Доклады о будущих и современных технологиях
УТИЛИЗАЦИЯ ГАЛЬВАНОШЛАМА И КАРБОНАТА БАРИЯ
Н. А. Соколова, В. М. Макаров
Научный руководитель - В. М. Макаров, д-р техн. наук, профессор
Ярославский государственный технический университет
Гальваношлам относится к высокоопасным отходам, образующимся при очистке промывных сточных вод после гальванических операций травления «черного» железа. Карбонат бария является чрезвычайно опасным отходом, образующимся при регенерации электролита щелочных аккумуляторов гидроксидом бария. Гальваношлам - это разбавленная суспензия гидроксидов железа (в основном), цинка, меди, никеля, хрома; После обезвоживания - паста. Карбонат бария - паста. Предложено проводить смешение этих паст, ориентируясь на соотношение после сушки и прокаливания как 6Ре203 Ва0 (гексаферрит бария). При этом, исходя из наличия в гальваношламе других тяжелых металлов количество пасты карбоната бария увеличивается с учетом образования других сложных оксидов типа МеОБаО. Прокаливание проводилось при температуре 11001200 °С в течение 4-х часов. Полученный материал измельчался до обеспечения полного просева через сито 0063. Он испытан в качестве промотора адгезии к металлу брекерной резины на основе изопренового каучука СКИ-3 в автопокрышках модели Я-469 размера 385/65-Я 22,5 изготовленных Ярославским шинным заводом для прицепов. Испытания резиновой смеси, содержащей 1 массовую часть полученного материала, показали большую усталостную выносливость резин при многократной деформации, чем у серийной резины с более дорогостоящим импортным нафтена - том кобальта. Дорожные испытания покрышек показали несколько больший пробег по сравнению с эталонными образцами.
Известно, что гексаферрит бария обладает антикоррозионными свойствами. Поэтому материал, полученный из отходов, был испытан в эпоксидных грунтовках на величину барьерного эффекта с использованием метода спектроскопии электрохимического импеданса в ОАО ЯРНИИ лакокрасочной промышленности. В заключении отмечается, что он обладает защитным действием, аналогичным серийным образцам антикоррозионных пигментов. После 30 дней выдержки покрытия на стали в растворе хлорида натрия отношение значений импеданса при 100 и 1000 Гц изменились менее чем в 1,25 раза. Материал рекомендован к использованию.