СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Тонкостенные сосуды
По назначению, толщине листовых элементов, применяемым материалам и приемам сварки сосуды, работающие под давлени - нием, весьма разнообразны. Общим для такого типа конструкций является требование обеспечить возможно более равномерное распределение напряжений. Этого достигают применением стыковых соединений, плавным сопряжением стыкуемых элементов и обеспечением надежного проплавления всей их толщины при условии всемерного исключения дефектов сварки.
Тонкостенные сосуды обычно являются конструктивными элементами различных транспортных установок, в том числе современных летательных аппаратов. Быстрый рост размеров ракет
270
для космических полетов вызывает соответственное увеличение размеров емкостей. Это можно видеть на примере семейства ракет «Сатурн» с двигателями на жидком топливе (рис. 21.9). Так, цилиндрические баки со сферическими днищами, входящие в состав стартовой ступени S—1C ракеты «Сатурн-5», имеют диаметр 10 м. Один из них предназначен для жидкого кислорода, другой— для керосина. При работе двигателей эти емкости испытывают внутреннее давление, так как топливо и окислитель вытесняются принудительно подачей в кислородный бак газообразного кислорода, а в топливный бак — гелия.
Кроме того, такие емкости нередко входят в состав несущей части конструкции и во время полета могут испытывать дополнительно сжимающие и изгибающие нагрузки. Для транспортных установок одним из основных показателей совершенства конструкции является ее минимальная масса. Поэтому при изготовлении тонкостенных сосудов широкое применение получили листовые материалы из алюминиевых, магниевых и титановых сплавов и высокопрочных сталей, обладающих высокой удельной прочностью. При изготовлении ракетных емкостей в зависимости от типа двигателей применяют либо алюминиевые сплавы (двигатели на жидком топливе), либо высокопрочные стали или титановые сплавы (двигатели на твердом топливе).
Правильное представление о предельной несущей способности тонкостенного сосуда можно получить при рассмотрении его работы в пластической стадии. Особенностью является то, что при работе стенок за пределом упругой деформации и деформирова-. нии металла по всем направлениям максимальные кольцевые напряжения цилиндрических и сферических сосудов определяются в зависимости от диаграммы растяжения металла, которая приближенно выражается соотношением
(21.15) |
о=А гп,
где а и є — истинные напряжения и деформации; А и п — коэффициенты, зависящие от механических свойств металла.
В цилиндрическом сосуде при монотонном нагружении максимальное давление достигается при кольцевой пластической деформации єі = /г/2. При этом максимальное условное растягивающее напряжение aimax может не соответствовать пределу прочности:
аітах^ав при я<;0,26 (диаграмма имеет пологий характер); (Тіюах<сГв при 0,26 (диаграмма имеет крутой характер).
Действительная конструктивная прочность сосудов в результате концентрации напряжений может оказаться ниже предельной. Большое влияние оказывает отношение ат/сгв. В случае если
ат/ав=0,6 ч-0,75, конструктивная прочность сосуда приближается к предельной. Если сгт/сгв=0,9, то конструктивная прочность может оказаться значительно меньше предельной.
Если в тонкостенном сосуде создается вакуум, то оболочки надо проверить на устойчивость. Цилиндрические оболочки при длине 10 г, где г — радиус цилиндра, проверяются по формуле
сгкр=0,55£г (s/ir)3/2//, (21.16)
где аКр — критическое напряжение; s — толщина оболочки, Е — модуль упругости.
Устойчивость сферической оболочки определяется формулой
Окр = 0,1 Es/r. (21.17)
Допускаемое напряжение [сг]^акрт, где т=0,8 — коэффициент условий работы.
Тонкостенные сосуды в виде различных тормозных баллонов для наземного транспорта изготовляют крупными сериями, используя хорошо свариваемые материалы относительно невысокой прочности. Примером может служить воздушный тормозной резервуар железнодорожного вагона из углеродистой стали. Он имеет отбортованные днища, приваренные к обечайке стыковым соединением. Его выполняют либо на остающемся подкладном кольце (рис. 21.10,а), либо с проточкой отбортованной части днища (рис. 21.10,6). Чем больше диаметр DH, тем более нагруженными 272
оказываются резервуары; при расчете на прочность учитывают возможность уменьшения толщины стенок в результате коррозии на 0,7—1 мм. Коэффициент запаса прочности /г = ов/[о]р принимают не менее 3,5.
При изготовлении ацетиленовых баллонов (рис. 12.13,6) применяют сталь 15ХСНД; ее предел прочности ав=520 МПа, предел текучести схт = 350 МПа.
Допускаемое напряжение |[а]р=ав/яь гДе коэффициент запаса «1 = 2,6. Допускаемое напряжение может определяться также по формуле [a]p=GT[п2, где /22=1,5.
Толщина боковой стенки сосуда
s = pD/ (2 [о] рїіф—р) + С; (21.18)
толщина днища сосуда
si = [pD/(4[o]v4Ky-p)]Dl(2h)+C, (21.19)
где р = 3 МПа — расчетное давление; [сг]р=200 МПа — номинальное допускаемое напряжение; D=291 мм — внутренний диаметр днища; С = 0Д см — прибавка на коррозию с учетом срока службы 10 лет и коррозии 0,1 мм в год; h = 71 мм — высота выпуклой части днища; ф==1,0— коэффициент прочности сварного^ шва, свариваемого с двух сторон автоматической сваркой под флюсом; т] = 0,9 — поправочный коэффициент, учитывающий класс и группу эксплуатации сосудов, работающих под давлением;. /(=0,95 — конструктивный коэффициент.
Тогда требуемая толщина днища по формуле (21.19)
Sl = [3*0,291/(4-200-0,9-0,95-1—3)] X ХО,291/(2.0,071) +0,001 = 0,0036 м.
Принимаем s = 4 мм.
С целью компактного размещения сосуда, например вокруг камеры сгорания, иногда применяют сосуды в форме тора. В различных точках поперечного сечения торового сосуда напряжения: в окружном направлении зависят от угла 0 (см. рис. 12.12,в) и определяются формулой
ai= (а—0,5 b sin 0)pbj (а+Ь sin 0)£, (21.20)
где b и а указаны на рис. 12.12,в.
Максимальное значение напряжений определяется условием dai/d0 = O, откуда следует 0=—л/2, т. е. в точке С. Осевые напряжения в точках А, В, С одинаковы:
02= [(а+0,5Ь)/ (a—b)]pbjt. (21.21)
В состав котельных агрегатов входят барабан, экономайзеры,, пароперегреватели и камеры. Барабаны котлов высокой производительности имеют диаметры 1600—1800 мм, толщина их стенок достигает 100 мм. Барабан по длине состоит из отдельных обеча -
«к; днища барабанов, как правило, штампованные. Все соединения выполняются электрошлаковой и дуговой сваркой.
А-А |
Для котельных сосудов типа барабанов (рис. 21.11) характерно большое число штуцеров различного назначения. Поэтому при проектировании котельного оборудования большое внимание уде-
Рис. 21.11. Общий вид свар ного барабана котла
ляют определению допустимого размера неукрепленного отверстия и расчету укрепления отверстий. Учет ослабления стенки отверстием осуществляют введением коэффициента ф. При продольном расположении отверстий
фпрод== (^ d) It, (21.22)
где t — расстояние между центрами отверстий в продольном направлении; d — диаметр отверстия.
Если диаметр отверстия превышает допускаемый (d1Ip), то должна быть увеличена толщина стенки сосуда или отверстие должно быть укреплено приваркой утолщенного штуцера или накладки (рис. 21.12). Размеры укрепляющих элементов выбирают по следующему условию:
/ш + /"н + /св^(^—dUp)s, (21.23)
где /н, fсв — площади укрепляющих сечений соответственно штуцеров, накладок и сварных швов; s — номинальная расчетная толщина стенки без ослабления.
Для штуцеров, испытывающих внутреннее давление (рис. 21. 12,а),
Для штуцеров, вваренных внутрь сосудов (рис. 21.12,6) и разгруженных от давления,
fm=z2hmsm', (21.^5 )
для накладок (рис. 21.13,в)
/н = 26н5н. (21.26)
В сосудах, работающих при температуре выше 300 °С при толщине обечайки более 40 мм, применение накладок не рекомендуется из-за опасности появления значительных температурных на
Рис. 21.12. Типы укрепления отверстий’ сосудов: |
пряжений. Для них более рационально укрепление отверстия штуцером (рис.
21.12,6) или вваркой стыковым швом элемента большей толщины (рис. 21.12,г).
Площадь сечения сварных швов /св, присоединяющих штуцера или накладки к укрепляемому элементу, принимают без учета усиления.
Минимальные размеры швов должны удовлетворять следующим условиям: для штуцеров (рис. 21.13,(2, 6)
Діпіп:=2,1/їііі5іпА^їь (21.27) для накладок (рис. 21.13,в)
Аітіп”Ь Агтіп (-^ні— —2bH)IDm > 2,1 bHsH/Dni ■ (21.28) |
а — утолщенным штуцером; б —штуцером, не испытывающим давления; в — накладкой; г — вваркой утолщенного листа |
Рис. 21.13. Размеры сварных швов укрепляющих элементов, принимаемые в расчете: а — штуцер без разделки кромок; б — штуцер с разделкой кромок; е —накладка |
Разделка под приварку штуцеров должна обеспечивать соединение их с барабаном или камерой по всей толщине штуцера. Разрешается приваривать штуцера без разделки, если при ручной дуговой сварке толщина их стенки не более 10 мм и при автоматической дуговой сварке под флюсом — не более 15 мм.
Рассмотренный метод расчета не учитывает влияния местной концентрации напряжений у отверстий. Полагают, что при высокой пластичности сталей появление местных небольших упругопластических деформаций не снижает работоспособности конструкций. При действии переменных нагрузок прочность сосудов может снижаться, особенно при использовании высокопрочных сталей (ав— = 800+900 МПа). Разрушения образуются в зонах концентрации напряжений: в местах приварки фланцев, труб, патрубков, штуцеров. Вероятность малоциклового разрушения заметно возрастает, когда в зоне концентрации оказываются дефекты.
Для надежной работы котлов и сосудов большое значение имеют пластические свойства металла и низкий уровень остаточных напряжений. Поэтому сварные конструкции котлов подвергают термической обработке. Для устранения остаточных напряжений в конструкциях из низкоуглеродистой стали достаточно высокого отпуска при 7 = 600+650 °С.