Доклады о будущих и современных технологиях
ОБЗОР СИСТЕМ ОБНАРУЖЕНИЯ ПЛАГИАТА, ЗНАЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
П. В. Белоконь
Научный руководитель - Д. В. Наумов, канд. техн. наук
Ярославский государственный технический университет
Плагиат - присвоение авторства каких-либо творческих или научных работ: публикация чужих произведений под своим именем без указания источника или использование чужого научного, публицистического или научного материала без соответствующих изменений, которые должен был внести заимствующий. Актуальность данного вопроса более чем очевидна: злоумышленники зачастую копируют всевозможные работы или статьи, не опасаясь наказания, так как отыскать их не просто. Однако уже несколько лет существуют всевозможные программные продукты или онлайн сервисы, позволяющие не только вычислить процент заимствования в конкретной работе, но и вычислить ресурсы, с которых была скопирована информация. Данное ПО поможет защитить интеллектуальную собственность ипризвать злоумышленника к ответственности. Рассмотрим некоторые системы поиска плагиата отечественного производства:
1. Istio. com - онлайн сервис с возможностью проверки поиска плагиата в конкретном тексте.
2. Detector-plagiata. ru - одна из первых отечественных разработок для поиска заимствования текста в чужих ресурсах.
3. Pasteit. ru - сервис для поиска украденного интернет контента
Защита от плагиата очень важна в сфере высшего образования. Зачастую студенты недобросовестно относятся к выполнению письменных работ, таких как рефераты, курсовые работы или дипломные проекты. Так как в большинстве вузов не ведется автоматизированной проверки на заимствование материала, студенты зачастую скачивают или копируют готовые работы, что не несет никакой образовательной нагрузки. В зарубежных странах преподаватели высших учебных заведений не имеют права принимать работу, если она определена как плагиат. Возможно, такая практика в скором времени будет широко применяться и в России.
Несмотря на огромное количество готовых программных решений для обнаружения плагиата, все еще есть возможность развития и улучшения данных системы. Остается открытым вопрос об интеграции систем антиплагиата в существующие корпоративные системы или в системы дистанционного образования. Автоматизированный поиск и проверка работ студентов на наличие заимствования существенно облегчило бы работу преподавателей и мотивировало бы учащихся ответственней относиться к письменным работам.