Механика трубопроводов и шлангов
Уравнения движения стержня, имеющего продольное движение в вязкой среде
Подобные задачи возникают при переходных режимах в тех- .нологических процессах смотки и перемотки провода при действии на стационарном режиме движения стержня (ленточного радиатора, баллистической антенны), периодических возмущений и т. д. Ограничимся случаем, когда сечение стержня круглое и постоянное ПО 8 (по = 1).
Выделив элемент стержня (рис. 22.1) и воспользовавшись принципом Даламбера, получим уравнение движения в безраз - мерпой форме
+- (221)
Дх ~ дх дг ~ а ]
Переходя к переменным Эйлера, получим
= + ^ + (22.2) Дх дг дг. ое
Где
<3=$<и-л,_ (22.3)
С учетом инерции вращения элемента стержня из уравнения
(21.4) получаем
Л^1+_0(^1т=-^1-+ё1хО+Ри+^. (22.4)
(Эи № ое
Входящая в уравнение
(22.4) угловая скорость ы* равна сумме скоростей: угловой скорости со, элемента трубки, с которым в данный момент совпадает элемент стержня, плюс угловая скорость элемента стержня, появляющаяся при движении_по криволинейной траектории соот. Если криволинейная трубка неподвижна в пространстве, то при движении внутри ее элемент стержня должен вращаться, поэтому
* Е |
Рис. 22.1 |
(22.5)
Где со — угловая скорость вращения трубки; со0т — угловая скорость элемента стержня вследствие относительного движения. Найдем зависимость со0т от относительной скорости движения. Для неподвижной трубки имеем
(22.6) (22.7) Ш01=я,.х. (22.8) Уравнения (21.10), (21.12) — (21.15) остаются без изменения. Так как -^-=йхё„ (22.9) |
Дв{ __ де-{ ^
Ди дв
Так как
Де.1 — — дег - —
—— = Ч, Т х в;,------- =х X е£,
Дх 0 * де
Из •соотношения (22.6) получим
То, исключая |
Из уравнения (22.2) и переходя к локальным обозначении
Производным, получим (см. § 21) (знак тильды локальной производной опущен)
-^+^хс-Ь2ШХ™+-^=-^ + ххС> + ?0-Н; (22.10)
-+шХЛ*+- |
- ш--к х/°Л!>=
(22.11) |
В тензорной форме записи имеем |
Как правило, инерция вращения элемента стержня мало влияет на динамику стержня (в частности, на частоты стержня), однако имеются прикладные задачи, сводящиеся к расчетной модели стержня, где инерция вращения играет весьма существенную роль, как, например, в случае, показанном на рис. 22.2 На гибком стержне находится много сосредоточенных масс тп с конечным моментом ннерции Jq. При колебаниях такого стержня инерцию вращения масс /о необходимо учитывать. К таким задачам относятся, иапример, задача о колебаниях цепных передач, задача колебания пинтониого мосга, состоящего из многих секций {рис. 22.3). Можно перейти к модели стержня с распределенными параметрами, учитывая инерционные особенности эгнх задач и связи между сосредоточенными массами, что приведет к уравнениям, содержащим слагаемые, учитывающие инерцию вращения масс 1Щ (непрерывно распределенную гю цлпне стержня).
При движении гибкого стержня в вязкой среде (например, колебания ленточного радиатора или баллистической антенны относительно стационарного режима движения) дополнительно к силе сопротивления, направленной по касательной к осевой лшшн стержня и зависящей при стационарном движении от й7, возникают аэродинамические силы, зависящие от переносной скорости го - Получить точные зависимости аэродинамических сип от скоростей и пdq не представляется возможным, поэтому
остается вариант приближенного определения обобщенных аэ - родинамичсских сил, которые для частных случаев давали бы известные выражения. Например, для стержней, имеющих продольное движение, можно считать, что полная аэродинамическая сила равна сумме сил:
Где да— аэродинамическая сила, появляющаяся при колебаниях стержня относительно стационарного режима движения; <]1 (ю) — дополнительная сила сопротивления, направленная по касательной к осевой линии стержня. Такое представление аэродинамической силы дает возможность получить все ранее рассмотренные частные случаи. Обоснованием для такого разделения аэродинамических сил может являться тот факт, что подъемная сила д^ н сила лобового сопротивления дп (входящие в </С() зависят только от нормальной составляющей относительной скорости стержня, которая не зависит от скорости продольного движения стержня.
В уравнения (22.12) — (22.13) входят аэродинамические силы, которые зависят как от скорости потока г;о, так н от переносной скорости V и относительной скорости т элемента стержня Выражения для аэродинамических сил для этого случая взаимодействия внешнего потока с движущимся стержнем получены в § 20 (формулы (19.27) — (19.46), (20.33)].