Доклады о будущих и современных технологиях
ШКОЛА И ВУЗ: ПРОБЛЕМА СОСТЫКОВКИ
А. В. Воронцов, В. С. Котова
Научный руководитель - В. В. Потапов, канд. ист. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, иной уровень взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями, социально-бытовые проблемы, самостоятельная жизнь, слабое знание принципов и содержания работы университета. Резко снижается уровень внешнего контроля, изменяется структура и мотивы учебной деятельности, происходит переход в статус взрослого человека.
Школа и вуз преследуют разные цели в обучении, в форме и качестве передачи знаний. В связи с введением ЕГЭ, большая часть процесса обучения в школе направлена на подготовку учеников к сдаче тестовых экзаменов по двум-трем основным предметам. Такая практика сужает кругозор будущего студента, не развивает умение нестандартно мыслить, творчески воспринимать дисциплины профессионального профиля.
Это распространенное мнение не полностью совпадает с оценками студентов. Так, выборочный опрос 45 студентов архитектурно-строительного факультета показал, что подавляющая часть респондентов обучались в профильных классах и выбрали соответствующую специальность в вузе (из 36 учеников имевших профильное разделение - 18). Школьные знания пригодились 12 респондентам в полной мере, 28 - частично, 5 - очень мало. В нашем массиве опрошенных студентов не оказалось полностью отрицающих положительную роль школы. Однако отношение респондентов к ЕГЭ скорее отрицательное, чем положительное (8 - оценили положительно, 15 - отрицательно, 18 - нейтрально, 4 - затруднились ответить).
Мы предлагаем более широко использовать практику ряда вузов. В частности, во вступительные лекции деканов и руководителей выпускающих кафедр, знакомящих первокурсников со структурой и содержанием учебных планов внести коррективы. Предусмотреть лекционные и практические занятия по темам «Как организовать свой рабочий день?», «Как работать со специальной литературой?» Желательно обеспечить первокурсников в самом начале семестра графиками самостоятельной работы с заданиями по каждому предмету и широкой огласки их текущей успеваемости. Ввести в практику обязательный курс - «Основы самоорганизации умственного труда».