СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Трубы и трубопроводы
Сварные трубы большого диаметра широко используют при сооружении магистральных газонефтепроводов. Для изготовления таких труб применяют низколегированные стали 14ХГС, 17ГС, 17Г1С и др. Толщина стенок труб 8—20 мм, диаметр 529—1420 мм.
Из сварных труб сооружают также трубопроводы металлургических и других заводов, гидротехнических сооружений, а также трубопроводы атомных и тепловых электростанций. При этом трубы, работающие при температуре от —10 до - f-350°C и давлении р^9 МПа, изготовляются из стали СтЗсп и низколегированных сталей 10Г2СД, 14ХГС, трубы, работающие при температуре от —50 до +350°С и р^.70 МПа, — из сталей 20 и 30ХМА, трубы, работающие при высоких температурах (до 600°С), — из молибденовых сталей, например 15ХМ и др. Для работы в агрессивных средах трубы изготовляют из аустенитных нержавеющих сталей, алюминиевых, титановых и других сплавов. Кроме того, сварные трубы широко применяют в санитарно-техническом строительстве и в ряде специальных областей техники.
Сварные трубы имеют продольные или спиральные швы; при монтаже трубопроводов отдельные трубы сваривают между собой поперечными кольцевыми швами. Прочность трубопроводов оценивают с учетом различного рода усилий, действующих в процессе эксплуатации. Расчет продольных стыков при внутреннем давлении р производят по формуле
в кольцевых стыках создается напряжение, определяемое по формуле
1 — pR/(2s), (21.30)
где R и 5 — соответственно радиус и толщина стенки трубы.
При понижении внешней температуры в кольцевых стыках образуются напряжения
2 = аТЕ, (21.31)
где а — коэффициент температурного расширения металла; АТ — изменение температуры; Е — модуль упругости.
Рис. 21.14. Схема загружении трубопровода (а) от вакуума (б), от собственного веса (в), от обледенения (г), от внутреннего давления ((9) |
Если труба будет испытывать изгибающий момент М от собственного веса и веса жидкости, то при расчете следует учитывать образование в кольцевых швах напряжений
o3=M/W, (21.32)
где W — момент сопротивления сечения трубы. Момент М определяется по специальным техническим условиям.
Суммарное напряжение в кольцевых швах
аі + а2 + аз^[а/]Р. (21.33)
Допускаемое напряжение в трубопроводах зависит от расчетного сопротивления Rv (обычно Rv=0,9gt) , коэффициента условий работы m и коэффициента перегрузки п; т = 0,8+0,9, а в местах перехода через препятствия т — 0,75; п— 1,2 для газопроводов и /г=1,15 для нефтепроводов.
Трубопроводы иногда устанавливают на опорах: анкерных,
устанавливаемых в конечных точках и в местах изменения направ
ления оси, промежуточных, не препятствующих продольным пере-
277
мещениям. Конструкции опор зависят от диаметров труб. При относительно малых диаметрах (<i^0,6 м) допускается применение опор простейшего типа—скользящих, при средних диаметрах (£?=0,6-М,5 м)—седловых, при больших (<£^1,5 м)—катковых,, или качающихся.
Если трубопровод большого диаметра (d>,b м) (рис. 21.14,а) выполняет функции газопровода низкого давления, он подвержен воздействию собственного веса (рис. 21.14,в), обледенения (рис 21.14,г), внутреннего давления газа (рис. 21.14,d), возможного разрежения (рис. 21.14,6), а также ветра и изменения температуры.
Нагрузка q от собственного веса трубопровода — равномерно распределенная. Приближенно трубопровод можно принять за многоопорную неразрезную балку. При этом изгибающий момент на опоре
Mq = ql2/8. (21.34)
Напряжение от момента
aq = Mq/W, (21.35)
где W = n{rA—г42)/(4/"i)—момент сопротивления кольца; Г — наружный радиус кольца; г2 — внутренний радиус.
Аналогично определяют усилия и напряжения при обледенении. Если принять толщину слоя льда в нижней точке 2h, а в верхней
точке— равной нулю, то отношение веса обледенения к длине, вы
раженное в кН/м, определяется по приближенной формуле
qo = 7rhy, (21.36)
где у — удельный вес льда.
Примем h — 0,1 м. Тогда получим go = 0,7ry; момент от обледенения
напряжение от момента
=MJV - <21'38)
Если замыкание трубопровода производилось при температуре Ті, то при понижении температуры до значения Т2 в нем возникает продольное растягивающее усилие
NT = 2izrs (Г1 — Т2) Еа, (21.39)
где а — коэффициент температурного расширения; для стали
ct = 12-10-6; s — толщина стенки трубы.
Наряду с продольной силой в стенке трубопровода при неравномерном охлаждении возникают напряжения изгиба
от = аЕ (Гн-Гв)/2, (21.40)
где Тн — температура наружной поверхности трубы; Тв — темпера
тура внутренней поверхности.
278
Усилие от внутреннего давления р в зоне изменения направления трубопровода вызывает в его поперечном сечении напряжение
Gnon=pr / (2s). (21.41)
Таким образом, полное напряжение в поперечном сечении, а также в кольцевом шве трубопровода
сРасч = + % + *Е (Т1 - Т2) + аЕ (Тн - Тв)!2 + pr[(2s) < [а']р.
(21.42
В продольном сечении трубопровода образуются напряжения, определяемые формулой
0'прод = Р7'/5^[(7/]р. (21.43)
В одних случаях большим по значению оказывается напряжение СТрасч, В Других — Опрод-
Рис. 21.15. Кольца жесткости уголкового и таврового профилей, приваренные к трубопроводу |
Если возможно образование разрежения (рис. 21.14,6), внешнее давление воздуха вызывает в продольных сечениях оболочки трубопровода напряжения сжатия, которые могут достигать критического значения и вызывать потерю устойчивости. Если принять трубопровод за длинную цилиндрическую трубу без закреплений, то критическое давление рнР определяется по формуле
Аф = 3£7,/гЗ, (21.44)
где 1 — момент инерции относительно собственной оси продольного сечения стенки трубопровода длиной 1 м; г — средний радиус оболочки.
Для повышения устойчивости оболочки иногда предусматривают постановку кольцевых ребер жесткости. Их типы уголкового и таврового профилей изображены на рис. 21.15. Критическое давление рКр в этом случае находят из соотношения
ркр=3 EI/(lr3), (21.45)
где / — расстояние между смежными ребрами жесткости; I — момент инерции кольца и оболочки на длине
а = 1,6 Yrs. (21.46)
При вычислении Ркр по формулам (21.44) и (21.45) должно выполняться неравенство ркР^^(рвнеш—рвнутр). В этом случае ш = =1’7*
Чтобы уменьшить продольные усилия, возникающие в трубопроводе вследствие изменения температуры, применяют различные способы. В некоторых случаях трубопроводы укладывают на кат-
279
ковые опоры, усиливая трубопровод в этом месте кольцом жесткости. Для повышения податливости в продольном направлении трубопроводы иногда опирают на качающиеся стойки; используют также компенсаторы.
Q=2qr ДШШШІШЩГ |
Рис. 21.16. Деформирование профиля трубы от веса грунта |
Трубопроводы с высоким внутренним давлением (напорные),, применяемые в гидротехнике, проектируются согласно изложенным принципам. Для наземных напорных трубопроводов основными видами нагрузок являются внутреннее давление жидкости с учетом гидростатического давления и динамического коэффициента при гидравлическом ударе, собственный вес трубопровода с водой, осевые усилия, вызванные давлением жидкости на поворотах и при изменении диаметра, и температурные воздействия. Определение расчетных напряжений в продольном и поперечном сечениях трубопровода (продольных и кольцевых швах) производится по формулам (21.42) и (21.43).
Подземные трубопроводы помимо внутреннего давления и температурного воздействия испытывают нагрузку от насыпного грунта. Нагрузка, отнесенная к длине трубопровода,
Q = 2qr, (21.47)
где q — давление грунта.
Под нагрузкой Q трубопровод приобретает эллиптическое очертание (рис. 21.16) и в стенке трубы возникает изгибающий момент
MQ=Qr cos 20/8. (21.48)
С другой стороны, внутреннее давление р в трубе эллиптического очертания вызывает момент Мр.
Суммарный момент при 0 = 0
M = Mp-{-MQ = - g-jl+ i + [4p(r/sy/E] }• (21.49)
В результате отпора грунта изгибающий момент принимает значение Мц. Здесь
тj = 1/[1 - j - Xvr (r/s)3/E, (21.50)
где Я — коэффициент, зависящий от направления отпора грунта (в среднем может быть принят за единицу); v= (2-5-6) МН/м3— коэффициент, зависящий от свойств грунта и диаметра трубы. С увеличением плотности грунта v возрастает. Определив /Иузг = =tjM, находим напряжение в продольном шве трубы.
280
В трубопроводах, работающих при относительно невысоких внутренних давлениях, возможно применение плоскосворачивае - мых труб. Эти трубы обладают малой массой и достаточно хорошими эксплуатационными свойствами.
Как правило, трубопроводы рассчитываются в основном на статическую нагрузку. В особых случаях учитываются пульсация давления транспортируемой среды и импульсный характер ветровых нагрузок. В магистральных трубопроводах могут возникать протяженные разрушения, когда местный разрыв стенки трубы сопровождается быстрым продвижением трещины на десятки и сотни метров. Такой тип разрушения имеет место только в газопроводах. Это происходит вследствие того, что скорость продвижения конца трещины оказывается весьма большой и давление газа внутри трубы не успевает снизиться до того уровня, который требуется для остановки трещины. С увеличением давления газа, диаметра •трубопровода и толщины его стенки опасность появления таких разрушений увеличивается, особенно при низких температурах. Для исключения опасности протяженных разрушений можно либо использовать трубы из металла с высоким сопротивлением развитию разрушения, либо переходить к многослойным трубам из относительно тонких листов. Однако создание сталей с высоким сопротивлением развитию разрушения требует введения легирующих добавок, которые дефицитны и дороги, а применение многослойных труб усложняет как технологию их изготовления, так и сварку кольцевых стыков на монтаже. Огромное народнохозяйственное значение трубопроводного транспорта для передачи газа на большие расстояния заставляет вести исследования в обоих направлениях.