках.
Основную долю момента М воспринимают швы, обваривающие поперечное сечение по периметру,
Мп=х1п/Ушах, (22.32)
где In — момент инерции периметра шва с учетом его ширины, равной величине |3/(; г/max — расстояние от оси прикрепляемой балки до крайнего волокна шва. Косынки дополнительно повышают прочность и жесткость соединения.
Рассмотрим расчет на прочность усиленного косынкой прикрепления балки, работающей на изгиб (рис. 22.19,г). При этом целесообразно сделать две проверки прочности.
Первую проверку производят по сечению О—О; в рабочую площадь швов следует включить швы, обваривающие по периметру двутавровый профиль и вертикальные участки швов длиной ho'.
/=/п+4 (V2+W 2], (22.33)
где /п — момент инерции швов, обваривающих двутавр по контуру.
Ііішшшшішіїшїїїїш* дтпптпЖ |
Я |
'a. |
iiiiiiiiiiiiiiiiiiijiiinnmi |
г+Ал |
Рис. 22.19. Примеры сварных соединений двутавровых балок разной высоты |
шш/х |
J>1 7±Z^h=Z± |
□ |
hk |
Напряжение в швах
т=М<,юах//<[т'], (22.34)
где г/тах=А/2+/г0.
Вторую проверку надлежит сделать с учетом возможного разрушения на ломаной линии BCED. Момент инерции швов при проверке прочности этого сечения
7=/n+4«p/C(A/2-f-/C/2)2. (22.35)
Напряжение в швах
т=Л^юах//<[ т'], (22.36)
где г/тах=(/г+/С)/2.
Прочность с учетом разрушения по линии BCED можно определить и по способу расчленения соединения на составляющие:
301
швы, обваривающие периметр, и горизонтальные швы длиной а, в которых образуется пара сил, уравновешивающая в некоторой части момент М. В этом случае
М=Мп+Мг. ш=т/п/г/тах+4т|Ш (А/2+К/2), (22.37)
откуда
Т=М/ [Uymax+^Ka (h+K/2) ] < [%']. (22.38)
Для сварных соединений балок, воспринимающих переменные нагрузки, более рационален тип конструкции, приведенный на рис. 22.19,6. Увеличением длины шва а можно значительно повысить несущую способность конструкции, а устройством выкружек с радиусом R — достигнуть снижения концентрации напряжений.
Рис. 22.20. Траверса |
Для соединения балок одинаковой высоты, воспринимающих статические и переменные нагрузки, может быть рекомендована конструкция (рис. 22.19,в), которая обеспечивает жесткость и устраняет концентрацию напряжений.
В рамных конструкциях нередко используются траверсы, которые отличаются от балок значительно меньшими пролетами и более сложными профилями поперечных сечений. Поперечные сечения траверс часто состоят из двух толстых плит (поясов) и заполнения из переборок меньшей толщины. Пример сварной траверсы пресса с отверстиями для гидроцилиндров приведен на
рис. 22.20.