ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДУГИ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ
Для экспериментального определения радиального распределения плотности тока в анодном пятне использовалась уточненная [22 методика разрезного анода. Дуга с постоянной скоростью перемещается с одной части анода на другую. При этом в каждой части анода регистрируется изменение тока 1(х). Чем точнее измеряется ток, тем достовернее вычисляется функция /(г). По мере перемещения анодного пятна ток в первой части анода уменьшается, а во второй — увеличивается. Скорость нарастания тока 1(х) зависит от радиального распределения плотности тока в анодном пятне. Измеренный таким образом ток 1(х) можно пересчитать в радиальное распределение І (г).
Измерение плотности тока производилось на сварочной установке, схема которой изображена на рис. 7. В качестве плазмотрона использовалась горелка А-1092К с V-образным прямонакальным вольфрамовым катодом. Плазмотрон размещался в
25 |
Рис. 8.
Радиальное распределение плотности тока із дуге низкого давлення (диаметр канала сопла dc = 1,2 мм,
длина дуги от среза сопла до анода 1п = 5
вакуумной камере, которая непрерывно откачивалась форвакуумним и бустериьш насосами. В качестве плазмообразующе - ги газа использовался аргон, который через игольчатый натека - тель подавался в катодный узел горелки.
Результаты вычислений j(r) для различных режимов горения дуги представлены на рис. 8 в виде отдельных точек. Там же сплошными кривыми изображена зависимость j(r)f построенная по выражению (1.8). При этом значении /0 выбиралось так, чтобы кривая j (г) проходила через экспериментальные точки, а коэффициент сосредоточенности вычислялся по формуле (1-6). Видно, что плотность тока, измеренная методом разрезного анода, достаточно хорошо ложится на расчетную кривую / (г).
Осциллограмма тока в цепи точечного вольфрамового зонда, полученная в работе [21] при его перемещении вместе с анодом поперек столба дуги, горящей в импульсном режиме, служит прямым подтверждением того, что радиальное распределение плотности тока подчиняется нормальному закону Гаусса. Огибающая кривая осциллограммы подобна кривой, изображенной на рис. 8. Нор-мальный закон распределения сохраия-
Рис. 9.
Зависимость коэффициента контрагирования от натекания газа для различных токов дуги
(1Л [1]= 6 мм; тн = 2 ■ 10^2 с; хп = 5 • 10" 2 с):
I— /д «= 50 А; 2 — 70 А: Ь — /д-=» Ю0 А;
4 —• /д => 120 А; 5 ~ /д=- 160 A; dc = 1,2 мм.
Рис. 10.
Зависимость коэффициента контрагирования (/) и плотности тока (2) от тока дуги для оптимальных расходов газа (dQ = 1,2 мм; I — 6 мм;
ется практически во всем исследованном диапазоне токов (10— 200 А) дуги и натекания газа. Поэтому изучение энергетических особенностей дуги низкого давления сводится к определению зависимостей коэффициента а* от различных параметров
разряда, в том числе от давления в рабочей камере. По значе - пиЮ al вычислялись плотность тока /0, условный радиус R токового капала столба и средняя плотность тока ь дуге низкого давления.
Зависимость коэффициента сосредоточенности тока а - от
расхода плазмообразующего газа Qp для различных токов дуги изображена ьа рис. 9. Видно, что кривая a J =/(Qp) имеет максимум, который при увеличении тока смещается в сторону больших расходов газа. Эти данные свидетельствуют о том, что для каждого тока дуги существует оптимальный расход газа, при котором дуга максимально сжимается (контрагирует). При расходах газа, меньше оптимальных, в дуге (в прианодной ее области) зарождаются высокочастотные колебания, которые при дальнейшем уменьшении значения Qp усиливаются и ухудшают условия контра гирования дуги. По этим колебаниям можно
устанавливать оптимальный расход газа.
2
Зависимости ас, = / (/д) полученные при опти
мальных натеканиях газа, по своему характеру различны (рис. 10).
График £о = /(/д) при токе ПОЛ имеет явно выраженный максимум, а плотное! ь тока /0 с его ростом стремится к насыщению. Это означает, что при увеличении тока до 110—120 А контра - гирование дуги увеличивается. Дальнейшее увеличение тока приводит к расширению дуги и увеличению пятна нагрева. Однако плотность тока в нем сохраняется достаточно высокой.
Зависимости осевой плотности тока и условного радиуса R токового канала столба от длины дуги для различных диамет-
50 40 30 20 10 О |
20 |
J0 Із, мм |
5
и
J Рис. 11.
Зависимость плотности тока (/, S) и радиуса токового канала столба 2 (2, 4) от длины дуги при различных параметрах канала сопла
7 (ти 1=8 2 * с; тл “ s 10_2 с;
0 Qp = 1 см8/с):
I, 4 — dc «к 3 мы; 2. 2 — ас «=* 1,2 мм.
ров канала сопла плазмотрона представлены на рис. 11. Бидно, что вблиз-и сопла столб дуги заметно расширяется и осевая плотность тока резко падает, причем эти изменения тем существеннее, чем ближе к соплу плазмотрона. На расстоянии, приблизительно равном 15 мм от сопла, дуга приобретает практически цилиндрическую форму и дальнейшее ее удлинение мало влияет на плотность тока и радиус столба. На короткой длине дуги можно реализовать довольно большую плотность тока (около 50 А/мм2 и более) в пятне нагрева. Из графика легко видеть, что с колебаниями длины дуги изменяется плотность тока. Поэтому для обеспечения стабильных параметров швов при сварке короткой дугой необходимо строго поддерживать ее длину. При сварке дугой, длина которой более 15 мм, изменения плотности тока с колебаниями длины дуги становятся незначительными. Поэтому длинная дуга низкого давления имеет преимущества, например при сварке изделий со сложным профилем швов. Из формул и экспериментальных данных следует, что плотность тока в дуге низкого давления существенно зависит от диаметра канала сопла плазмотрона.
Рис. 12.
Зависимость коэффициента контрагирования {/, 3) и раануса столба цуги (2) от длительности импульса тока (/д=110 А;
/д = 6 мм; do =а 1,2 мм; Qp = 2 см3/с):
1. 2 — тп 5 - ИГ-2 с; 3 — тп = 2 * КГ-2 с.
Рис. 13.
Радиальное распределение температуры электронов в дуге низкого давления (/^ = 100 А; = 6 мм; dc = 1,2 мм;
іи — 2,5 > 10—2 с; тп = 5 • 10“~2 с):
/ — Ср => Ь92 сы3/с; 2 — Ср = 2.4 см*/с;
Я — Ct, 2,9 caiVc*
Зависимость коэффициента сосредоточенности тока и условного радиуса дуги от временных параметров импульсного режима горения дуги изображена на рис. 12. Видно, что с увеличением длительности импульса ти тока контрагирование уменьшается и диаметр дуги растет. Так, при изменении ти от 0,02 до 0,12 с коэффициент а* уменьшается в 2 раза, а кривая f (ти)
асимптотически стремится к значению aj;=0t75 мм~2 — коэффициенту контрагирования дуги постоянного тока (штриховая линия), причем чьм меньше пауза между импульсами, тем быстрее кривая age= f(TH) достигнет этого предела [21].
Кривая a0—f(ти) подобна кривой UA=f(тн) [23], изображающей зависимость падения напряжения на дуге от длительности импульса тока (см. рис. 19). Это подтверждает то, что коэффициент контрагироваиия импульсной дуги низкого давления, как эти следует - из теоретических расчетов, зависит от напряженности поля, причем большему полю соответствует лучшее контрагирование. Как следует из изложенного, плотность тока в импульсной дуге низкого давления при оптимальных условиях в 1,5—2 раза выше, чем в дуге непрерывного действия. Поэтому дуга низкого давления в импульсном режиме, несомненно, предстаьляеі' практический интерес, и ей впоследствии будет уделено достаточно внимания.
Для выяснения характера радиального распределения температуры электронов были выполнены зондовые измерения. Типичные кривые Ге{г) для различных натеканий газа изображены на рис. 13. Видно, что в центральной зоне столба кривые Те (г) могут быть аппроксимированы выражением (1.4). Измеренные значения температуры Те(г) на периферии несколько больше, чем вычисленные по формуле (1.4). Это может быть следствием того, что на периферии столба зондовые характеристики имели малый линейный участок, что снижало точность зондовых измерений Те{г). Поэтому приведенные значения Те (Г) для периферии являются приближенными.
Зависимость типа (1.4) для дуги низкого давления легко получить из уравнения баланса энергии (1.3). Естественно, что в дуге низкого давления энергией излучения можно пренебречь. Основным механизмом потерь энергии, по-видимому, остается теплопроводность.
Из всех компонент теплопроводности для обычной плазмы низкого давления наибольший вклад дает электронная теплопроводность. Однако в плазме, находящейся в продольном магнитном поле, или в сильноточной плазме низкого давления, когда движение электронов в радиальном направлении сдерживается собственным магнитным полем, роль электронов в теплопроводности плазмы уменьшается. В замагниченной плазме движение электронов в радиальном направлении практически прекращается и столб дуги теряет тепло вследствие теплопроводности тяжелых частиц, в основном атомов. С учетом изложенного рассмотрим случай, когда теплопроводность плазмы X ** Ла> т - е- когда коэффициент атомной теплопроводности %а пропорционален температуре атомов в степени 1/2. При этом предполагается следующая схема передачи энергии. Электроны приобретают энергию от электрического поля и при соударениях передают ее атомам. Последние, нагреваясь, уносят энергию из столба дуги на стенки камеры.
Решением уравнения баланса энергии (1.3) для заданных граничных условий и принятого распределения плотности тока
(1.8) , а также малых значений параметра alr2<^ 1 является выражение
где
ь = ioE
(0) Ха (Т0) ’
Для реальных параметров аргоновой дуги низкого давления (/0 = 28,7- 106 А/м2, £ = 33 В/м, Та (0) = 3700 К и X* (3700) = — 0,35 Вт/м • град) вычисляем b = 1,83 • 105 м~2 = 0,183 мм””2.
Экспериментальное значение коэффициента Ьи найденное по кривой 1 рис. 13, составляет 0,18 мм~2.
На основании выражения (1.18) легко установить соотношение между коэффициентом сосредоюченности тска а и коэффициентом температурного распределения Ъ, Заменяя /0 через all^n, находим
а 4пТа (0) Ха (Т0)
Для приведенных выше значений параметров и тока дуги 7Д = 90 А имеем allb2 ~ 5,48.
Таким образом, расчетные значения коэффициентов a2 и ъу
а также их отношения хорошо согласуются с данными экспериментов и являются прямым подтверждением изложенного механизма контрагирования дуги низкого давления.