Доклады о будущих и современных технологиях
СПАМ: НАРАСТАЮЩАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
М. В. Ильина
Научный руководитель - Д. В. Наумов, канд. техн. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
В настоящее время каждый человек ежедневно сталкивается с нежелательной корреспонденцией, которую навязывают различные сайты или мобильные сервисы. Такие письма называют спам. Спам - это рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать. Распространение спама началось с электронной почты, сейчас же появляются всё новые методы: мгновенные сообщения (ICQ, AIM и др.), блоги, вики, форумы, доски объявлений, Twitter, сетевые сообщения, SMS-сообщения. Статистика распространения спама за 2012 год заставляет серьезно задуматься. Так, например, 3 500 000 000 ежедневных заметок в Twitter - это спам, а за третий квартал 2012 года его объем в электронной почте - email составил 74% из всего количества рассылки. Подобные факты показывают, насколько ШиРок масштаб проблемы распространения спама. Он, несомненно, наносит как материальный, так и моральный ущерб всем пользователям сети.
На сегодняшний день существуют различные спам-фильтры, они препятствуют распространению спама, но эта борьба не значительная, так как появляются новые ходы распространения спама, которые не позволяют четко его отсевать. Однако одним из значимых методов борьбы с нежелательной рекламой является законодательный метод. Как в европейских странах, так и в США, уже существуют конкретные законодательные акты, запрещающие спам. К сожалению, в России такие нормы отсутствуют, но есть законы, рассматривающие некоторые случаи: п. 1 статьи 62 ФЗ от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»; п. 1 статьи 18 ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; п. 3 статьи 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - «...лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.»; п. 1 статьи 15 Федерального закона «О персональных данных» - «. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ. допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.».
По-настоящему эффективной борьба со спамом может стать только после того, как в Российском законодательстве появится эффективная норма прямого действия. На сегодняшний день общество заинтересовано в разработке методов борьбы с нежелательной корреспонденцией.