СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Балки и колонны
Типы поперечных сечений и размеры сварных балок весьма разнообразны. Если нагрузка приложена в вертикальной плоскости, чаще всего используют балки двутаврового сечения. При приложении нагрузки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также при действии крутящего момента более целесообразно использование балок коробчатого сечения.
5) |
а) то |
V |
N |
і! |
Чім. 7ПТ |
а = 80+120 b=50+8Q |
і і а =16+20 | Ь=ЗП-тЬ0 - iiiiiiiii |
ІІШі |
1111111111 |
J |
Рис. 12.1. Конструктивное оформление Рис. 12.2. Конструктивное оформле-
ребер жесткости двутавровых балок: ние двутавровых балок больших
а—пересечение вертикальных и горизонталь - размеров:
ных ребер жесткости; б — крепление а^о составной стенкой; б —с полкой
вертикальных ребер жесткости к верхнему переменного сечения
поясу; в — крепление вертикальных ребер жесткости к нижнему поясу
Обычно сварной двутавр состоит из трех основных листовых элементов: стенки и двух полок {поясов), но может иметь вертикальные и горизонтальные ребра жесткости (рис. 12.1). При больших размерах двутавровой балки ее стенка (рис. 12.2,а) и пояса
(рис. 12.2,6) могут быть составными, Такие балки нашли применение при
см |
сооружении пролетных строений автодорожных мостов. Устойчивость вертикальной стенки обеспечивается вертикальными и горизонтальными ребрами жесткости, сечение изменяется за счет изменения ширины и толщины поясов.
см |
Пуск в 1978 г. первого в стране цеха прокатных широкополочных двутавров расширяет возможности рацио - D нального проектирования сварных ба-
новые балки°с^использованн - лочных и Решетча™х конструкций. Ти-
ем широкополочных двутав - повые конструкции подкрановых баров лок с тонкой стенкой и поясами
из тавров, полученных роспуском широкополочных двутавров, показаны на рис. 12.3. Сварные балки пролетом 6 м и высотой 800—1300 мм предполагается изготовлять с уширенными верхними поясами под краны грузоподъемностью 10—20 т без ребер жесткости и под краны 30—50 т с ребрами жесткости. Балки пролетом 12 м и высотой 1100—1600 мм предусматриваются с поясами одинаковой ширины и с ребрами жесткости.
Рис. 12.4. Примеры колонн постоянного (а) и переменного (б, в) сечений: а, б — сплошные; в — сквозная |
Балки коробчатого сечения широко используют в конструкциях мостовых кранов. Обычно вдоль балки располагают попе* речные диафрагмы, которые приваривают к сжатому верхнему поясу и к боковым стенкам. Сварные элементы коробчатого сечения используют также в качестве стержней ферм крупных мостовых пролетных строений. В конструкциях ферм авто - и железнодорожных мостов применяют унифицированные сварные коробчатые элементы шириной 526 и высотой 450, 600 и 800 мм, Длиной до 17 м. В отличие от балок эти элементы диафрагм не имеют.
Колонны могут быть сплошные (рис. 12.4,а, б) и сквозные (рис. 12.4,в).
Колонны цехов воспринимают нагрузку от кровли и от кранового моста в местах расположения опор подкрановых балок. Резкое увеличение нормальной силы и изгибающего момента в этом сечении нередко приводит к необходимости использования ступенчатых колонн (рис. 12.4,б, в). Нижняя часть колонн имеет опорную плиту, передающую нагрузку на бетонный фундамент.