Доклады о будущих и современных технологиях
АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СВЕТОФОРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Ю. Е. Заломаева, А. В. Симонова
Научный руководитель - А. В. Симонова, преподаватель
Ярославский государственный технический университет
Современные крупные города в течение последних лет характеризуются увеличением количества автомобилей, которые привели к повышению нагрузки на транспортную инфраструктуру и стали причиной возникающих транспортных заторов. В сложившейся ситуации особо актуальной является необходимость поиска способов управления транспортными потоками. Для борьбы с образованием заторов на улично-дорожной сети (УДС) мы предлагаем применить на светофорном объекте адаптивное управление, которое позволит повысить пропускную способность существующих УДС городов.
Город Ярославль также нуждается во внедрении адаптивного управления светофорными объектами. В качестве примера мы исследовали светофорный объект на пересечении проспекта Фрунзе и Суздальского шоссе. На данном участке было проведено обследование интенсивности транспортных средств и пешеходов, а также существующего режима работы светофорного объекта, был выполнен расчет режимов светофорной сигнализации на основании существующих интенсивностей движения на объекте, определенных натурными обследованиями.
Принцип действия адаптивного управления светофорными объектами следующий. Выбирается несколько регулируемых перекрестков, находящихся рядом и имеющих «влияние» друг на друга посредством транспортного потока. На улично-дорожной сети в непосредственной близости от перекрёстка устанавливают специальные датчики - детекторы транспорта. Детекторы собирают информацию о характеристиках транспортного потока - его интенсивности и скорости - и передают в промышленный компьютер, располагающийся в одном из контроллеров выбранных светофорных объектов. Количество датчиков определяется исходя из сложности и геометрии пересечений. Компьютер посредством специального программного обеспечения определяет необходимую длительность разрешающего сигнала светофора для всех направлений на каждом из светофорных объектов и координирует их работу.
Таким образом, адаптивное регулирование позволяет равномерно разгружать все направления на перекрёстках, пропуская только то количество транспорта, которое сможет пропустить соседний перекрёсток. Светофор не будет «вхолостую» гореть зелёным светом для направлений, где нет автомобилей, передав это время более загруженному направлению.