Доклады о будущих и современных технологиях
ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ КОЗ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»
К. В. Вишнякова, В. Ф. Шевчук
Научный руководитель - В. Ф. Шевчук, д-р пед. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
Разработаны тематические и комплексные компетентностно - ориентированные задания по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология» для оценки освоения компетенций. Объем - 450 вопросов.
Физиология относится к группе естественнонаучных дисциплин, то есть результаты исследований формализуются. Вопросы студентам, поэтому, на первый взгляд, нетрудно составить. Например, на вопрос «Как рассчитывается продолжительность жизни человека?» нужно лишь написать формулу: Возраст наступления половой зрелости х 5 = 84-85 лет. Проблема в том, что вопрос поставлен узко. Следует спрашивать о продолжительности жизни млекопитающих, тогда в ответе как частный случай можно указать продолжительность жизни человека. Потому что следующий или предыдущий вопрос касается физиологического времени, и студент должен пояснить его смысл, который заключается в том, что время для более маленького организма течет быстрее, то есть физ. время пропорционально массе тела в степени 0,25. Если вопросы относятся к таким категориям педагогических целей, как анализ, синтез и оценка, где необходимо оценить, объяснить значение, проанализировать, сопоставить, то они должны составляться таким образом, чтобы содержание одного вопроса являлось продолжением ряда других вопросов.
Вопрос: «Поясните взаимоотношения материнского организма и плода во внутриутробном периоде»
Ответ: Индивидуальная история особи начинается в момент зачатия. Образуется эмбрион, а после образования плаценты - плод. У плода и материнского организма тесная гуморальная связь. Но нет нервных связей между организмом матери и плода, только плацента, обеспечивающая питание.
В возрастной физиологии есть темы, которые относятся и к другим дисциплинам, например, об инфекциях, инвазиях и т. д. Вопросы для оценки знаний по таким темам должны быть составлены таким образом, чтобы ответ был развернутым.
Вопрос: Природные очаги инфекций и инвазий: определение и опасность Ответ: В природе есть места, в которых заболевают и животные, и человек. Погасить такие очаги невозможно. Степные и пустынные грызуны (песчанки, тушканчики, суслики, сурки и др. болеют чумой и т. д.
Разработка КОЗ по дисциплине требует соблюдения правила: каждое понятие, которое содержится в вопросе, должно быть в учебнике. Поэтому, для студентов должен быть один базовый учебник. Дополнительных источников информации может быть сколько угодно.