МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Металлические конструкции из черных и цветных (преимущественно алюминия) металлов широко применяются при строительстве зданий и сооружений, особенно при больших пролетах, высоте, нагрузках и антикоррозионных требованиях. Широкое распространение металлоконструкций в строительстве обусловливается их высокой прочностью, надежностью, индустриальностью, скоростью монтажа, легкостью по сравнению с несущими конструкциями из железобетона и камня. Комплексным показателем эффективности применения металлоконструкций является строительный коэффициент, представляющий собой отношение массы металлоконструкций к массе несущих деталей и конструкций всего здания или сооружения. Он характеризует Качество конструктивной формы и компоновки несущих конструкций зданий и сооружений не только в отношении расхода материалов, но и трудоемкости их изготовления, сроков возведения и стоимости.
Минимальное значение строительного коэффициента при вариантном проектировании достигается в большинстве случаев при использовании металлоконструкций из низколегированных и высокопрочных сталей и сплавов, а также тонкостенных прокатных и гнутых профилей, пространственных, предварительно напряженных, висячих, трубчатых и других современных систем.
Алюминиевые сплавы, несмотря на меньшую, в 2,7-2,9 раза, плотность по сравнению с чугуном и сталью и возможность соответствующего облегчения металлоконструкций, имеют ограниченное применение в несущих конструкциях из-за их недостаточной устойчивости под нагрузкой в связи с меньшим, в три раза, модулем упругости, существенным снижением прочности при повышенной температуре (выше 100-150 °С) и высоким тепловым расширением (табл. 19.1).
Основным видом соединений металлоконструкций является сварка. Однако она вызывает структурные и химические изменения металла в зоне соединения свариваемых элементов, возникновение остаточных напряжений и деформаций, способных вызвать трещи - нообразование и хрупкое разрушение сварного шва, особенно при использовании кипящей стали с повышенным содержанием углерода, серы и фосфора, при крупнозернистой структуре стали и большой толщине свариваемых элементов. Для предотвращения нежелательных последствий сварки используют спокойные или полуспо - койные стали и соответствующие электроды; регулируют скорость охлаждения шва теплоизолирующей толщей шлака, флюса.
Таблица 19.1 Сравнительные характеристики стали, чугуна и алюминия
|
Во влажной атмосфере, особенно загрязненной агрессивными газами, сталь корродирует. Хорошо сопротивляется коррозии чугун, что объясняется повышенной толщиной чугунных конструктивных элементов, а также тем, что продукты коррозии ферритно-перлитной металлической основы цементируют частицы графита. Этот вид коррозии чугуна называют графитизацией, что характерно для серых и ковких чугунов.
Алюминиевые сплавы обладают значительно большей коррозионной стойкостью, обусловленной наличием на их поверхности прочной оксидной пленки А120з, однако при неблагоприятных условиях они также корродируют. Не стойки они в морской воде, щелочах, а также среде, содержащей ионы СГ, F, Br', S04' Cu2+; в безводном спирте; при контакте с влажной древесиной (буком), строительными растворами и бетонами. Примеси магния и марганца повышают коррозионную стойкость алюминия.