Сварные конструкции. Расчет и проектирование
ТРУБЫ И ТРУБОПРОВОДЫ
Сварные трубы большого диаметра широко используют при сооружении магистральных газонефтепроводов. Для изготовления таких труб применяют низколегированные стали 14ХГС, 17ГС, 17Г1С и др. Толщина стенок труб 8. . .20 мм, диаметр 529. . .1420 мм.
Из сварных труб сооружают также трубопроводы металлургических и других заводов, гидротехнических сооружений, а также трубопроводы атомных и тепловых электростанций. При этом трубы, работающие при температуре от —10 до +350 °С и давлении /?<9 МПа, изготовляются из стали СтЗсп и низколегированных сталей 10Г2СД, 14ХГС. Трубы, работающие при температуре от —50 до +350 СС и давлении р<70 МПа,— из сталей 20 и ЗОХМА. Трубы, работающие при высоких температурах (до 600 СС),— из молибденовых сталей, например 15ХМ и др. Для работы в агрессивных средах трубы изготовляют из аустенитных нержавеющих сталей, алюминиевых, титановых и других сплавов. Кроме того, сварные трубы широко применяют в санитарно-техническом строительстве и в ряде специальных областей техники.
Сварные трубы имеют продольные или спиральные швы, при монтаже трубопроводов отдельные трубы свариваются между собой поперечными кольцевыми швами. Прочность трубопроводов оценивают с учетом различного рода усилий, действующих в процессе эксплуатации. Расчет продольных стыков при внутреннем давлении р производят по формуле
В кольцевых стыках создается напряжение, определяемое по формуле
(13.19)
где R и s — соответственно радиус и толщина стенки трубы.
При понижении внешней температуры в кольцевых стыках образуются напряжения
ot = aATE, (13.20)
где а — коэффициент температурного расширения металла; АТ — изменение температуры; Е — модуль упругости.
Если труба будет испытывать изгибающий момент М от собственного веса и веса жидкости, то при расчете следует учитывать образование в кольцевых швах напряжений
(13.21)
где W — момент сопротивления сечения трубы. Момент М определяется по специальным техническим условиям.
Суммарное напряжение в кольцевых швах определяется следующим образом:
0,+0,-f О,<[0']р.
Допускаемое напряжение в трубопроводах зависит от расчетного сопротивления Rp (обычно Rp=0,9oT), коэффициента условий работы т и коэффициента надежности п; /л—0,8. . .0,9, а в местах перехода через препятствия /л=0,75; л=1,2 для газопроводов и л=1,15 для нефтепроводов.
Трубопроводы иногда устанавливают на опорах: анкерных, устанавливаемых в конечных точках и в местах изменения направления оси; промежуточных, не препятствующих продольным перемещениям Конструкции опор зависят от диаметров труб. При относиїельно малых диаметрах (d<T),6 м) допускается применение опор простейшего типа — скользящих; при средних диаметрах (d~0,6. . .1,5 м) — седловых; при больших (d>l,5 м)—Катковых или качающихся.
Если трубопровод большого диаметра (d> 1,5 м) (рис. 13.14, а) выполняет функции газопровода низкого давления, он подвержен воздействию собственного веса (рнс. 13.14, в), обледенения (рис. 13.14, г), внутреннего давления газа (рис. 13.14, д), возможного разряжения (pnG. 13.14, б), а также ветра н изменения температуры.
Нагрузка q от собственного веса трубопровода равномерно распределена. Приближенно трубопровод можно принять за многоопорную неразрезанную балку. При этом изгибающий момент на опоре
(13<22)
Напряжение от момента
0, = ^, (13.23)
где W'—[п(г{—г}))/(4г,) — момент сопротивления кольца; г, — наружный радиус кольца; г, — внутренний радиус.
Аналогично определяются усилия и напряжения при
обледенении. Еели принять толщину елоя льда в нижней точке 2/i, а в верхней точке равной нулю, то отношение веса обледенения к длине, выраженное в кН'м, определяется по приближенной формуле
qt = 7rhy, (13.24)
где у — удельный вес льда.
Примем Л=0,1 м. Тогда получим qt=0,7ry, момент от обледенения
M" = q9 £; (13.25)
напряжение от момента
(13.26)
Если замыкание трубопровода производилось при температуре Ти то при понижении температуры до значения Тг в нем возникает продольное растягивающее усилие
NT = 2nrs(Tl-Tt)Ea, (13.27)
где а — коэффициент температурного расширения, для стали а= 12- 10~e; s — толщина стенки трубы.
Наряду с продольной силой в стенке трубопровода при неравномерном охлаждении возникают напряжения изгиба
<Jt — aE (Тв—Т,)/2, (13.28)
где Тп — температура наружной поверхности трубы; Тв — температура внутренней поверхности
Усилие от внутреннего давления р в зоне изменения направления трубопровода вызывает в его поперечном сече
нии напряжение
Опо„=-£. (13.29)
Таким образом, полное напряжение в поперечном сечении, а также в кольцевом шве трубопровода
о„ + оІ)а + аЕ(Ті — Ті)-і - 0,5 а £ (Г,—Г,) + g < [о']р.
(13.30)
В продольном сечении трубопровода образуются напряжения, определяемые по формуле
В одних случаях большим по значению оказывается напряжение Орцсч, в других — опрод.
Рис. 13.15. Кольца жесткости угол - ГДЄ Jі — МОМЄНТ инер - коиого и таврового профилей, при - ции относительно собст - варенные к трубопроводу венной оси продольного сечения стенки трубопровода длиной 1 м; г —средний радиус оболочки. Для повышения устойчивости оболочки иногда предусматривают постановку кольцевых ребер жесткости. Их типы уголкового и таврового профилей изображены на рнс. 13.15. Критическое давление />ир в этом случае находят из соотношения |
Если возможно образование разряжения (рнс. 13.14, б), внешнее давление воздуха вызывает в продольных сечениях оболочки трубопровода напряжения сжатия, которые могут достигать критического значения и вызывать потерю устойчивости. Если принять трубопровод за длинную цилиндрическую трубу без закреплений, то критическое давление определяется по формуле
Р. (13-32)
Р. р = ^г, (13.33)
где / — расстояние между смежными ребрами жесткости; J — момент инерции кольца и оболочки на длине
a — ,bV rs.
(13.34) |
(13.35) |
При вычислении р„р по формулам (13.32) и (13.33) должно выполняться неравенство
pKV>m(q
ЩІСШ Рвнутр)-
В этом случае т=1,7.
Чтобы уменьшить продольные усилия, возникающие в трубопроводе вследствие изменения температуры, применяют различные способы. В некоторых случаях трубопроводы укладывают на катковые опоры, усиливая трубопровод в этом месте кольцом жесткости. Для повышения податливости в продольном направлении трубопроводы иногда опирают на качающиеся стойки, используют также компенсаторы.
Трубопроводы с высоким внутренним давлением (напорные), применяемые в гидротехнике, проектируются согласно изложенным принципам.
В трубопроводах, работающих при относительно невысоких внутренних давлениях, возможно применение плос - косворачиваемых труб. Эти трубы обладают малой массой и достаточно хорошими эксплуатационными свойствами.
Как правило, трубопроводы рассчитывают в основном на статическую нагрузку. В особых случаях учитывают пульсацию давления транспортируемой среды и импульсный характер ветровых нагрузок. В магистральных трубопроводах могут возникать протяженные разрушения, когда местный разрыв стенки трубы сопровождается быстрым продвижением трещины на десятки или же сотни метров. Такой тип разрушения имеет место только в газопроводах. Эго происходит вследствие того, что скорость продвижения конца трещины оказывается весьма большой, и давление газа внутри трубы не успевает снизиться до того уровня, который требуется для остановки трещины. С увеличением давления газа, диаметра трубопровода и толщины его стенки опасность появления таких разрушений увеличивается, особенно при низких температурах. Для исключения опасности протяженных трещин можно либо использовать трубы из металла с высокой сопротивляемостью развитию разрушения, либо переходить к многослойным трубам из относительно тонких листов. Однако стали с высоким сопротивлением развитию разрушения требуют введения легирующих добавок, которые дороги. Огромное народнохозяйст
венное значение трубопроводного транспорта для передачи газа на большие расстояния заставляет вести исследования в разных направлениях.