Доклады о будущих и современных технологиях
ФРАКТАЛЫ
А. П. Макаров, Л. Б. Шепелева
Научный руководитель - Т. П. Никитина, канд. техн. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
Фракталы - математические объекты дробной размерности, название которых было введено в математику Б. Мандельбротом, являются в настоящее время как предметом самостоятельных математических исследований, так и инструментом, используемым в целом ряде прикладных задач нелинейной динамики.
Фракталы находят все большее и большее применение в науке. Наиболее полезным использованием фракталов в компьютерной науке является фрактальное сжатие данных. В основе этого вида сжатия лежит тот факт, что реальный мир хорошо описывается фрактальной геометрией. При этом картинки сжимаются гораздо лучше, чем это делается обычными методами (такими как jpeg или gif). Другое преимущество фрактального сжатия в том, что при увеличении картинки, не наблюдается эффекта пик - селизации (увеличения размеров точек до размеров, искажающих изображение). Для передачи данных на расстояния используются антенны, имеющие фрактальные формы, что сильно уменьшает их размеры и вес. Фракталы используются для описания кривизны поверхностей. Неровная поверхность характеризуется комбинацией из двух разных фракталов. Фрактальная графика - это не просто множество самоповторяющихся изображений, это модель структуры и принципа любого сущего. Вся наша жизнь представлена фракталами. Не только визуальными, но ещё и структура этого изображения отражает нашу жизнь (пример ДНК). Нельзя не отметить широкое применение фракталов в компьютерных играх, где рельефы местности зачастую являются фрактальными изображениями на основе трёхмерных моделей комплексных множеств и броуновского движения. Развитие "фрактальных технологий” - это одна из немаловажных задач на сегодняшний день.
При изучении фракталов большую роль играет компьютерное моделирование.
В представленной работе рассматриваются в обобщённом виде известные алгоритмы построения фрактальных объектов (L-системы и терл - графика, аффинные преобразования, системы итерированных функций, рекурсивный алгоритм построения) и их программные реализации, созданные в MATLAB.
Рекурсивный алгоритм построения объектов основывается на последовательном удалении из начальной области внутренних подобластей.