Доклады о будущих и современных технологиях
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ СЕРВИСОВ И МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНУТРИГОРОДСКИХ ПЕРЕВОЗОК
В. О. Несиоловская, Д. В. Наумов Научный руководитель - Д. В. Наумов, канд. техн. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
Вопрос транспортировки продуКциИ представляет собой важную составляющую работы предприятия, поскольку транспортные расходы могут составлять до 40 % от стоимости продуКциИ. Добиться их минимизации можно путем автоматизации транспортной логистики, приоритетной задачей которой на сегодняШнИй день является планирование маршрутов.
Простейшим вариантом решения данной задачи является использование коммерческих картографических сервисов. Яндекс. Карты и Google. Maps позволяют прокладывать кратчайший маршрут между двумя указанными адресами, однако не дают возможности расчета оптимального маршрута через несколько точек доставки.
Решить эту проблему можно путем написания на основе предоставляемых ими фунКциЙ стороннего сервиса, способного прокладывать кратчайший маршрут через множество указанных точек доставки с учетом пробок и динамически изменяющейся дорожной ситуации. Однако в реальности кратчайший путь не всегда является оптимальным решением по времени, расходу топлива и прочим показателям. Необходимо учитывать реальную обстановку на дорогах: не только заторы и возможности их объезда, но и задержки перед светофорами на перекрестках, различные скорости движения транспорта на отдельных участках дорожного полотна. К сожалению, перечисленные выше сервисы не предоставляют доступа к более детальной информации (дорожному графу, режиму проезда, ограничению скорости на дорогах и т. д.) для дальнейшего ее использования при решении задачи оптимизации грузоперевозок.
Рациональным выходом в данной ситуации является обращение к открытому картографическому сервису Ореш^ееШар, предоставляющему доступ ко всей используемой в нем информации, с целью выделения транспортной системы города, ее дальнейшей декомпозиции и создании на ее основе математической модели решения задачи коммивояжера по нахождению оптимального маршрута, проходящего через множество точек доставки, с учетом всех особенностей транспортной сети и динамически изменяющейся дорожной ситуации.