Некоторые другие виды применения клеев
Выше уже были рассмотрены многие виды применения клеевых соединений металлов в промышленности. Дать исчерпывающий обзор всех существующих и возможных случаев использования клеев было бы непосильной задачей. Имеются специальные примеры при менемия клеев, особенно когда сии предназначаются в качестве покрытий и герметиков. В последнем 'Случае они являются матерка лами, от которых требуется в первую очередь адгезионная, а не
когезионная прочность. "*
За последнее время разработаны новые методы применения клеев для соединения трубопроводов. Клен из синтетической — эпоксидной — смолы в виде липкой массы наносится на алюмиыис вый фиттинг и на трубу; и фиттинг и труба нагреваются переносным портативным электрическим нагревателем. Затем элементы собираются вместе, и клей в соединении отверждается до тех пор, пока не станет твердым и прочным. ч
Интересным применением клеевого соединения силиконовой резины с металлом является использование этого соединения в мот<>
pax, помещаемых снаружи катсроп. Прокладки для гшнлкж днліиідра чаще всего тоньше стандартных. Обычно применяемые асбестовые или медные прокладки не являются непроницаемыми под давлением, в результате чего наблюдаются частые «пробивания» или нарушение герметизации. Стеклоткань, покрытая силиконовой резиной, приклеивалась к алюминиевой головке цилиндра. При натурных испытаниях, проведенных на катерах с подвесными моторами за кормой, этот тип прокладки дал возможность получать более высокую степень сжатия при большем числе оборотов в минуту. Не было обнаружено ни малейшей утечки сжатого воздуха, прокладки не проявили никакой склонности к пробиванню. После многих рейсов приклеенная к металлу прокладка была осмотрена и оказалась совершенно неповрежденной.
Преимущества приклейки тормозной накладки к металлической колодке, уже рассматривались. Другие, случаи применения склеивания материалов, подвергающихся трению, с металлами также играют важную роль в автомобильной и родственных ей отраслях фомышлснпости. При изготовлении фрикционных колес и дисков часто применяется склейка синтетическими смолами (трущиеся поверхности из текстолита, а спицы и ступица из стали). Склеивание также применяется при монтаже фрикционных дисков и колес и при изготовлении различных типов муфт тормозов, используемых в автомобилях и мотоциклах.
Известно, что проволочные тензодатчики, применяемые для замера деформации1 в элементах конструкций, должны тесно скрепляться с ними, чтобы измерительный инструмент и элемент конструкции, когда к последнему прикладывается нагрузка, деформировались как единое целое. Для этой цели широко применяются клеи.
Применение клеев, особенно «чувствительных к давлению», т. е. липких, в защитных или «маскировочных» лентах хорошо известно. Были проведены работы по использованию клеев в качестве защитных лакокрасочных покрытий. Слой клея наносится пульверизатором или кистью на защищаемую поверхность, а затем хорошо просушивается. Такие покрытия оказались эффективными для защиты металла, подвергающегося действию химикалисв. Клей на основе фенольной смолы применяется, например, как защитное покрытие на стали для предупреждения разъедания растворами кислот в баках для хранения и перевозки кислот. Эффективным методом удаления т а кадр.. ;чЛ седого. покрытия в случае г собходцмосш оказалось ногы^мше п к ст ще н тр і ip о в а н н ый раствор мелочи.
Устройство самолетной противообледеиитсльной нагревательной системы «Пэпир» основано на использовании) клея аральдит. С и с те ма «Пэнир» предотвращает обледенение внешіпГх поверхностей самолета и в случае ■необходимости может удалить образовавшийся слой льда даже толщиной около 6 мм.
На участок обшивки самолета, который может подвергнуться обледенению, наносят методом «горячего напыления» слой основной
изоляции толщиной 0,75 мм m мтксидного клея марки аральдит 1. На это покрытие наносят слйА металлического порошка — токопроводящего элемиптя системы — по трафарету или с помощью «маскировочных» дсп г пік, чтобы получилась зигзагообразная непрерывная полоса, покрывающая с большей или меньшей полнотой всю защищаемую площадь. Сверху наносится второй — внешний — слой изоляции in клеи аральдит 1 толщиной 0,25 мм. Отверждение происходит при температуре 180°.
Возможна модификация этого способа, заключающаяся в замене порошкового клея аральдит 1 жидким клеем аральдит Д, употребляемым в сочетании со стеклотканью. Для этого берут стеклоткань толщиной 1,00—1,25 мм. Отверждение производится в течение 1 часа при температуре 60° или при 20° в течение более длительного срока.
Система «Нэпир» прошла всесторонние испытания: электрические (гарантируется 1000 часов работы при мощности 1,6 вт/см2), вибрационные, абразивные (действие песка), эрозионные (дождевание) , полет со скоростью 800 км/час и др.
Преимуществами защитной системы «Нэпир» являются: малый вес, возможность применения на поверхностях сложной конфигурации и двойной кривизны, обеспечение аэродинамической формы защищаемой поверхности, гладкости, эрозионная стойкость, стойкость к топливу, маслу и жидкостям для гидросистем, пригодность для эксплуатации при температурах от —60 до 130°, возможность местного исправления повреждений. ‘ —
Существуют и другие случаи применения клеев для соединения металлов с металлами и неметаллическими материалами:
1) использование тиоколовых пленочных герметиков для уплотнения швов фюзеляжа и для придания непроницаемости бензобакам;
2) создание слоистых материалов из тонких листовых металлов для электродвигателей;
3) наклейка карбидных наконечников и вклейка втулок;
4) соединение стекла и металла в медицинских шприцах для подкожного впрыскивания и в специальных медицинских зеркалах;
5) соединение частей магнитов;
6) уплотнение пористых металлических отливок;
7) заделка упаковки из металлической фольги для нестойких пищевых продуктов;
8) приклеивание металлических армирующих элементов к деревянным конструкциям (например, в лопасти пропеллера);
9) металлические экраны для радиооборудования;
10) склеивание сочетаний металл—фанера с панелях сборных зданий;
11) изготовление броневых плит, состоящих нз чередующихся слоев металла и резины;
12) изготовление слоистых металлических конструкций из ^ИСТОВОГО металла различной конфигурации; для замены механической обработки (см., например, опытные слоистые клееные лонжероны фирмы Фоккер переменного ступенчатого сечения по размаху ип фи» 19 в § 3) и т. д.
Во время второй мировой войны немцы с успехом использовали сталь с покрытием из фенолыюй смолы в механизмах управления рулей высоты самолетов 'взамен бронзы и латуни.
Клеи, содержащие высокий процент наполнителей из окислов металлов, применялись в виде пасты для выравнивания вмятин ■;{ неровностей поверхностей корпусов автобусов. и крыльев самолетов с дуралюмшіовой обшивкой. Другие подобные модификации клеев оказались пригодными в качестве цементирующих замазок ври застеклении металлических оконных рам.