КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ СОЕДИНЕНИЙ АЛЮМИНИЯ СО СТАЛЬЮ
Исследования электрических параметров не дают полной характеристики биметаллических сварных Соединений. И поэтому наряду с измерением токов, потенциалов и поляризаций большое значение для практических целей представляют и исследования коррозионной стойкости в условиях постоянного и переменного погружения в морскую воду, в условиях морской атмосферы и др.
Исследованиями было выявлено влияние меди, цинка и железа на коррозию алюминия, находящегося с ними в контакте. Испытания проводились в камерах с различными средами: во влажной атмосфере, в морской атмосфере, в атмосфере влажных промышленных газов (С02 й S02). При испытаниях алюминий соединяли с другими металлами с помощью алюминиевых болтов, выдерживая при закреплении одинаковые давления. Как показал автор, контакт алюминия с цинк — алюминием, углеродистой сталью» ’и фералюминием во всех средах дает уменьшение коррозии алюминия или только незначительное увеличение ее.
Бельчук Г. А. определил, что коррозионная стойкость сварных композитных соединений из алюминиевого сплава и оцинкованной стали в синтетической морской воде достаточно высокая.
В. П. Ситалов, Раздуй Ф. И. [35] исследовали стойкость сварных соединений АМгб — Ст4, сваренных через биметаллические вставки, и сделали вывод, что коррозионная стойкость соединений вполне удовлетворительна. Сварные швы как со стороны стали, так и со стороны алюминиевого сплава не уступают по коррозионной стойкости основному металлу; алюминий подвергается большей коррозии по сравнению со сталью. Механические испытания образцов показали неизменность прочностных свойств до и после коррозионных исследований. На основании исследований была предложена следующая схема лакокрасочных покрытий для защиты конструкций от коррозионных разрушений: грунт ВЛ —- 02— один слой, краска ЗП— 71 — четыре слоя, сварные швы и биметаллические вставки покрывались герметиком
У-ЗОМ-ЭС-5.
В лабораторных условиях было проведено исследование коррозионной стойкости в синтетической морской воде сварных соединений алюминий — сталь с эмалевыми покрытиями. Перед сваркой на кромки пластин СтЗ наносили двойное гальваническое покрытие — слой меди толщиной 5— 6 мкм, затем слой цинка толщиной 30—40 мкм. Сварку между стальными пластинами и пластинами сплава АМгЗ производили аргонодуговым методом с применением присадочной проволоки АДО. На поверхность сварных образцов наносилось пять видов покрытий, основой которых были грунты BJI-02, АГ-10С и ФЛ-03, а также эмали ПХВ-бЭА, ЭП-51. Торцы образцов защищали бакелитовым лаком. Образцы испытывали в аппарате переменного погружения и влажной камере. Наилучшими из опробованных покрытий оказалось покрытие на основе грунта ВЛ-02 — первый слой, второй слой-— грунт АГ-10С, третий слой — грунт АГ ЮС + 2% алюминиевой пудры и затем два слоя эмали ПХВ - бЭА. Осмотр после испытаний показал, что более жесткими являются испытания при переменном погружении. Покрытия на образцах после выдержки во влажной камере сохранились лучше.
В г. Севастополе коррозионная стойкость сварных соединений сплавов АМц и АМгб со сталями марок СтЗ и ХЮН ЮТ исследовалась в течение года. Ряд соединений для повышения механических свойств был выполнен при помощи присадочных проволок, дополнительно легирующих сварной шов кремнием, цинком и бериллием. Электрохимическая гетерогенность поверхности сварных соединений в известной мере уравнивалась применением для сварки проволоки АДО и покрытием поверхности стали марки СтЗ цинком, сталь Х18Н10Т — алитировалась. Часть образцов перед испытанием была покрыта лако-красочными покрытиями. Коррозионные испытания проводились при полном и переменном погружении в море и в морской атмосфере.
Оценку степени коррозионного воздействия морской воды на соединения проводили по результатам механических исследований, проведенных до и после испытаний, визуальному осмотру и по глубине имеющихся коррозионных разрушений.
Соединения АМц + СтЗ после испытаний при постоянном и переменном погружении в море и в морской атмосфере показали хорошую коррозионную стойкость. Поверхность сплава АМц слегка потемнела, коррозионные разрушения отсутствовали, поверхность оцинкованной стали СтЗ в отдельных местах была покрыта продуктами коррозии.
Металлографические исследования показали, что меж - кристаллитная коррозия в отдельных местах после годичных испытаний наблюдается только на сплаве АМц; по линии сплавления, шву и по стали разрушений не обнаружено.
Испытания окрашенных (грунт ВЛ-02 — первый слой, краска ПФ-64 — второй слой) сварных образцов соединения АМц + СтЗ в морской атмосфере показало, что лакокрасочное покрытие имеет хорошую стойкость; покрытие сохранилось на всей поверхности. Однако в условиях полного и переменного погружения данный вид покрытия неприменим.
Соединения АМгб + СтЗ при испытаниях в условиях переменного погружения имели редкие точечные продукты коррозии, под которыми поверхность более светлая. На сплаве АМгб наблюдаются точечные разрушения (6—8 на 1 см2, глубина их не превышает 0,3 мм), на сварных швах имеются единичные точечные продукты коррозии.
При полном погружении образцы характеризуются недостаточной стойкостью. Металлографическими исследованиями сварных соединений после обеих видов испытаний не было обнаружено межкристаллитной коррозии.
Сварные соединения АМгб + СтЗ, сваренные проволоками, легированными кремнием, цинком, бериллием, показали
недостаточную коррозионную стойкость при полном погружении в море, интенсивное разрушение шва и наличие меж- кристаллитной коррозии по краю образцов и по линии сплавления,
Соединения АМгб + Х18Н10Т при испытании в условиях постоянного погружения в море склонны к щелевой коррозии, так как швы на сплаве АМгб располагаются у мест крепления образцов к кассете, под краской и резиной.
При переменном погружении описанное явление не наблюдали, отмечены редкие точечные продукты коррозии, под которыми поверхность более светлая.
При обоих методах испытания коррозионные разрушения наблюдали со стороны алюминия, по краям и по шву, Со стороны стали — отдельные места с общими коррозионными разрушениями.
Определение зависимости электродного потенциала от времени производили на образцах сталей, алюминиевых сплавов и их сварных соединений, находящихся в условиях полного погружения в морскую воду. После восьми месяцев испытаний наиболее положительным потенциалом обладает сварное соединение АМгб + X18Н10Т и АМгб + СтЗ, При введении в шов легирующих элементов потенциал резко сдвигается в отрицательную сторону. Сварное соединение АМц + СтЗ характеризуется более отрицательным потенциалом, чем соединение СтЗ + АМгб.
В табл. 36 приведены механические свойства сварных соединений после испытаний в морской воде, Сварные соединения АМц + СтЗ показали наибольшую коррозионную стойкость в атмосферных условиях, сварные соединения АМгб + Х18Н10Т ■— в условиях переменного погружения в море. Дополнительные легирования металла шва сварных соединений АМгб + СтЗ при испытании в морской воде показали значительное ухудшение механических и коррозионных свойств, что связано с ухудшением свойств образующейся на шве защитной пленки.
Предел прочности соединений на разрыв, 10 7 Н/м2, образцов после натурных испытаний
|
Приведенные данные, показывают, что коррозионная стойкость сталеалюминиевых соединений зависит от многих факторов. Учет их в реальных условиях эксплуатации, применение надлежащих мер защиты позволит повысить долговечность сталеалюминиевых сварных конструкций, Сварные трубчатые биметаллические соединения алюминий + сталь нашли применение в кислородных регенераторах вместо стальных труб. Эти соединения сваривались по следующей схеме: на трубы стали X18Н ЮТ, которые привариваются к крышке регенератора, при помощи резьбы одеваются переходники из алюминия марки АДО; эти переходники свариваются с алитированной нержавеющей сталью аргонодуговой сваркой с применением проволоки АДО. Другой стороной переходники одеваются на развальцованные трубы из сплава АМц, которые заполняют весь регенератор. Между переходником и сплавом АМц производилась аргонодуговая сварка с присадочным материалом АДО,
Все межтрубное пространство в регенераторе заполнено базальтовой крошкой.
Одновременно со сварными биметаллическими трубами испытывались трубы из сплава АМц и стали Х18Н10Т. Внешний вид сварных образцов после испытаний в промышленной атмосфере не изменился, металлический блеск сохранился, разрушений на них не наблюдалось.
Образцы после испытаний в клапанной коробке кислородного регенератора сохранили металлический блеск, разрушений на поверхности не наблюдалось. До и после испытаний образцы взвешивались; рассчитанные скорости коррозии показали, что данные соединения совершенно устойчивы в атмосферных условиях.
Со всех образцов после испытаний были вырезаны и изготовлены микрошлифы. Шлифы вырезались из сварных соединений в местах сварки переходника с трубкой сплава АМц и соединения переходника с трубкой стали Х18Н10Т. Коррозионных разрушений на шлифах не обнаружено. По краю металла алюминия и по линии сварки переходника сплава АД1 с трубкой из металла АМц после всех видов испытаний разрушений не обнаружено. На резьбовом соединении трубки стали Х18Н ЮТ с переходником АДО линия чистая, без изменений и разрушений. Разрушений не наблюдалось и на шве, между алитированной сталью и переходником АДО. Были обнаружены разрушения в виде тонких трещин на развальцованной поверхности трубки АМц и по линии соединения ее с переходником из АДО.
Биметаллические сварные трубчатые соединения пригодны для изготовления криогенных установок. Они не подверглись коррозионным разрушениям после всех видов испытаний.