Добыча и обработка природного камня
Определение декоративности
Степень эстетичности природного камня определяется уровнем его декоративности.
Декоративность камня может рассматриваться, как совокупность художественно-эстетических свойств его поверхности, которая варьирует в зависимости от вида обработки. Она оценивается основными принципами квалиметрии (науки о методах количественной оценки качества).
Наиболее обобщенное, комплексное свойство рассматривается, как самый низкий, первый уровень иерархии декоративных свойств, а составляющие его элементы, как более высокие (уровни II и III).
Согласно иерархической схеме декоративность камня может быть достаточно полно оценена тремя основными параметрами: цветом, текстурой и фактурой (рис. 2.1). Каждый из этих параметров характеризуется рядом признаков, подразделяемых на категории и оцениваемых определенным числом баллов.
Балльная степень весомости каждого признака определяется путем опроса группы экспертов с последующим усреднением результатов опроса. Оценка признака экспертами производится методами органолептического анализа (анализ чувственных восприятий челоека) и инструментальными методами физико-химического анализа. Эксперты должны обладать хорошим художественным вкусом и достаточной компетенцией в вопросах производства и применения продукции из природного камня.
Одним из главных параметров, характеризующих декоративность камня, является цвет, восприятие которого обусловлено различным распределением энергии по спектру светового потока, попадающего в зрительный анализатор. Цвета разделяются на хроматические, отнесенные к первой категории цветности, ахроматические, отнесенные ко второй категории цветности.
Среди хроматических цветов выделяют основные — желтый, синий и красный и составные, образующиеся в результате слияния двух или трех основных: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Смешиванием основных хроматических цветов достигается также множество промежуточных.
Из ахроматических цветов выделяют черный, черно-серый, темно-серый, средне-серый, светло-серый, бело-серый и белый. Медицинскими исследованиями подтверждается, что человеческий глаз способен различать до 300 ахроматических оттенков, отличающихся друг от друга степенью светлоты.
Рис. 2.1. Иерархическая схема декоративности природного камня:
I уР°в«вь —. декоративность О; II уровень — цвет, М), текстура (В), фактура (С); Ш уровень — цветность (/), насыщенность 12), светлота (3), цветовое предпочтение (4), однородность (5), сочетание цветов (5), рисунок (7), структура (8), просвечиваемость (9), полируе - мость (/0)
Цвет облицовочного камня обусловлен химическим составом горной породы и содержанием в ней примесей. Так, соединение кальцита и доломита ийеют белый цвет, углистые и другие органические соединения дают серые тона, соли марганца и оксиды железа обусловливают розовые цвета, хлоритовые и серпентинитовые частицы пород вызывают зеленые тона, закисное железо фонирует серые, черные и бурые расцветки.
Кварц, полевые шпаты и темноцветные компоненты 'определяют цвет изверженных пород.. Кварц бывает бесцветным, черным, лилово-розовым и даже голубым. Полевые шпаты
Т а б л и ц а 2.4
Ориентировочные границы участков спектра для основных цветов разведанных и разведуемыхместорождений облицовочного камня (по данным ВНИПИИстромсырья)
Границы |
||
Цвет |
Участков спектра, им пульс 10~’ |
Облицовочные камни |
Красный |
7Я0—620 |
Граниты капустинский, курдайский шайданский, мрамор салиетский |
Кр асно-ор анжевый |
620—600 |
Граниты новоданиловский, дидкович - ский, емельяновскнй |
Оранжевый |
600—590 |
Гранит лезниковсхий |
Оранжево-желтый Желтый |
590—580 |
Туф азизбековский |
580—570 |
Туф болнисский, мартиросский, мра |
|
Желто-зеленый |
Мор фоминский |
|
570—550 |
Отдельные разновидности мрамора |
|
Зеленый |
Кульдурского |
|
550-520 |
Кальцифир корейский, офиокальцит, саткинский |
|
Зелено-гол убой |
520—500 |
Гранит майкульский, туфо-дацит бер - дянский |
Голубой |
500—485 |
Мрамор слюдянский |
Синий |
485—470 |
Мрамор колосовский, таштагольский |
Сине-фиолетовый |
470—440 |
Лазурит новобыстренскнй, ляджуар - дарский |
Фиолетовый |
440—380 |
Чароит морозовский |
Имеют красную, розовую, желтую или серую окраску в зависимости от фазового состава и состояния оксидов железа. Роговая обманка, эпидот темнят граниты, придавая им зеленые оттенки.
Цвет камня характеризуется: цветовым тоном А, насыщенностью Ря и светлотой Вс. Цветовой тон определяется доминирующей длиной волны спектрального цвета К, выражаемой в нанометрах, измерение которой производится с помощью спектрофотометров типа СФ-10 или калориметрами ' типа КНО-3 и компораторов цвета.
Примерные границы участков спектра для основных цветов природных облицовочных камней, добываемых в. нашей стране, приведены в табл. 2.4.
Под насыщенностью цвета Рк следует понимать степень разбавления спектрального цвета бёлым. Насыщенность спектральных цветов равна единице, ахроматических — нулю. Насыщенность цветовых тонов достигается добавлением любого ахроматического тона.
Так, прибавление черного цвета подчеркивает темно-синие тона, зеленого — темно-коричневые тона, а добавление белого цвета обусловливает розовые и бледно-голубые тона. Степень насыщенности камней хроматических цветов делится на четыре категории (табл. 2.5).
Светлота Вс характеризуется степенью интенсивности отражения света поверхностью камня. Она измеряется блескомером
Таблица 2.5 Категории насыщенности цвета облицовочных камней (по данным ВНИПИИстромсырья)
|
7-ступенчатая шкала светлоты камня (по данным ВНИПИИстромсырья)
|
Типа БФ-2 в процентах к светлоте эталона и используется для характеристики камня ахроматического ряда в соответствии с 7-ступенчатой шкалой (табл. 2.6).
Изменение светлоты темных трнов улавливается зрительным анализатором легче, чем светлых. 1 и 7-я ступени отвечают понятию «черный» и «белый» камень, серые и цветные камни характеризуются пятью 'промежуточными ступенями с диапазоном светлоты 5,7—56,0 %• Наиболее декоративными камнями ахроматического ряда считаются белые и черные.
Таблица 2.7 Классификация декоративности камня ахроматического ряда & зависимости от светлоты
|
ВНИПИИстромсырьем составлена классификация природных облицовочных камней ахроматического ряда, учитывающая различную степень декоративности в зависимости от светлоты (табл. 2.7).
Чем больше светлота камня, тем сильнее воздействие цветового тона на зрительный анализатор. Аналогично воздействует и контрастность рисунка.
Белые и серые камни почти всегда имеют цветовые оттенки с ма^ой насыщенностью, определяемые термином «теплые» (желтые, кремовые); или «холодные» (голубоватые). «Холодные» тона как правило, повышают декоративность бел^х и серых камней, «теплые» тона снижают декоративность камней серых оттенков.
При оценке декоративности камня дополнительно учитывается ряд других важных признаков: цветовое предпочтение (уникальность), игра основного цвета, сочетание цветов.
Цветовое 'предпочтение характеризует степень редкости и
Т а б л и ц а 2.8
Классификация камней по цветовому предпочтению (по данным ВНИПИИстромсырья)
Камни |
Категория Цветового Предпочте Ния |
Доминирующий цвет |
Лабрадориты, габбро |
I |
Предельно-черный с большим количеством ирризирующих включений (свыше 10 % общей поверхности) |
- II |
Черно-серый, черный и серый с радужными включениями (до 10 % общей поверхности) |
|
III |
Черный, черно-серый и серый без |
|
Граниты и аналогичные |
I |
Ирризирующих радужных включений Нежно-голубой, зеленовато-голубой, |
Изверженные породы |
Бирюзовый, оранжево-желтый и красный |
|
II |
Насыщенно-красный, голубовато-се |
|
Рый, бело-серый |
||
III |
Светло-серый, средне-серый, темно |
|
Мраморы, известняки, |
Серый, розовато-серый |
|
I |
Голубой, синий, зеленый, прозрачный |
|
Травертины |
С различными оттенками |
|
II |
Насыщенно-красный, желтый, черный |
|
III |
Белый, серый |
|
Туфы |
I |
Голубой, зеленый, голубовато-зеленый |
II |
Желтый, рисунчатый, кирпично-крас |
|
III |
Ный, фиолетово-розовый, черный |
|
Розовый, коричневый с включениями |
||
Неправильной формы |
Оригинальности расцветок данного образца по сравнению с другими природными камнями.
По цветовому предпочтению ка>мяи подразделяются «а три категории: I — уникальные, редко встречающиеся в природе,
II — сравнительно редко встречающиеся в природе, III — рядовые (табл. 2.8).
Однородность цвета характеризует степень однородности расцветки у одноцветных камней и степень однородности основного цвета у многоцветных камней. По этому признаку облицовочные камни разделяются на однородные и неоднородные.
Признаки сочетания цветов учитывает степень соответствий окраски камня основным положениям колористки по цветовым контрастам и цветовой гармонии. По сочетанию цветов камни подразделяются на три категории:
Полихромные— с благоприятным сочетанием цветов в пределах нюансных гармоний;
Монохромные — с гармоничными отклонениями от доминирующего тона;
Полихромные — с неблагоприятным сочетанием цветов. Одним из главных параметров, характеризующих декоративность облицовочного камня, является текстура, под которой следует понимать проявление на поверхности изделия строения
Т а б л и ц а 2.9
Классификации камня по декоративности рисунка (по данным ВНИПИИстромсырья)
Категория Рисунка |
Камни |
Характеристика породы
II III И III |
Граниты и аналогичные изверженные породы
Мраморы, известняки, доломиты, туфы, песчаники, кварциты, травертины
Слоистый облачный, с гармонично расположенными прожилками, позволяющими создавать в облицовке общий рисунок на смежных плитах Без рисунка
С рисунком в виде секущих прожилок, лишенных гармонического сочетания с фоном
Пейзажный, древовидный, брекчевид - ный, составленный из нескольких цветов
Полосатый, с прожилками, трещинами типа черепных швов, заполненных цементирующим веществом; сильно пористые разновидности известняков с закономерно расположенными порами
Неправильный в виде включений, контрастирующих с общим фоном
Классификация камня по категориям структур (по данным ВНИПИИстромсырья)
|
Камня, дающего информацию о его происхождении. Текстура камня характеризуется степенью развития рисунка, степенью проявления структуры, просвечиваемостью.
Рисунок обусловливает декоративность природного камня, а его красота зависит от характера сочетания цветов, оригинальности, выразительности рисунка на смежных изделиях, а также четкости его выявления при различных фактурах обработки, что и обусловливает классификацию камня по этому признаку (табл. 2.9).
Структура дополняет рисунок поверхности камня и формирует его. По этому признаку облицовочные камни подразделяются на две категории: I — с декоративными структурами; II — с недекоративными структурами (табл. 2.10).
Просвечиваемость характеризует способность верхнего слоя камня частично пропускать свет, выявляя при этом внутренние рисунок и структуру. Наилучшей просвечиваемостью обладают ониксы, гипсовые камни, кальцифиры, белые мраморы. Это свойство зависит от чистоты камня, т. е. отсутствия включений
Таблица 2.11 Классификация камней по просвечиваемости (по данным ВНИПИИстромсырья)
|
Таблица 2.12
Фактуры обработки природных облицовочных камней
|
|
||
|
|||
«Скала» Точечная Термообра- Ботанная Обработанная ультразвуком Пиленая Бі Пиленая Б Пиленая А Шлифован Ная Лощеная Полирован Ная |
Скалывание по периметру лицевой поверхности с помощью закольника, либо раскалывание заготовки на кол очном станке
Обработка крестовой бучардой
Воздействие на лицевую поверхность высокотемпературной газовой струи
Воздействие на лицевую поверхность ультразвуковыми колебаниями в водной среде Пескоструйная обработка, либо химическая очистка
Распиловка рамными и канатными пилами со свободным абразивом
Распиловка алмазными ттрип - совыми и дисковыми пилами
Обработка шлифовальным инструментом (средне и грубозернистым)
Обработка доводочным шлифовальным инструментом без на- носки глянца
Накатка глянца полировальным инструментом
Отколотая поверхность с неровностями рельефа до 200 мм без следов инструмента
Равномерно шероховатая поверхность с неровностями скола рельефа высотой до 2 мм Шероховатая поверхность со следами шелушения и неровностями рельефа высотой до 10 мм
Матовая поверхность с выявленным цветом, рисунком и структурой камня Неравномерно шероховатая поверхность с резкими штрихами от зерен крупного абразива (высота рельефа Л—3 мм), очищенная от оксидов, подтеков и шлама
Такая же, как и у пиленой Бі, но не очищенная от оксидов, подтеков и шлама Гладкая поверхность с малозаметными следами от работы инструмента, с отдельными неровностями рельефа до 3 мм Равномерно шероховатая поверхность со следами обработки, (высота ми кр орел ьеф^ 0,2— 0,5 мм)
Гладкая матовая повер хн ость без следов обработки, полное выявление рисунка камня Зеркальный блеск на поверх* ности плиты, четкое отражение предметов
И ориентации в нем оптических осей кальцита. Камни изверженных пород,! как правило, просвечиваемостью не обладают.
По просвечиваемости камни классифицируются на три категории (табл. 2.11).
Наряду с цветом и текстурой фактура лицевой поверхности камня играет важную роль при оценке его декоративности. Фактура представляет собой параметр, определяющийся характером и высотой рельефа поверхности, полученной после соот-
Ветствующей обработки. Действующие ГОСТы на продукцию из облицовочного камня предусматривают фактуры обработки, приведенные в табл. 2.12.
Необходимо учитывать, что фактура облицовочных 'материалов даже из камня одной и той же разновидности может значительно изменять характер облицовки. Фактура обработки резко меняет как светлоту, так и насыщенность камня, рисунок. Цвет камня особенно выявляется при полированной фактуре и несколько снижается при лощеной. Фактура скалывания понижает насыщенность цветового тона в еще большей степени. В подавляющем большинстве декоративность камня оценивается по образцам полированной фактуры, наиболее полно выявляющий цвет и текстуру породы (неполи - рующиеся разновидности оцениваются по лощеной фактуре).