ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Новые механизмы информационно-психологического воздействия в коммуникативном пространстве Интернета. Теория информационных войн
Преимущества распространения и обработки информации, предоставленные Интернет-средой, позволяют рассматривать сегодня киберпространство как один из ключевых инструментов современной идеологической и политической системы формирования и трансформации глобального общественного сознания.
Самым мощным оружием Интернета явилась его способность подавать информацию таким образом, чтобы за видимой объективностью у большой массы людей формировалась совершенно определенная картина действительности67. Вспомним фильм «Плутовство, или хвост виляет собакой», где новую предвыборную кампанию президента готовят тележурналисты, разворачивая серию репортажей об ожесточенных боях в Албании. Благополучный исход конфликта, существовавшего исключительно на телеэкранах, решает волевой президент - надежда народа, который и переизбирается впоследствии на второй срок. Фильм оказался провидческим: в Голливуде еще шли пресс-просмотры, как началась война в Персидском Заливе, и сюжет картины повторился в жизни во всех деталях.
Очевидно, что Интернет на современном этапе своего развития открывает гораздо более уникальные возможности для работы с информацией, чем это было когда-либо доступно телевидению. Сила воздействия ТВ объясняется прежде всего так называемым «эффектом CNN» - создающимся ощущением «сопричастности зрителя к событиям», когда человек наблюдает за действиями, разворачивающимися «здесь и сейчас».
Однако добавьте к этому неслыханную скорость получения новых сюжетов, возможность самостоятельного изучения ситуации благодаря изобилию информации разного рода и толка, преимущество фильтровки лишней и ангажированной информации в силу отсутствия цензуры, круглосуточный режим отслеживания событий в режиме интерактивности и реального времени наконец, и вы получите новую фазу - «эффект погружения», благодаря которому Интернет оказался на сто шагов вперед традиционных СМИ.
Очевидно, что общедоступность информации несет в себе не только блага демократических прав и свобод. Овладение большой частью общества технологиями обработки информации (а значит, и манипулирования ею) дает в руки антисоциально настроенным индивидам довольно мощное средство пропаганды и реализации своих идей. В дополнение к этому глобальное распространение информации, рост ее количества приводит к ситуации, когда один человек не может ее систематизировать, рассмотреть достаточно объективно с различных сторон. Часто ему приходится действовать, основываясь на мнении других людей. Это предоставляет широкие возможности манипулирования обществом с помощью специально подобранной информации, навязывания ему целей, идущих вразрез с развитием цивилизации.
В сущности, Интернет представляет сегодня огромную мусорную корзину, где факты сосуществуют в бок о бок с откровенным вымыслом, фальсификациями, компрометирующими материалами, слухами и провокациями, превратившими киберпространство в глобальную среду информационных баталий по принципу «все средства хороши». Приплюсуем сюда же хакерские атаки, полную подмену сайта противника фальсифицированным ресурсов путем кражи доменного имени, рассылки подложных писем, кибертерроризм и получим полный спектр запрещенных приемов, посредством которых ведутся военные действия в эпоху нового сетевого общества.
В последнее десятилетие в связи с формированием глобальной инфосферы и началом перехода к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением содержания и структуры информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Информационное пространство, в котором живет современное человечество, во все большей мере становится отражением субъективной, искусственно созданной реальности, имеющей мало общего с действительно существующим положением вещей.
Одним из обстоятельств, способствовавших этому, стал технический прогресс, появление современных технических средств сбора, переработки и распространения информации, которое произвело революцию в сфере массовых коммуникаций, а людей, контролирующих индустрию массовой информации, вывело на уровень так называемой четвертой власти. Массовое воздействие средств этой индустрии на психику уже сейчас приводит во всем мире к требованиям защиты экологии сознания и выработки мер по усилению ее иммунитета.
На сегодняшний день средства и методы такого общего и избирательного (в зависимости от ставящихся целей и выбора объектов - по религиозному, национальному, социальному и т. д. признакам) воздействия через среду массовых коммуникаций являются главным инструментом управления обществом, а также ведения информационной войны против человеческих ресурсов любого государства.
Процессы манипулирования общественным сознанием
структурируются по типичным моделям. Классическими архетипами моделируемого сознания являются следующие:
■ « Ученик»
Пример архетипа описан Б. Шоу в комедии «Пигмалион», где в роли Учителя выступает профессор Хиггинс, а в роли Ученика - Элиза Дулитл.
■ «Взлет по вертикали»
СМИ создают в общественном сознании нового кумира, делающего головокружительную карьеру.
■ «Семья»
Архетип связан с изменением сознания Человека ближайшим окружением как коллективным экспертом.
Регрессивный архетип «Семья и злой гений». В нем ближайшее окружение - «семья» - манипулирует Человеком, используя его слабости и пристрастия. Типичный пример - манипулирование сознанием президента США Вудро Вильсона в 1912-1920 гг. его окружением, возглавляемым полковником Хаузом. Типичный «злой гений» - Распутин. Архетип «Семья и злой гений» регулярно реализуется в российской истории.
■ Регрессивный архетип «Не оправдавший надежды» связан с публичной последовательной компрометацией Человека за счет непрерывного повышения планки (уровня ожиданий) заинтересованных лиц. Неспособность Человека достичь планки должна показать его мнимое бессилие.
Такова же природа регрессивных архетипов открытой компрометации «Травля», тайной компрометации: «Аппаратные игры», «Интрига» и др.
■ Важный прогрессивный архетип «Невинная жертва» конструируется путем отрицания регрессивного архетипа. Например, Работник представляется жертвой архетипа «Интрига» или «Травля». Этот архетип применялся в предвыборной компании в США в 60-х годах и в борьбе за власть в СССР - в 80-х. Обыватель симпатизирует обиженным властью, жертвам «аппаратных игр» и т. д.
■ Дополняя рассматриваемый архетип «Невинная жертва» счастливым концом, получаем развивающий архетип «Через тернии - к звездам». В нем
Манипуляторы широко применяют близкий по сути архетип «Светлое будущее», который эффективен в отношении честных и доверчивых людей (презрительно называемых на англоязычном жаргоне «люди, живущие обещаниями».
Э. Тоффлер сводит типологию войн к следующему68:
■ Аграрные войны
■ Индустриальные войны
■ Информационные войны
Если «территорией» первых двух категорий войн были средства производства, то в ходе информационных войн предметом битвы становятся средства обработки и порождения информации/знаний.
Информационная война представляет собой всеобъемлющую, целостную стратегию, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики. В основе информационных войн - любая атака против информационных функций Цель - система знаний и представлений, задача - контроль информационного пространства для достижения господства в сфере владения информацией и технологиями.
Под угрозой информационной войны понимается намерение определенных сил воспользоваться поразительными возможностями, скрытыми
в компьютерах, на необозримом кибер-пространстве, чтобы вести «бесконтактную» войну, в которой количество жертв (в прямом значении слова) сведено до минимума. «Мы приближаемся к такой ступени развития, когда уже никто не является солдатом, но все являются участниками боевых действий, - сказал один из руководителей Пентагона. - Задача теперь состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума».
Гражданская информационная война может быть развязана террористами, наркотическими картелями, подпольными торговцами оружием массового поражения. Крупномасштабное информационное противостояние между общественными группами или государствами имеет целью изменить расстановку сил в обществе.
Поскольку такая война связана с вопросами информации и коммуникаций, то если смотреть в корень, это есть война за знания - за то, кому известны ответы на вопросы: что, когда, где и почему и насколько надежными считает отдельно взятое общество или армия свои знания о себе и своих противниках.
Так, итоги устранения главного конкурента - СССР - президент США Билл Клинтон подвел следующим образом: «Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент США Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы.
Правда, с одним существенным отличием - мы получили сырьевой придаток, неразрушенное атомом государство, которое было бы нелегко создавать. В ближайшее десятилетие на этом стратегическом направлении нам предстоит решение следующих проблем: расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии окончательный развал военнопромышленного комплекса России и армии установление нужных нам режимов в оторвавшихся от России республиках. Да, мы позволили России быть державой, но империей будет только одна страна - США».
Что ожидает того, кто проиграл в информационной войне69 ?
■ утеря территорий;
■ потери населения;
■ экономические потери и стагнация экономики;
■ уменьшение политического влияния на мировой арене;
■ установление формы правления, выгодной победителю;
■ ухудшение морального состояния населения;
■ угрозы развитию информационных технологий;
■ отсутствие легальных механизмов противодействия, одобренных международным сообществом;
■ возникновение новых методов манипуляции восприятием, эмоциями, интересами и выбором населения;
■ доступность больших массивов информации для всех (включая террористов)