Доклады о будущих и современных технологиях
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА «МАУС»
Д. А. Соловьев, Б. А. Тюрин
Научный руководитель - Б. А. Тюрин, канд. ист. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
Ещё до начала Великой Отечественной войны немецкие спецслужбы начали получать информацию о советских чудо-танках, обладающих поис - тине запредельными данными. В свою очередь, советская внешняя разведка периодически эти слухи перехватывала. После начала войны и встречи немцев с советскими танками КВ, командование Вермахта воспринимало эти слухи со всей серьёзностью.
Одним из следствий этого стал проект танка прорыва, получивШиЙ индекс VK 70.01. Планировалась лобовая броня тоЛщиНой 140 мм и двигатель от торпедного катера мощностью 1000 л. с. Разработку этого монстра вёл концерн Крупп. В апреле 1942 года танк получил индекс VK 72.01 (K) и обозначение Pz. Kpfw. Lцwe («Лев»). Но уже к маю этого года у Гитлера появился новый любимец, и в июне 1942 года проект «Лев» был закрыт.
Этим любимцем стал тяжёлый танк «Маус» профессора Порше. Контракт на его разработку был заключен в 1942 году. Порше должен был построить танк массой 160 тонн, вооруженный двумя орудиями (150 и 105 мм), с лобовой броней тоЛщиНой 200 мм и бортовой - 180 мм. Проект назвали «Мамонтом» («Mammut»). Однако в переписке уже с лета фигурировало название «МЫшОнок» («Mдuschen»), которое осенью 1942 года трансформировалось в известное нам сейчас - «Маш».Фердинанд Порше отвечал только за разработку боевой машины, внедрять её в производство должен был Альберт Шпеер.
В заданные пределы массы Порше уложиться не удалось. Проверить, как будет воевать «Маус», не удалось. Один из прототипов танка был направлен в Штамлагер, где ему предстояло оборонять Ставку германского Генштаба. После войны два найденных прототипа «Мауса» были изучены и отправлены в СССР, где из остатков двух танков удалось собрать один. В наши дни его можно увидеть в Кубинке среди экспонатов музея бронетанковых войск. Этот «Маус» представляет собой корпус первого прототипа (с полигона), на который установлена башня второго (взорванного), которая сохранилась относительно хорошо.
«Маус» привлёк внимание не только советских инженеров, но и специалистов других стран. Например, англичанам досталось немало материалов о танке, которые в настоящее время хранятся в танковом музее в Бовингтоне.