ВНУТРЕННИЕ УСИЛИЯ И ДЕФОРМАЦИИ ПРИ СВАРКЕ
Технологические мероприятия в процессе сварки
могут быть самые разнообразные и зависят от характера соединений и вида конструкции, применяемых методов сварки, режима нагрева, механических характеристик и химического состава свариваемых металлов.
Как правило, для уменьшения пиков остаточных напряжений и избежания трещин при сварке незакрепленных деталей, а также закаливающихся сталей, тепловой режим сварки целесообразно повышать с целью увеличения объема разогреваемого металла, а значит и уменьшения скорости остывания. При сварке больших толщин и закаливающихся сталей необходимо производить предварительный подогрев.
При оварке жесткозакрепленных деталей, в целях избежания трещин и разрывов, следует применять пониженные тепловые (режимы.
Сварка закрепленных деталей большой толщины производится многослойными швами, причем сначала накладывают слои попеременно по кромкам разделки, а затем заполняют середину шва. При этом применяются электроды с повышенными пластичными свойствами.
Порядок наложения отдельных швов должен быть таким, чтобы свариваемые детали находились в свободном состоянии, особенно это относится к стыковым швам, у которых большая поперечная усадка. В первую очередь свариваются стыковые швы, а затем угловые. Так, при сварке двутавровых балок сперва свариваются стыки полок и стенки, а затем поясные швы. При сварке цилиндрических резервуаров или полотнищ судовых секций сперва сваривают стыки каждого пояса, а затем сваривают пояса между собой. При сварке барабанов или цилиндров паровых котлов также сперва сваривают продольные швы обечаек, а затем кольцевые швы между обечайками.
Сварку каждого шва в отдельности следует выполнять на - проход или от середины к концам. Не рекомендуется варить от концов шва к его середине. Прихватки при сборке или закрепления, создаваемые ранее наложенными швами, должны находиться от места стыка не ближе 0,5 м. Нельзя ставить прихватки ча пересечении швов.
Для уменьшения влияния поперечной усадки нужно уменьшить зазоры в стыковых швах, а сварку производить с глубоким проваром корня шва. Процесс сварки вести быстро, чтобы остывание по толщине и длине шва было более равномерным.
В этом отношении большие преимущества имеет автоматическая и полуавтоматическая сварка под флюсом.
Швы больших сечений целесообразно выполнять в несколько слоев. При многослойной сварке частично производится постепенный отпуск ранее выполненных слоев и уменьшается объем .металла, в котором остаточные напряжения растяжения достигают (высоких значений. Многослойные швычпри сварке жестких деталей рекомендуется выполнять с перевязкой слоев. Длина участков должна быть 50—70 мм, чтобы металл одного слоя не остыл до наложения последующего слоя.
Сборку следует производить. в кондукторах с зажимами, допускающих перемещение деталей в своей плоскости для свободного осуществления поперечной усадки. Если при сборке конструкции ставились прихватки, то места их должны быть хорошо проівареньї.
С целью уменьшения влияния жестких связей, создаваемых одними швами на другие, и удобства автоматизации аварки рекомендуется отдельно сваривать узлы, а потом соединять их в целую конструкцию.
Необходимо стремиться к тому, чтобы температура окружающей среды была по возможности наиболее высокой. Чем выше температура окружающей среды, тем медленнее происходит остывание шва, и собственные напряжения снижаются. Сварка же на морозе, на сильном ветре, на сквозняке создает большие перенапряжения, что часто приводит к трещинам. Место сварки должно быть защищено от атмосферных осадков, холода и сквозняков.
Нужно помнить, что высокая точность сборки является важнейшим и необходимым условием повышения качества сварки.
Применение кондукторов для сборки и сварки способствует понижению напряжений. В кондукторах с зажимами, позволяющими взаимное перемещение деталей при поперечной усадке швов, напряжения в последних понижаются значительно. В кондукторах с жесткими закреплениями остаточные напряжения ■после снятия закреплений тоже снижаются.
Предварительный подогрев изделия и поддержание его в процессе сварки снижает собственные напряжения и способствует более равномерному распределению температуры по сечению сварного изделия при остывании шва. Даже подогрев до 150—200° С 'часто обеспечивает сварку больших толщин углеродистых и легированных сталей без появления трещин. Подогрев является целесообразным и при сварке больших толщин на малоуглеродистой стали.
С целью уменьшения собственных напряжений в некоторых случаях целесообразно производить местный подогрев соседних, областей около шва. Так, при заварке трещины (щели) полезно предварительно нагреть область А и В.(фиг, 110). В этом слу* 230
чае при выравнивании температуры нагретые области будут сокращаться в направлении усадки пива. Перед заваркой трещины концы ее необходимо закруглить (засверлить).
Глубокий провар вершины поясных швов таврового соединения способствует уменьшению поперечных напряжений, вследствие более свободного перемещения полки в направлении вертикальной оси стенки. Ввиду этого при автоматической - сварке под флюсом, дающей глубокий провар, поперечные напряжения в поясных швах меньше, чем при ручной сварке.
Фиг. 110. Заварка трещины: 1—1 — расширение областей при подогреве; 2—2 — усадка после сварки. |
'В ответственных сварных. конструкциях, предназначенных для тяжелых эксплуатационных условий, с целью повышения их работоспособности производят снятие собственных напряжений после сварки. Это важно для конструкций, изготовляемых из легированных сталей или из сталей с повышенным содержанием углерода.
Для снятия или уменьшения остаточных напряжений после сварки применяются следующие методы:
(1. Общий высокий отпуск сварного изделия в термической печи. Изделие нагревают їв печи до 600—650° С и выдерживают около 3 мин на 1 мм толщины металла. При этой температуре малоуглеродистая сталь переходит в пластическое состояние и напряжения иісчезают. Затем печь выключают и сварное изделие равномерно остывает вместе с печью.
2. Местный отпуск путем нагрева до 600° С околошовной зоны индукционным методом или газопламенной горелкой. Это полностью не устраняет остаточных напряжений, но значительно снижает их.
3. Механический споісоб снятия сйбственных напряжений путем растяжения конструкции до напряжений предела текучести. .После разгрузки сварная конструкция в значительной мере освобождается от остаточных напряжений. Механический способ вызывает наклеп и снижает пластические свойства сварных швов. Применять такой способ для снятия собственных напряжений не рекомендуется. К тому же этот ’способ очень трудоемкий.
Таким образом наиболее радикальным методом устранения собственных напряжений является общий отпуск в термических печах. Однако этот метод неприменим для конструкций больших габаритов. Поэтому, естественно, возникает вопрос: является ли обязательным освобождение сварной конструкции от собственных напряжений для повышения ее эксплуатационной работоспособности? Несомненно, что отпуск необходим для сварных
•конструкций, їв которых имеются закалочные зоны или образовались очаги хрупкого состояния ;в сварных швах. В сварных конструкциях из сталей, у которых содержание углерода до 0,25%’ и швы обладают достаточной пластичностью, отпуск не обязателен. Так, например, испытания показывают, что после отпуска ударная вязкость и вибрационная выносливость сварных соединений и'з таких сталей мало превышает ударную вязкость и вибрационную выносливость сварных соединений, не 'подвергавшихся отпуску.
Термический отпуск для полной) снятия остаточных напряжений после сварки необходим для машиностроительных конструкций, у которых требуется сохранение точных размеров между определенными узлами и точками этой конструкции после применения /механической обработки (например, расстояние между опорами валов, направляющими движущихся. механизмов и др.)- При наличии остаточных напряжений после сварки ‘конструкция при механической обработке под действием их будет деформироваться и с течением времени произойдет изменение размеров.
При наличии в сварных швах хрупкого состояния собственные напряжения оказывают отрицательное влияние даже на статическую прочность сварных конструкций, поэтому термический отпуск их необходим.