Доклады о будущих и современных технологиях
АУДИТ КАЧЕСТВА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
А. А. Мальгина, В. А. Г олкина
Научный руководитель - В. А. Голкина, канд. техн. наук
Ярославский государственный технический университет
На сегодняшний день общепризнанным способом обеспечения конкурентоспособности пищевого промышленного предприятия является разработка, внедрение и развитие системы менеджмента качества и системы менеджмента безопасности пищевой продукции. В качестве нормативной основы для разработки интегрированных систем менеджмента предприятия пищевой промышленности используют требования стандартов ИСО серии 9000 и системы ХАССП. Одним из методов, направленных на подтверждение выполнения установленных требований к качеству, получение объективных свидетельств о возможностях предприятия, а также информации для последующей разработки мероприятий по улучшению качества продукции и процессов предприятия, является аудит качества.
Аудит качества интегрированных систем менеджмента должен не только подтвердить выполнение отдельных требований стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008 (ИСО 9001:2008) и ГОСТ Р 51705.1-2001 (ИСО 22001:2005), но и получить объективные данные о производственных процессах и их результатах, выявить причины несоответствий. Выходные данные аудитов используются высшим руководством для анализа системы менеджмента и последующей разработки корректирующих и предупреждающих действий, актуализации целей и задач по улучшению характеристик процессов и продукции. Однако данные о результативности процессов системы менеджмента предприятия, а также данные о степени соответствия процессов требованиям стандартов, полученные в ходе аудитов, рассматриваются на предприятии раздельно, что нарушает целостность процедуры принятия и реализации управленческих решений.
На практике процедура принятия решений по результатам аудита является эвристическим процессом, основанным на опыте, интуиции, мнении аудитора. Одинаковые несоответствия классифицируются разными аудиторами по степени их значимости различным образом. В подобных случаях выводы по результатам аудита, сделанные разными экспертами отличаются.
В работе предлагается провести оценку влияния несоответствий процессов системы менеджмента на результативность функционирования системы, используя данные, полученные при проведении аудитов качества.