ВНУТРЕННИЕ УСИЛИЯ И ДЕФОРМАЦИИ ПРИ СВАРКЕ
Расчет общих деформаций в сварных конструкциях
Рассмотренные выше сварные. конструкции (фиг. 98—103) отличались «большой длиной и сравнительно мальши. поперечными размерами. Вследствие этого поперечные швы в этих конструкциях либо совсем отсутствуют, либо их очень мало. Соединения элементов или узлов поперечными швами в рассмотрен-1 ных выше сварных - конструкциях вызываются необходимостью наращивания длины элементов до требуемых проектных размеров. Обычно при изготовлении сварных конструкций такие поперечные швы выполняются до общей оборки всей конструкции, поэтому поперечная усадка их почти никакого влияния на образование общих деформаций не оказывает. Общие деформации в рассмотренных выше. конструкциях вызываются главным образом продольной усадкой сварных швов. Поэтому при расчете общих деформаций исходим из величины активных внутренних усилий, действующих по линиям этих швов. Влияние поперечной усадки сварных швов в рассмотренных на фиг. 98—'103 конструкциях сказывается на образовании (местных деформаций, а именно угловых деформаций в соединениях стыковыми и угловыми швами, потере устойчивости сжатыми областями листовых элементов и др.
В сварных конструкциях, имеющих большие габаритные размеры, количество сварных швов, расположенных в различных пространственных положениях, значительно возрастает. К таким сварным конструкциям относятся корпуса машин, блоки дизелей тепловозов, барабаны шахтных подъемных машин, объемные секции «корпуса .корабля, .поворотные платформы и рамы экскаваторов и др.
. В конструкциях с большими габаритными размерами сварные швы обычно расположены параллельно их координатным осям (например, в секциях корпуса корабля, © блоках дизеля тепловоза и др.). Такое расположение сварных швов обусловлено технологическими и экономическими предпосылками и устанавливается конструктивными «формами соединения и сопряжения свариваемых элементов и узлов (фиг. 106). iB некоторых сварных конструкциях часть швов расположена радиально относительно оси центров тяжести поперечных сечений этой конструкции, например,, в барабанах подъемных імашин, в поворотных платформах.
Величина общих сварочных деформаций в конструкциях, имеющих Щвы в различных - пространственных положениях (фиг. 106), зависит не только от продольной усадки швоїв, параллельных соответствующей координатной -оси, но также и от поперечной усадки швов, параллельных другим (Координатным осям.
Теоретический расчет общих деформаций сварных конструкт ций с большим количеством швов представляет весьма сложную и трудную задачу. Общие сварочные деформации от продольной, усадки швов, параллельных какой-либо координатной оси, мо-
Фиг. 106. Конструкция с расположением швов по направлению трех координатных осей. |
гут быть определены при помощи описанных выше приближенных теоретических методов расчета, дающих значения общих деформаций, близкие к действительным величинам.
Влияние поперечной усадки швов на общие деформации сварной конструкции теоретически «можно учесть лишь ориентировочно, основываясь на предпосылках и допущениях первого приближения.
На фиг* 107 схематически показаны возможные общие деформации (укорочения и прогибы), ориентированные относительно координатных осей пространственной сварной конструкции. Кроме деформаций общего укорочения и прогибов в пространственной сварной конструкции, возможно также образование винтообравности.
Возможные общие «сварочные деформации, ориентированные относительно координатной оси х будут: укорочение длины сварной конструкции AL; поперечный изгиб сварной конструкции с прогибами zx от поворота около оси у сечений, параллельных координатной плоскости yoz; поперечный изгиб - сварной канет-*
рукции с прогибами ух от поворота около оси г тех же сечений, параллельных той же координатной плоскости yoz (фиг. 107) и винтообразность сварной конструкции относительно оси х (фиг. 97).
Подобным же образом. возможные общие сварочные деформации, ориентированные относительно координатной оси конструкции уу соответственно будут: укорочение ширины конструкции АН; поперечный изгиб конструкции - с. прогибами ху от поворота около оси z сечений, параллельных координатной плоско-
Фиг. 107. Схема возможных общих сварочных деформаций, ориентированных относительно координатных осей конструкции. |
сти xoz; поперечный изгиб конструкции с прогибами zy от поворота тех же сечений около оси х (фиг. 107) и винтообразность сварной конструкции относительно оси у.
Точно так же возможные общие сварочные деформации, ориентированные относительно координатной оси конструкции г, соответственно будут: укорочение высоты конструкции AS; поперечный изгиб конструкции с прогибами xz от поворота около оси у сечений, параллельных координатной плоскости хоу; поперечный изгиб конструкции с прогибами yz от поворота тех же сечений около оси х (фиг. 107) и винтообразность конструкции относительно координатной оси г.
Степень развития и величина каждой из описанных /выше общих сварочных деформаций относительно той или иной координатной оси сварной конструкции будет зависеть от расположения швов по отношению к направлению соответствующей координатной оси, поперечного сечения швов, режима сварочного нагрева при выполнении этих швов, конструктивных форм соединенных между собою элементов и формы всей конструкции, технологической сборочно-сварочной оснастки и порядка выполнения сварных швов в отдельных узл. ах и соединениях узлов, в целую конструкцию.
Если їв конструкции сварные швы (расположены симметрична относительно центральных осей (фиг. 106) И если допустить, что сварка всех швов выполняется одновременно, то общие - сварочные деформации будут представлять только укорочение контурных размеров. конструкции в направлении координатных осей.
Приближенный расчет общих деформаций сварной конструкции при указанных условиях и допущениях заключается в определении укорочения контурных размеров AL, АН и AS.
Укорочение длины конструкции AL будет состоять из укорочений от продольной усадки сварных швов, параллельных оси ху поперечных укорочений в направлении оси х сварных швов, параллельных оси у, и поперечных укорочений в направлении оси х сварных швов, параллельных оси г. Поэтому общее укорочение длины сварной конструкции AL будет
AL = Ах - j- ЕДуХ + ЕД2Д> (256)
где Ал: — укорочение длины конструкции от продольной усадки
сварных швов, параллельных оси х
1>Аух — сумм, а поперечных укорочений в направлении оси х сварных швов, параллельных оси у
2А— сумма поперечных укорочений в направлении оси х сварных швов, параллельных оси z.
Подобным же образом соответственно формуле (256) общее укорочение ширины сварной конструкции АН будет
АН = А у + ЕД ху + ЕД 2у, (257)
где А у — укорочение ширины конструкции от продольной усадки
сварных швов, параллельных оси у;
НА ху — сумма поперечных укорочений в направлении оси у
сварных швов, параллельных оси х
ЕД2У — сумма поперечных укорочений в направлении оси сварных швов, параллельных оси г.
Таким же образом общее укорочение высоты сварной конструкции AS будет:
AS = Az + ЕД** + ЕА„2> (258)
где Az — укорочение высоты конструкции от продольной усадки
сварных швов, параллельных оси г
SA— сумма поперечных укорочений в направлении оси г
сварных швов, параллельных оси х
ЕДyz — сумма поперечных укорочений в направлении оси z
сварных швов, параллельных оси у.
Определение уменьшения контурных размеров сечений конструкции по формулам (256), (257) и (258), исходя из активных внутренних усилий сварных швов, производятся по следующей расчетной схеме:
1) определяются активные внутренние усилия в сварных швах конструкции от действия продольной усадки этих швов;
2) определяется реактивное напряжение осевого сжатия a2t - от продольной усадки сварных швов, параллельных соответствующей
координатной оси сварной конструкции, и по формуле (117) рассчитываются укорочения Ах, Ду, Дг в направлении этих осей;
3) находится величина поперечной усадки сварных швов ориентировочно по приближенным формулам (158) и (164);
4) определяется сумма укорочений 2Д*/ в направлении каждой координатной оси от поперечной усадки сварных швов, не параллельных этой 'координатной оси;
5) находится общее укорочение контурных размеров сварной 'конструкции по формулам (256), (257) и (258).
Угловые деформации противолежащих сварных швов будут действовать друг на друга в противоположных направлениях и ввиду их симметричного расположения относительно координатных осей заметного влияния на величину общих деформаций не окажут.
Рассмотренный вариант технологического процесса изготовления сварной конструкции условным допущением одновременного наложения всех сварных швов является теоретическим, так как указанный технологический вариант изготовления сварной конструкции практически осуществить почти невозможно.
Рассмотрим образование общих сварочных деформаций при изготовлении той же сварной 'конструкции практически возможными технологическими вариантами, а именно:
1) предварительно собираются и свариваются стыковыми швами все листы, а затем из них собирается вся конструкция и сваривается угловыми швами;
2) собирается на прихватках вся конструкция из отдельных заготовок листовых элементов, а затем - свариваются все стыковые и угловые швы.
Если предварительно собрать и сварить стыки горизонтальных и вертикальных листов, а после этого собрать всю конструкцию (фиг. 106) и производить сварку угловых швов, параллельных оси х, то общие деформации будут вызываться только внутренними усилиями угловых швов. Продольная и поперечная усадка стыковых швов, выполненных ранее до общей оборки конструкции, влияния на образование общих деформаций оказывать не «будет.
Характер общей деформации сварной конструкции при таком технологическом варианте ее изготовления будет обусловлен порядком наложения угловых швов, параллельных оси х. При крестообразном порядке наложения угловых швов на наружных поясах конструкции деформация изгиба оси л: практически может отсутствовать.
Укорочение длины AL конструкции будет представлять продольную усадку угловых швов, параллельных оси х, и ее можно определить по формуле (117). Укорочение контурных размеров по ширине конструкции АН будет представлять собой поперечную усадку угловых швов в направлении оси у. Укорочение вы - 224
Соты AS 'будет -представлять поперечную усадку тех же угловых швов в направлении оси г.
Если «первыми заварить угловые швы на нижнем поясном листе (фиг. 106), а затем на среднем и верхнем, то общая деформация сварной конструкции, создаваемая продольной усадкой угловых швов, проявится в виде поперечного изгиба оси х с прогибами zx (рис. 107), причем вогнутость 'будет со стороны листа, на котором наложены первые швы, т. е. со стороны нижнего поясного листа.
Величину прогиба г* определим подобно расчету, приведенному выше (см. пример 2).
Очевидно, наиболее рациональным будет такой порядок наложения угловых швов, при котором вначале приваривается средний лист к стенкам конструкции, «а затем попеременно накрест завариваются угловые швы на поясных листах сварной конструкции.
Если первыми заварить угловые швы, соединяющие стенку с тремя горизонтальными листами (фиг. 106), а потом угловые швы, соединяющие вторую, стенку с теми же горизонтальными листами, то поперечный изгиб оси х с прогибами ух будет с вогнутостью со стороны той стенки, которая первая приваривалась к листам. Укорочение ширины конструкции АН и высоты конструкции AS в этом случае будет вызвано поперечной усадкой угловых швов в соответствующих направлениях.
'При оборке всей конструкции из отдельных заготовленных элементов и последующей сварке стыковых и угловых швов общие деформации сварной конструкции будут развиваться в зависимости от последовательности выполнения стыковых и угловых швов, причем стыковые швы, помимо укорочения контурных размеров, будут влиять также на образование поперечного изгиба сварной конструкции.
Таким образом при симметричном расположении сварных швов относительно - центральных осей конструкции общие деформации теоретически должны представлять только укорочение контурных размеров конструкции. Явление поперечного изгиба в такой сварной конструкции теоретически должно было бы отсутствовать, так как сумма моментов активных осевых внутренних усилий равна нулю. Однако ввиду практической невозможности одновременного выполнения всех сварных швов, образование поперечного изгиба в сварной конструкции с симметричным расположением швов обусловлено технологической последовательностью выполнения сварных швов.
В преобладающем большинстве практических случаев сварная конструкция составляется из элементов разного сечения, и расположение этих элементов по отношению друг к другу бывает различным. Поэтому расположение сварных швов и поперечное их сечение также будут различными. В результате центр тяжести активных зон параллельных швов будет смещен на
величину уо относительно центра тяжесїй соответствующего сечения сварной конструкции, т. е. равнодействующая активных внутренних усилий параллельных швов будет смещена относительно центра тяжести сечения .конструкции на величину уо. В этом случае для определения изгибающего момента и прогиба от продольной усадки параллельных швов удобнее пользоваться опрещелением эквивалентного момента от начального усилия Р0.
Кроме того, на образование прогиба. влияет поперечная усадка 'сварных швов, параллельных двум другим. координатным осям сварной конструкции. Влияние поперечной усадки может быть учтено на основании поперечного укорочения и угловой деформации этих швов.
Следует отметить, что величина поперечной усадки швов сварной конструкции в значительной степени зависит от условий закрепления. Поэтому теоретическая разработка расчетных приемов по определению величины деформаций, порождаемых поперечной усадкой швов, требует накопления опытных данных.
Общие деформации в сложных сварных конструкциях можно установить по методу расчета общих сварочных деформаций, разработанному Н. О. Окербломом [9], [16] и состоящему в определении кривиз-ны конструкции путем расчета величины остаточного объема продольных и поперечных укорочений сварных швов. На основании этого метода С. А. 'Кузьминовым разработана инструкция по расчету общих сварочных деформаций в судовых корпусных (конструкциях.