Доклады о будущих и современных технологиях
ПОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Е. А. Коноплёва, А. Е. Смирнов
Научный руководитель - А. Е. Смирнов, ст. преподаватель
Ярославский государственный технический университет
Философия Нового времени, начиная с XVII века, сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), здесь главными темами стали: проблемы философского научного метода; методологии познания человеком внешнего мира; связи внешнего и внутреннего опыта; задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления: эмпиризм (Ф. Бэкон); рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опытного естествознания. Большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции - онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии - содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой. В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник - Френсис Бэкон (1561-1626 гг.); гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник - Джон Локк (1632-1704 гг.). По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внеШнИй мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус - это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Английский философ Дэвид Юм (1711-1776 гг.) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.