Другие виды клеевых соединений и дополнительные конструктивные соображения
Когда два соосных полых цилиндра одинаковых размеров соединяют встык по диаметру и подвергают воздействию крутящего момента. то в клеевом соединении получается очень однородное распределение напряжений. Соединение подвергается воздействию юлько напряжений сдвига (чистый сдвиг). Возникающие при кручении. напряжения определяются выражением
М
~ 2T. RH '
где М — крутящий момент;
R — средний радиус; t — толщина стенки цилиндра.
Известно, что соединения клеем ридакс цилиндров из ннзкоугле - родистой стали дают разрушающее напряжение при сдвиге прибли - зитсльно 560 кг/см2. Это соответствует максимальной прочности на срез, которую можно было бы ожидать от соединения внахлестку, если бы напряжения распределялись равномерно.
Рассматриваемое соединение по конфигурации является в сущности соединением встык, но нагруженным на сдвиг при кручении.
Соединения с очень толстыми клеевыми швами (свыше 0,75 мм) можно причислить к разряду соединений с зазорами, так как клей заполняет большой промежуток или зазор между склеиваемыми поверхностями. При этом важно избежать больших внутренних напряжений. В таких соединениях следует использовать клеи, густые с большим процентом наполнителей, чтобы снизить коэффициент термического расширения, и нс содержащие летучих, чтобы предотвратить образование пустот или пористости.
В соединениях внахлестку толстые клеевые швы нежелательны вследствие увеличения эксцентриситета приложения нагрузки, что связано с возрастанием отрывающих напряжений и снижением прочности соединения на сдвиг. Вместе с тем «зазорозаполняющие» клеи обладают большими преимуществами. Их использование поз воляст выполнять соединения плохо подогнанных деталей, хотя и ослабленной прочности, в то время как другие клеи надежно не скрепляют их, давая почти сплошной «пепроклей» или растрескиваясь в толстой фуге.
Появление конструкций типа сэндвич с применением в качестве сердцевинного материала сот привело к возникновению нового вида клеевого соединения, так называемого «филлет джойнт». Тонкостенные металлические соты, например, ие алюминия толщиной от 0,02 до 0,35 мм, позволяют склеивать соты с обшивками по весьма не. болыйой площади их поперечного сечения. Если боковые поверхности! стенок ячеек сот не охвачены склейкой, то едва ли удастся получить прочные клеевые соединения обшивки с сотовым материалом. Клей должен войти внутрь ячеек, прочно прикрепляя обшивку к стенкам сот. Эффективными являются угловые клеевые швы треугольной формы в поперечном сечении (см. гл. VII).
Как было указано, прочность клеевого соединения в большой степени зависит от свойств склеиваемых металлов — модуля прочности, пределов текучести и прочности, коэффициента термического расширения, коэффициента Пуассона и т. п. Кроме того, как увидим е главе VI, сам характер подготовки поверхности перед склеиванием может являться важным и решающим фактором. На практике часто оказывается желательным использование в конструкции специально обработанного и чем-либо покрытого металла. В табл. 34 показаны изменения прочности соединения, которые происходят, когда перед склеиванием дуралюмнн анодируется, а сталь подвергается химическому воронению.
Следует иізбегать поверхностей сильно шероховатых. В углубления могут попас ть пузырьки воздуха, что приведет к возникновению ненужных внутренних напряжений, особенно при повышенных температурах.
Когда используют очень хрупкие клеи (с низкой прочностью на изгиб или отдирание) или склеивают очень тонкие металлические элементы, часто желательно механически скреплять края склеивае. мых деталей, чтобы предотвратить всякую возможность начала отрыва у наружных кромок во время сборочных операций или при эксплуатации. В большинстве случаев для этой цели применяют временные или постоянные заклепки и даже точечную сварку.
При выборе формы клеевого соединения следует помнить, что оно лучше всего ведет себя при сдвиге и хуже при неравномерном отрыве. При нагружении на чистый сдвиг вся или почти вся область клеевого соединения сопротивляется силе, которая стремится нару-
Влияние состояния поверхности металла на прочность соединения клеем Эпон VI
|
Г1 римеча н и е. Температура испытания 54°. |
шить сцепление, срезать клеи и разъединить склеенные части. С другой стороны, отдирающее усилие концентрирует растягивающее напряжение главным образом вдоль очень узкой полосы клея, расположенной перпендикулярно направлению силы. Таким образом, инженер должен всегда проектировать свою конструкцию так, чтобы клеевое соединение работало (если это возможно) преимущественно на сдвиг.
Фиг. 60. Рекомендуемые размеры поперечного сечения элементов, склеиваемых с обшивкой. Полки тапрового профиля, уменьшающиеся по толщине по направлению « кромкам клеевого шва, предотвращают коробление и обеспечивают получение прочного соединения [33]. |
Если же клеевым соединениям придется подвергаться неравномерному отрыву, отдиранию, то следует предусматривать меры по усилению этих соединений. Применительно к соединению обшивки с элементом каркаса к числу этих мер относятся: ужесточение обшивки за счет механических свойств материала или увеличения ее толщины приклеиванием местных накладок, подкрепление заклепками или точечной сваркой, подбор соответствующей формы поперечного сеченИя элемента каркаса — смягчение перехода от полки профиля к обшивке.
На фиг. 60 показаны рекомендуемые соотношения геометрических параметров соединения обшивки с элементами каркаса тавровой формы — стрингером, нервюрой, лонжероном. На фиг. 61 показаны различные профили, приклеенные к обшивке. Из них профили г и д дают прочное при отрыве соединение с обшивкой, остальные — менее прочное. Соединение обшивки с нервюрой типа а является примером конструкции, где не учитывают специфику клеевых соединений.
В клепаных конструкциях обычно применяют стрингеры открытых профилей, например _j—-образные (фиг. 61,6), хотя известно, что закрытые профили, например, Y-образные (фиг. 61,с), более устойчивы при продольном сжатии. Препятствием к их использованию служили, с одной стороны, трудность обнаружения начала коррозии в закрытой области, а главное — резкое увеличение числа потребных заклепок. Применение процесса оклеивания 'позволяет с успехом использовать такие профили. Однако при выборе формы профиля лучше сочетать возможность обеспечения устойчивости к продольному изгибу и экономии в весе с достаточно высокой прочностью - на отдирапие обшивки. В самолете «Комета», некоторых вертолетах и бомбардировщике В-36 в качестве элементов жесткости применены профили типа, изображенного на фиг. 61,(5.
Фиг. 61. Открытые и закрытые профили элементов каркаса, приклеиваемые к обшивке. |
При расчете прочности клееных изделий следует учитывать влияние не только различных конструктивных факторов — тип соединения, толщину склеиваемых металлов, длину нахлестки и др., по к производственных — характер обработки поверхности, отклонения от установленного режима склеивания, колебания в свойствах самого клея и т. д, а также с осторожностью назначать величину расчетного напряжения в клеевом соединении. Если провести массовые испытания образцов, склеенных клеем одной и той же марки, то полученные результаты обнаружат значительное рассеяние, обычно подчиняющееся закону нормального распределения Гаусса. Производственные детали часто имеют клеевые соединения менее прочные, чем соединения, полученные та малых образцах в лабораторных условиях.
В табл. 35 приведено соотношение между фактическими значениями прочности при сдвиге на стандартных образцах, склеенных клеем метлбонд, которые получены при испытаниях в различных условиях, минимальными приемочными (контрольными) требованиями к клею и расчетными величинами прочности при - сдвиге соединений внахлестку на этом клее, принятыми авиационной компанией Валти (США).
На фиг. 62 показано влияние длительности нагружения на прочность клеевых соединений на клее метлбонд [33]. Чем дольше действует нагрузка и выше температура эксплуатации, тем меньше прочность клеевого соединения.
Предел прочности прі с^ччге соединений алюминиевого сплава 24ST и магниевого сплаза FS-IH на пленочном клее метлбонд в кг/ м1
|
1 Испытание при температуре 23° и огпосительпой влажности 55+5%.
2 Испытание после выдержки в атмосфере повышенной влажности 95У» при температуре 49° в течение 33 суток.
3 Испытание после обрызгивания соленой водой в течение ЗО суто і.
Примечание. Таблица составлена по данным Ганторпа н Ногля [33].
Фиг 62. Прочность при сдвиге сосдине тип на «лее метлбонд в зависимости от длительности пребывания под нагрузкой в различных температурных уело и х [33 . Образцы ив дуралюміина 24ST толщиной 1,6 лип, длшга нахлестки 38 мм*
Указанные соображения всегда должны быть в поле зрения конструктора, когда он проектирует и рассчитывает конструкцию с применением клеевых соединений металлов