СВАРОЧНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И НАПРЯЖЕНИЯ
ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ И МЕХАНИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ОСНОВНОГО МЕТАЛЛА ЗОНЫ 1UBA И ОДНО ИЗ ЕЕ РЕШЕНИЙ
Решение этой проблемы интересно не только с точки зрения непосредственного приложения, но и с принципиальной точки зрения, сформулированной во введении.
Опытным путем (см. п. 25) было установлено, что повышение начальной температуры свариваемых элементов при условии, когда она имеет постоянный по ширине элемента градиент, приводит к улучшению механических свойств основного металла зоны шва. Решение этой проблемы путем повышения начальной равномерной температуры свариваемых элементов является наиболее естественным с физико-механической точки зрения. Этот путь на основе общих соображений рекомендуется также в работе [106], где на основе опытной зависимости между скоростью охлаждения и твердостью дается теоретический метод определения того значения начальной равномерной 'температуры Т0 свариваемых элементов, при котором металл околошовной зоны получает заданную твердость. Позже J1. А. Фридлянд [128] на основе результатов своих опытов приходит к заключению о низкой эффективности подогрева. Подробнее результаты этой работы будут рассмотрены в конце этого параграфа. Изложим здесь результаты проведенных нами опытов, которые покажут, что повышение начальной равномерной температуры свариваемых элементов является эф
фективным методом управления механическими свойствами основного металла зоны шва [116].
Для опытов были взяты пять листов стали типа СХЛ размером 150x250 мм и после предварительного равномерного нагрева в муфельной печи до назначенной температуры на длинную кромку каждого из них наплавлялся валик. Соответствующие значения начальной равномерной температуры Ти°С в моменты начала и окончания наплавки указаны ниже:
№ листа |
тс° с 18
250—240
330—320
420—390
540—490
Изменение начальной температуры каждого листа в процессе наплавки валика контролировалось при помощи термопары. Ее изменение за период наплавки, как и следовало ожидать, растет вместе с повышением' Т0.
После наплавки валика и остывания из каждого листа соответственно в одном и том же месте были вырезаны образцы для микроанализа и изучения механических свойств основного металла зоны валика. На рис. 16 приведены схемы распространения зон термического влияния образцов 1 (а) и 5 (б). С повышением начальной равномерной температуры зона мелкозернистой структуры^/// практически исчезает, вместо нее возникает некоторая переходнаяьзона, где сохранена полосчатость от прокатки, а значительно ^модифицированная крупнозернистая структура II граничит с зоной переходной структуры. На рис. 16, а, б даны также кривые изменения микротвердости вместе с удалением от валика. Микротвердость замерялась в каждой клетке миллиметровой сетки вдоль одной и той же прямой. Непосредственно видно, что с повышением начальной равномерной температуры листа максимальное значение твердости основного металла зоны валика приближается к ее значению для основного металла вне зоны термического влияния. На рис. 17, а приведена кривая изменения
максимального значения микротвердости зоны термического влияния в зависимости от начальной равномерной температуры Т0. Рисунок показывает, что при Т0 = 350-^400° С наибольшая микротвердость зоны термического влияния и, следовательно, все другие механические характеристики основного металла этой зоны (см. п. 25) практически остаются постоянными и равными их значениям для основного металла в исходном состоянии. Аналогичные температуры без труда могут быть установлены для других сортов стали.
Таким образом, видим, что проблема управления механическими свойствами основного металла околошовной зоны в случае,
а) (Нц)тах б) |
когда температура объемных превращений этого металла выше его температуры Тк может быть решена повышением начальной равномерной температуры Т0 свариваемых элементов. Чем ближе Т0 к температуре Тк данного металла, т. е. чем меньше разность Тк — То, тем ближе значения механических характеристик основного металла, околошовной зоны к их значениям для основного металла вне зоны термического влияния. Но уменьшения разности Тк — Т0 в зоне шва в принципе можно добиться также и в том случае, когда начальная температура Т0 не является равномерной. При этом закон распределения Т0 должен быть таким, чтобы подогрев подлежащей сварке кромки элемента до Т0 не сопровождался пластическими деформациями сжатия зоны нагрева. Лишь при выполнении этого условия повышение начальной температуры свариваемых элементов может привести к выравниванию механических характеристик основного металла зоны шва к их значениям для основного металла вне зоны термического влияния.
Изложенные здесь результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Проблема управления механическими свойствами основного металла околошовной зоны в случае, когда температура объемных превращений этого металла выше его температуры Тк, решается повышением начальной равномерной температуры Т„ свариваемых элементов. Чем ближе Т0 к температуре Тк, тем ближе значения механических характеристик металла зоны шва
к значениям этих характеристик для основного металла вне зоны термического влияния. Для стали типа CXJI при Т0 = 350 - г - - ь400° С, т. е., когда начальная равномерная температура достигает верхнего предела температуры ее синеломкости, механические характеристики металла зоны шва остаются практически постоянными и равными их значениям для основного металла вне зоны термического влияния.
2. Для металлов рассматриваемого класса (гл. 5) проблема управления механическими свойствами основного металла околошовной зоны может быть решена также при помощи такого начального неравномерного нагрева свариваемых элементов, который не сопровождается пластическими деформациями сжатия зоны нагрева, где Т sg: Тк.
Эти выводы не противоречат результатам опыта в работе [128], где автор заключает, что эти результаты «. . . указывают на сравнительно низкую эффективность подогрева. Несмотря на возрастающие температуры подогрева в опытах серий 2, 3, 4, средние скорости охлаждения в субкритическом интервале и максимальные твердости в зоне термического влияния изменяются незначительно. При увеличении температуры подогрева возрастает скорость охлаждения в поле подогрева, что и является причиной низкого эффекта подогрева». Результаты опытов изображены в виде графика на рис. 17, б (сплошная кривая). Там же нанесены значения НV (штриховая кривая), полученные Г. Б. Евсеевым [128] в результате газовой резки после подогрева для той же стали. Из рисунка ясно, что вместе с приближением начальной равномерной температуры То к температуре Тк стали 35ХГС максимальная твердость по Виккерсу HV зоны термического влияния уменьшается до твердости исходного металла. Таким образом, результаты опытов, приведенные в этом параграфе, показывают, что для металлов рассматриваемого класса основным параметром, определяющим изменение механических свойств основного металла околошовной зоны, является разность Тк — Т0 при стесненном температурном расширении в условиях мощного местного нагрева и несвободном температурном сокращении нагретых зон при последующем остывании. При этом геометрия соответствующей изотермической поверхности Тк будет определяться формой и размерами свариваемых деталей, мощностью источника, скоростью его перемещения и теплофизическими характеристиками металла (п. 4, 8, 9 гл. 2). v