Доклады о будущих и современных технологиях
ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА
Я. А. Махаличева, А. В. Симонова
Научный руководитель - А. В. Симонова, ст. преподаватель
Ярославский государственный технический университет
Проблема пробок, к сожалению, знакома уже не только жителям мегаполисов, но менее крупных городов. Конечно, часто пробка образуется из-за реальной нехватки пропускной способности участка дороги. Однако вдвойне обидно, когда причиной пробок служит плохая организация или неэффективное регулирование движения.
Типичный пример такой неэффективности - плохо настроенные светофорные фазы. На городских магистралях, где работа светофоров не координируется, водители испытывают большие трудности при движении с остановками у часто расположенных перекрестков. «Пульсирующее» движение не только утомляет водителя, но и требует дополнительного расхода топлива, повышает износ автомобиля.
Для исключения такой «пульсации» необходимо обеспечить согласованное переключение сигналов светофоров на смежных перекрестках так, чтобы водитель, подъезжая к очередному перекрестку, видел перед собой зеленый сигнал светофора и двигался, таким образом, по «зеленой волне».
Зеленая волна - автоматическая система светофорного регулирования, обеспечивающая безопасное движение транспортных средств на городских магистралях.
Принцип действия данной системы светофорного регулирования такой: на всех перекрёстках магистрали, скоординированных по принципу «Зеленой волны», задаётся один и тот же цикл, как правило, в пределах 4580 секунд. Зелёный свет по направлению координируемой магистрали на разных перекрёстках включается не одновременно, а с заранее определённым сдвигом. Это позволяет применять «Зеленую волну» при любых расстояниях между перекрёстками. Для повышения надёжности работы такой системы регулирования, помимо светофоров, используют специальные указатели расчётной и необходимой в данный момент скорости движения транспортных средств.
Внедрение координированного регулирования по принципу «Зеленой волны» создаст ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным регулированием на каждом перекрёстке: повысится скорость движения по магистрали, сократятся остановки транспорта у перекрёстков, уменьшится число дорожно-транспортных происшествий, снизится расход топлива, уровень транспортного шума и загазованности, что немаловажно в сложившейся ситуации на улично-дорожной сети.