СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
СВАРНЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН
Детали машин сваривают из заготовок, получаемых самыми различными способами.
Многие конструкции сваривают из прокатного материала. К ним относятся рамы, станины, барабаны, корпуса редукторов, зубчатые колеса (рис. 22.1), штанги с проушинами (рис. 22.2), тяги (рис. 22.3). На рис. 22.4,а, б, в приведены сварные конструкции подшипниковых опор разных систем. Все они выполнены из листового проката с усилением корпусов приваркой ребер жесткости. Замена литых деталей машин сварными позволила получить экономию до 50% от массы металла.
Рис. 22.1. Двустенчатое сварное зубча тое колесо |
Примерами конструкций, изготовленных из поковок, служат различные сварные валы (рис. 22.5). Применение составных поковок упрощает изготовление, гребует меньшего объема механической обработки и способствует удешевлению производства.
При производстве сварных деталей машин рекомендуется применять листовой прокат, фасонные профили, предпочтительно тонкостенные, гнутые, прессованные, штампованные заготовки, обес-
Рис. 22.2. Штанги с проушинами
печивающие возможность изготовления легких сварных изделий повышенной жесткости и устойчивости. Штампосварные изделия можно встретить в авиационных конструкциях, тракторах и автомобилях, строительных конструкциях. Область применения штампосварных конструкций непрерывно расширяется. Сварку литых деталей применяют для упрощения технологического процесса литья.
Масса сварных стальных деталей часто бывает в два раза меньше, чем литых чугунных, при одинаковых прочности и жесткости.
Рис. 22.4. Сварные подшипниковые опоры |
При создании новых, все более мощных конструкций тяжелого машиностроения (турбин, котлов, металлургического и станочного оборудования) изготовление их деталей и узлов литьем, ковкой и штамповкой представляет большие, иногда непреодолимые трудности. Применение электрошлаковой сварки открыло путь к со-
зданию комбинированных сварных изделий больших размеров из ■отливок, поковок и проката, экономичных по массе, с минимальными припусками на механическую обработку.
Для производства деталей машин средних размеров с общей площадью сечений до 50 ООО мм2 перспективно использовать стыковую контактную сварку. Таким способом изготовляют, напри-
■ ЭшЛ JJ7J_______________________ 30 3234 t 30 3373
|
Рис. 22.5. Сварной вал шахтной подъемной машины |
мер, картеры тепловозных дизелей (см. рис. 17.10), собираемые и свариваемые из унифицированных отливок методом последовательного наращивания. При серийном выпуске деталей небольших размеров используют контактную сварку, сварку трением, сварку под флюсом, в среде С02 и т. д.
В деталях машин, например в телескопических соединениях трубчатых элементов разных диаметров, в элементах, соединяемых внахлестку и втавр, в изделиях сложной геометрической формы (сотовые конструкции на рис. 2.35), при которых наложение сварных швов оказалось бы затруднительным, целесообразно применять пайку.
Помимо процессов сварки и пайки в деталях машин большое значение имеют процессы наплавки. Наплавка применяется не только для восстановления изношенных поверхностей при их ремонте, но и при изготовлении новых деталей с целью придания их поверхности заданных свойств. Так, быстрорежущую сталь наплавляют на поделочную с целью получения недорогих износостойких инструментов, а твердые сплавы на трущиеся поверхности машин и механизмов — для повышения их износостойкости. При проектировании деталей с наплавкой следует учитывать возможность применения новых способов сварки, например взрывом. Применяют также поверхностную закалку кислородно-ацетиленовым пламенем и ТВЧ. Этот процесс требует тщательной технологической отработки. Тем не менее закалка находит разностороннее применение на машиностроительных заводах при обработке шестерен, бандажей, крановых бегунов и т. п.
При проектировании деталей машин следует учитывать следующие обстоятельства.
1. Диапазон применяемых марок сталей широк — наряду с гнизкоуглеродистыми и низколегированными сталями применяют высоколегированные. Иногда заготовки подвергают термической обработке до сварки. К качеству конструкций предъявляются высокие требования.
2. В деталях машин размеры элементов нередко определяются условиями не прочности, а жесткости. В этом случае рабочие напряжения принимаются значительно ниже допускаемых.
3. В деталях машин большое значение имеет точность изготовления. Остаточные напряжения в сварных конструкциях, находящихся в эксплуатации, с течением времени меняют свое значение. Вследствие этого в конструкции появляются деформации. Поэтому сварные изделия, изготовляемые и обрабатываемые по высшим квалитетам точности, необходимо после сварки подвергать термической обработке (отпуску в нагревательных печах).
4. В зонах сварных соединений некоторых низколегированных сталей происходит процесс замедленного распада аустенитной структуры, вызывающий деформирование соединения в течение некоторого времени. В процессе эксплуатации сварных соединений из низкоуглеродистой и аустенитной стали изменения размеров; обычно не происходит. Существуют разные мероприятия для устранения этого вредного явления. Одно из них — применение рациональной термической обработки изделия после сварки. Полезно снятие остаточных напряжений, так как возникающие при этом пластические деформации ускоряют процесс стабилизации структур.
5. Механическую обработку сварных деталей машин следует* как правило, производить после отпуска, так как удаление части сечения вызывает перераспределение остаточных напряжений и искажение ранее обработанных поверхностей. Однако эти искажения зависят от жесткости обрабатываемой детали и размера снимаемого слоя и могут быть невелики. Поэтому очень часто сварные изделия обрабатывают, не производя вовсе отпуска.
6. «Горячий монтаж», т. е. сборку и сварку механически обработанных заготовок без последующей механической обработки готовой детали, можно применять только при тщательной отработке технологии сварки.
Детали машин часто воспринимают действие динамических нагрузок. Это требует проектирования конструкций с возможным устранением концентраторов напряжений. Влияние динамических нагрузок учитывают с помощью коэффициента г).
Расчетное усилие при этом равно
R = - РпостЧ-^полТ]» (22.1)
где Рпост — усилие ОТ ПОСТОЯННЫХ нагрузок; Рпол — усилие от полезных нагрузок. Значения т} зависят от вида машины и характера ее работы:
Электромашины, шлифовальн те станки, ротационные компрессорные турбины 1 —1,1
Двигатели внутреннего сгорания, поршневые насосы и компрессоры 1,2—1,5
Волочильные станки, рычажные прессы, пильные рамы......................... 1,5—2,0
Прокатные станы, камнеломные машины................................................ 2,0—3,0
Помимо увеличения заданных значений статических усилий при проектировании деталей машин производится снижение допускаемых напряжений с учетом вибрационного действия на деталь.
Это снижение допускаемых напряжений в основном металле производится с учетом комплекса факторов, рассматриваемых в специальных курсах применительно к каждой отрасли техники.
Допускаемые напряжения в сварных соединениях деталей машин снижаются относительно допускаемых напряжений [сґ]р путем умножения на коэффициент у, вычисляемый в зависимости от эффективного коэффициента концентрации сварного соединения Кэ (см. § 5 гл. 4).
Рис.. 22.6. Конструкция сварных барабанов |
Таким образом, площадь расчетного сечения шва при растяжении элементов
ZV=(P пост пол il)/(K]pY). (22.2)
Аналогичным образом определяют момент сопротивления сече - щия при изгибе:
' WTp={M пост + Т]М ПОЛ )/(MpY)- (22.3)
Барабаны используют в шаровых мельницах, центрифугах, но •особенно часто их применяют в грузоподъемных машинах и шахтных подъемниках. Размеры барабанов различны. Диаметры их колеблются в широких пределах — от нескольких десятков миллиметров до нескольких метров. Длина барабана зависит от его назначения. Толщина стенок барабана может достигать 75 мм.
В большинстве случаев барабан представляет собой сварную конструкцию, изготовленную из листов. Однако в некоторык изделиях •288 ценовой барабана служит каркас, выполненный из профильного Материала. Каркас представляет собой пространственную жесткую Систему, к которой приваривает барабанную обшивку. Такие конструкции встречаются сравнительно редко и главным образом в крупных шахтных подъемниках.
Цилиндрическую часть барабана соединяют с торцовыми стенками (днищами). Последние представляют собой плоские круглые листовые элементы, к которым приварены цапфы. В некоторых конструкциях барабанов цапфы являются концами валов, не имеющих разрывов (рис. 22.6,а), в других—валов с разрывом (рис. 22.6,6). Для корпусов барабанов малых диаметров исполь-
Рис. 22.7. К расчету сварных барабанов: а — общий вид: б — поперечное сечение при потере устойчивости; в — усиление кольцевыми ребрами жесткости; г — е — соединения цилиндрической части с торцовой стенкой; ж — усилия в барабане от натяжения троса; з —к определению рабочей толщины стенкн; и — устойчивость кольца |
зуют трубы или отливки, для средних и больших диаметров корпуса барабанов вальцуют из одного или нескольких листов.
Рассмотрим схему конструкции барабана шахтного подъемника. Для удобства навивки каната на поверхности барабана предусматривают канавки, соответствующие диаметру этого каната (рис. 22.7,а). Канавки не должны ослаблять сечение барабана. Усилие от натяжения каната вызывает в барабане сжатие. Если напряжения сжатия превзойдут значение, которое называется критическим, то оболочка потеряет устойчивую форму и выпучится (рис. 22.7,6).
Во избежание потери устойчивости повышают жесткость оболочки. Для этого приваривают кольцевые элементы жесткости: полосы, швеллеры (рис. 22.7,б), различные штампованные профили.
Соединения барабана с торцовой стенкой весьма ответственны, так как передают значительные рабочие усилия. Рациональными являются соединения барабана со стенкой, приведенные на рис. 22.7,г, е, допускается соединение угловыми швами, показанное на рис. 22.7,д.
Это снижение допускаемых напряжений в основном металле производится с учетом комплекса факторов, рассматриваемых в специальных курсах применительно к каждой отрасли техники.
Допускаемые напряжения в сварных соединениях деталей машин снижаются относительно допускаемых напряжений [сґ]р путем умножения на коэффициент у, вычисляемый в зависимости от эффективного коэффициента концентрации сварного соединения Кэ (см. § 5 гл. 4).
Рис. 22.6. Конструкция сварных барабанов |
Таким образом, площадь расчетного сечения шва при растяжении элементов
Fтр= (Рпост+РполТ]) / ([о7]pV) • (22.2)
Аналогичным образом определяют момент сопротивления сече - ашя при изгибе:
WTP=(M пост + Т]М ПОЛ )/(Mpy)- (22.3)
§ 2. Барабаны
Барабаны используют в шаровых мельницах, центрифугах, но особенно часто их применяют в грузоподъемных машинах и шахтных подъемниках. Размеры барабанов различны. Диаметры их колеблются в широких пределах — от нескольких десятков миллиметров до нескольких метров. Длина барабана зависит от его назначения. Толщина стенок барабана может достигать 75 мм. В большинстве случаев барабан представляет собой сварную конструкцию, изготовленную из листов. Однако в некоторык изделиях 288 основой барабана служит каркас, выполненный из профильного материала. Каркас представляет собой пространственную жесткую систему, к которой приваривает барабанную обшивку. Такие конструкции встречаются сравнительно редко и главным образом в крупных шахтных подъемниках.
Цилиндрическую часть барабана соединяют с торцовыми стенками (днищами). Последние представляют собой плоские круглые листовые элементы, к которым приварены цапфы. В некоторых конструкциях барабанов цапфы являются концами валов, не имеющих разрывов (рис. 22.6,а), в других—валов с разрывом (рис. 22.6,6). Для корпусов барабанов малых диаметров исполь-
Рис. 212.7. К расчету сварных барабанов: а —общий вид; 6 — поперечное сечение при потере устойчивости; в —1 усиление кольцевыми ребрами жесткости; г — е — соединения цилиндрической части с торцовой стенкой; ас —усилия в барабане от натяжения троса; з —к определению рабочей толщины стенки; и — устойчивость кольца |
зуют трубы или отливки, для средних и больших диаметров корпуса барабанов вальцуют из одного или нескольких листов.
Рассмотрим схему конструкции барабана шахтного подъемника. Для удобства навивки каната на поверхности барабана предусматривают канавки, соответствующие диаметру этого каната (рис. 22.7,а). Канавки не должны ослаблять сечение барабана. Усилие от натяжения каната вызывает в барабане сжатие. Если напряжения сжатия превзойдут значение, которое называется критическим, то оболочка потеряет устойчивую форму и выпучится (рис. 22.7,6).
Во избежание потери устойчивости повышают жесткость оболочки. Для этого приваривают кольцевые элементы жесткости: полосы, швеллеры (рис. 22.7,в), различные штампованные профили.
Соединения барабана с торцовой стенкой весьма ответственны, так как передают значительные рабочие усилия. Рациональными являются соединения барабана со стенкой, приведенные на рис. 22.7,г, е, допускается соединение угловыми швами, показанное на рис. 22.7Д
Расчет прочности барабана производят на сжатие, изгиб и кручение. Рассмотрим элемент обода под канатом (рис. 22.7,ж). Усилие в ободе N уравновешивает силу Р, приложенную к канату. Поэтому напряжение сжатия в ободе
G=Pj(ds), (22.4)
где d—ширина обода, равная диаметру каната; s — толщина обода (рис. 22.7,з).
Рассмотрим, в какой степени сжимающие напряжения могут быть опасны для обода с точки зрения потери устойчивости. Допустим, что труба, не имеющая торцовых стенок, сжимается нагрузкой, равномерно распределенной по ее окружности (рис. 22.7,и). Из теории упругости известно, что потеря устойчивости наступает при нагрузке
Ркрит-3£//7?з, (22.5)
где / — момент инерции продольного сечения стенки трубы относительно собственной оси; Е — модуль упругости; R— радиус трубы.
Если принять длину трубы равной d, а толщину стенки — s (рис. 22.7,з), то
I=ds3l 12. (22.6)
Таким образом, нагрузка определится формулой
PKpm = Ed(slR)3l4. (22.7)
Установим зависимость между Р и р. В гл. 21 показано, что в цилиндрическом теле, нагруженном по поверхности распределенной нагрузкой р, образуется усилие
N=P=pR. (22.8)
Подставим вместо р его значение из формулы (22.7), тогда получим
PKPm=EdR(slRyi 4. (22.9)
Если принять коэффициент запаса на устойчивость равным 2, то допускаемая сила по устойчивости барабана
Pmn=EdR(s(Ryi8. (22.10)
Напряжение в барабане, допускаемое с учетом устойчивости, составляет
СТрасч<С0,5[о]крит. (22.11)
Торцовые стенки повышают устойчивость барабана по сравнению с ее допускаемым значением Рдоп> полученным по формуле (22.10). Если Ррасч>0,5РКрит, то барабан следует усилить постановкой кольцевых элементов жесткости.
Пример расчета. Требуется из условия устойчивости определить необходимую толщину листов барабана, у которого радиус R=30 см, d=2 ом, Р= =20 кН, £=0,21 ■ 10е МПа (рис. 22.8).
290
R/s = YEdR/fiP) = ^0,21-0,02-0,3* 10е/ (8*0,02) = 19,6, откуда s = 16 мм.
Напряжение сжатия в оболочке определяется по формуле (22.4) 0= =0,02/(0,02-0,016) =62,5 МПа.
Пели углубление канавки составляет <i/2=10 мм, то полная толщина листа барабана равна 16-f-10=26 мм.
Кроме проверки на устойчивость оболочка должна быть проверена также на прочность в зависимости от изгибающего и кру
тящего моментов. Наибольший изгибающий момент имеет место в середине пролета (рис. 22.8):
M = Plf4, (22.12)
где / — расстояние между опорами барабана. Напряжение от из
гиба
a=M/W. (22.13)
Момент сопротивления барабана находится так же, как и в кольцевом сечении:
W=I/Rh (22.14)
где Rі — внешний радиус.
Значение крутящего момента зависит от конструкции привода. При расположении его с одного конца вала
MKP=PR. (22.15)
Напряжение от кручения
гкр=Мкр/1Гкр, (22.16)
где WKV — полярный момент сопротивления.
В большинстве случаев напряжения от изгиба и кручения в барабанах незначительны по сравнению с напряжениями сжатия.
Пример расчета. Допустим, что длина барабана, рассмотренного в предыдущем примере, /=2000 мм. Остальные условия те же.
Определим момент, вызванный в барабане изгибом:
М = Р//4 = 20-2/4 = 10 кН-м.
Крутящий момент в случае, если двигатель находится с одной стороны вала, составит
MKp=Pi?=20-0,3=6 кН-м.
Осевой момент инерции кольца
І=я (/?4і—/?42) /4.
Принимаем для упрощения расчета /?і = /?г+5. Тогда /=(я/4) (4-29,23- 1,6-|-6Х Х29,22-1,624-4-29,2-1,6s—j—1,64) = 135 740 см4. Напряжение от изгиба по формуле (22.13)
(7=0,01 -0,308/(135 740-10-8) =2,3 МПа.
Полярный момент инерции №кр=2/=271 480 см4. Напряжение от кручения по формуле (22.16) т=0,006-0,308/(271 480-10~8) =0,67 МПа. Напряжения ничтожно малы.
Допустим, что внутренний радиус цапфы г=80 мм и толщина ее s4=10 мм. Полярный момент инерции поперечного сечения цапфы
/А=я[(л+10)*—/-4i] /2=3864 см4.
Напряжение от кручения в цапфе и в шве, соединяющем цапфу с торцовой стенкой, по формуле (22.16) т=0,006(8—f—1) 10~2/(3864 * 10—8) = 14 МПа, что вполне допустимо.
В крупногабаритных барабанах успешно применяют соединения, свариваемые электрошлаковой сваркой. На рис. 22.9 изображена сварная конструкция барабана лебедки шагающего экскаватора. Толщина его стенок 98 мм, наружный диаметр 1986 мм. Ступица барабана 1 и фланец 3 представляют собой отливки из стали 25Л. Полуобечайки 2 изготовлены из стали 20Г. Отливки 1 и 3 перед механической обработкой подверга-
ются термической обработке. После вы
полнения сварочных работ весь барабан Рис. 22.9. Сварной ба - снова подвергается термической обра-
рабан лебедки шагаю - ботке.
щего экскаватора