Доклады о будущих и современных технологиях
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РФ В ВТО
А. А. Пугачев
Научный руководитель - Л. Б. Парфенова, д-р экон. наук, профессор
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Современное экономическое положение предприятий Ярославской области в условиях членства в ВТО может стать платформой для развития процессов налоговой конкуренции на субфедеральном уровне. Регион является промышленно развитым с превалированием доли в общем объеме отгруженной продукции машиностроения, нефтехимической и химической отраслей. По объему основных фондов (полная учетная стоимость на начало 2011 года) область занимает третье место в ЦФО, уступая по абсолютному показателю (821,37 млрд. руб.) только Москве и Московской области. Однако, как и в целом по стране, велика степень износа основных средств, показатель в некоторых отраслях превышает 60 %. Эти данные говорят о необходимости и целесообразности комплексного стимулирования модернизации экономики области, где одну из первоочередных позиций может занять налоговое стимулирование, Указанные процессы в идеале должны быть отправной точкой в раскручивании экономической спирали: снижение налоговых ставок, приток инвестиций, рост производства, производительности труда, рост налоговых поступлений в бюджетную систему, рост совокупного спроса, стратегический экономический рост. Однако встает вопрос о том, каким образом генерировать процесс налоговой конкуренции, посредством каких инструментов региональной налоговой политики его реализовать.
В рамках современной региональной налоговой политики конкретными мерами могут стать аналоги льгот по налогам, которые сегодня внедряются в рамках системы преференций для резидентов особых экономических зон: снижение ставки налога на прибыль организаций до 15,5 % за счет части, зачисляемой в региональный бюджет, снижение транспортного налога до минимально разрешенного уровня, снижение ставок налога на имущество организаций, а также земельного налога, расширение платформы применения инвестиционного налогового кредита, ускоренная амортизация и амортизационная премия.
Снижение ставки налога на прибыль организаций приведет к расширению возможности предприятий для реконструкции и модернизации производства, его расширения. Снижение других названных налогов также приводит к высвобождению финансовых ресурсов, расширению производственных фондов.