СТОЛКНОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЗАКТИВАЦИЯ
Процесс столкновительной дезактивации [12], в котором энергия возбужденной частицы В* выделяется в виде кинетической энергии сталкивающейся с ней частицы А, может быть представлен в виде реакции:
Б*+А->Б+А + АЯ, (2.6.1)
Где величина АЕ равна энергии возбуждения частицы В*. Поскольку АЕ выделяется в виде кинетической энергии сталкивающихся частиц, то этот процесс называют также сверху пру гим столкновением, или столкновением второго рода. Для реакций типа (2.6.1) скорость изменения населенности Ив* возбужденного состояния частиц В (скорость дезактивации) может быть записана в виде:
ОМ * и А7 А7
^ - /гБ*АЛ^в*Л^А, (2.6.2)
Где ЫА — плотность числа частиц А, а константа скорости кв*А — коэффициент, зависящий от типа перехода частиц Б и от частиц А. Такие процессы проходят особенно эффективно, т. е. константа скорости кв*А особенно велика, в тех случаях, когда частицы А имеют очень малую массу (например, атомы Не в газовой смеси С02 лазера), так что они с большей легкостью могут принять на себя избыточную энергию АЕ процесса столкновения в качестве кинетической энергии. В силу тех же причин такие процессы могут с большой вероятностью происходить в газовом разряде, если частица А является свободным электроном (например, дезактивация 238-состояния атома Не в Не-Ке лазере). В соответствии с соотношением (2.6.2) можно определить вероятность безызлучателъного перехода:
1Упг=кв. АИА. (2.6.3)
Тогда из соотношений (2.6.2) и (2.6.3) получим:
(йМ2 ^ = N2 (2.6.4)
I л )
Где, в соответствии с предыдущими обозначениями, N2 — это населенность возбужденного уровня (плотность числа) частиц Б*, испытывающих столк- новительную дезактивацию, а также введено характерное время жизни возбужденного состояния при безызлучательной дезактивации, или безызлуча- телъное время жизни, хпг = (1/ТГпг).
Отметим, что в соотношении (2.6.2) не учтен процесс, обратный тому, что представлен реакцией (2.6.1), а именно:
В+А-^В* + А-АЕ, (2.6.5)
В котором частица В возбуждается за счет кинетической энергии АЕ двух сталкивающихся частиц (тепловое возбуждение, или столкновение первого рода). Если учитывать и эту реакцию, то вместо (2.6.2) следовало бы написать уравнение следующего вида:
(йКв* /(Н) = - кв. АЫв. КА + кВАКБИА, (2.6.6)
Где кВА — константа скорости, характеризующая процесс теплового возбуждения. Для того чтобы установить соотношение между константами скорости кВА и кв*А, рассмотрим частицы В в условиях теплового равновесия с частицами А и применим так называемый принцип детального равновесия. В общем виде этот принцип может быть сформулирован следующим образом: в условиях термодинамического равновесия скорость любого процесса должна быть полностью уравновешена скоростью соответствующего обратного процесса.[11] Таким образом, в данном случае согласно уравнению (2.6.6) должно выполняться равенство:
К в* а ^в* N а = ЬВа^Иа. (2.6.7)
В условиях теплового равновесия для невырожденных состояний имеем: ЛГБ. = Ыв ехр(-ЛЕ/кТ), где АЕ — энергия возбужденных частиц В, а Т — поступательная температура смеси частиц Б и А. Тогда из (2.6.7) получаем соотношение:
Кв*А = кВА ехр(ЛЕ/кТ), (2.6.8)
Показывающее, что константа скорости к для прямой экзотермической реакции (2.6.1) всегда больше, чем для обратной эндотермической реакции (2.6.5). Фактически, для электронных и большинства колебательных перехов АЕ намного превышает величину кТ. Тогда, в соответствии с (2.6.8), имеем соотношение кв. А ^>кВА. Очень важно понимать, что хотя соотношение (2.6.8) было получено в условиях теплового равновесия, оно, тем не менее, остается справедливым, даже если населенность частиц В поддерживается в некотором неравновесном возбужденном состоянии, например за счет какого-либо процесса накачки, при том условии, что поступательные степени свободы как частиц Б, так и частиц А по-прежнему находятся в состоянии теплового
В* А В А* В А В* А Рис. 2.11 (а) Процесс безызлучательной дезактивации частицы В при квазирезонансной передаче энергии частице А, (б) процесс обратной передачи энергии |
Равновесия. Действительно, результат квантовомеханического расчета константы скорости к зависит не от населенности частиц Б, а только от собственных функций двух участвующих в столкновении частиц и от их относительных скоростей.
При заметной, по сравнению с состоянием больцмановского равновесия, степени возбуждения частиц Б, т. е. когда плотность числа возбужденных частиц Ыв* по порядку величины становится сравнимой с ЫВ9 получаем Ьв*а^в* ^ кВАМв> и уравнение (2.6.6) преобразуется к виду (2.6.2). Таким образом, процесс столкновительной дезактивации описывается простым уравнением (2.6.4) только в тех случаях, когда АЕ > кТ и можно пренебречь процессами теплового возбуждения, что справедливо для электронных и большинства колебательных переходов. Однако при описании дезактивации низко лежащих колебательных состояний некоторых молекул (например, состояния (010) молекулы С02), а также вращательных состояний процессы теплового возбуждения необходимо учитывать.
Если внутренняя энергия частиц В* преобразуется во внутреннюю энергию других частиц А, то процесс столкновительной дезактивации (столкновение второго рода[12]) можно представить в виде реакции:
В* +А-± В +А* + АЕ, (2.6.9)
Где АЕ = Ев - Еа — это разница между внутренними энергиями двух частиц (см. рис. 2.11а). Квантовомеханический расчет соответствующей вероятности перехода выходит за рамки данной книги, а для детального ознакомления с ним можно обратиться к [13]. Здесь ограничимся только замечанием, что поскольку энергия АЕ должна быть добавлена к кинетической энергии двух сталкивающихся частиц или вычтена из нее, то процесс (2.6.9) проходит особенно эффективно, когда величина АЕ заметно меньше, чем &Т. Поэтому такой процесс называют также квазирезонансной передачей энергии. Часто он играет важную роль в качестве механизма накачки активной среды в газовых лазерах (например, передача энергии от возбужденных атомов Не атомам Ке в основном состоянии в Не-Ые лазере или от возбужденных молекул N2 молекулам С02 в основном состоянии в С02 лазере). Этот процесс является также эффективным каналом дезактивации частиц В. Для того чтобы описать динамику такой дезактивации, следует также учесть и обратную реакцию (процесс обратной передачи энергии, см. рис. 2.116):
В + А*-> В* +А - АЕ. (2.6.10)
Используя, как и ранее, принцип детального равновесия, можно показать, что, например, в случае точного резонанса (т. е. когда АЕ = 0), справедливо равенство кБ*А=кВА*9 где кБ*АикВА*— константы скоростей процессов, представляющих соответственно реакции (2.6.9) и (2.6.10). Это означает, что процесс обратной передачи энергии зачастую играет очень важную роль. Однако его влиянием можно пренебречь в тех случаях, когда частицы А очень быстро покидают возбужденное состояние, как это может происходить при возникновении вынужденного излучения. При этом выполняется условие (ЛГА* /ЫА)<з:(Мв. /Ив)9 процессами обратной передачи энергии можно пренебречь, а скорость дезактивации возбужденных частиц В* может быть записана просто как
((1ИВ* /&) = ~кв*АМв*ИА. (2.6.11)
Снова получаем уравнение общего вида (2.6.4), в котором (1/тЛГ) = кв. АИА.
Рассмотрим, наконец, ситуацию, когда столкновительная дезактивация частиц В* (например, активного иона в ионном кристалле) происходит за счет взаимодействия с фононами решетки или с колебательными модами стекла[13]. В большинстве случаев речь идет о переходах между электронными состояниями частиц В, причем такими, разности энергий которых в несколько раз (обычно, по крайней мере, в 3-4 раза) выше, чем наибольшие возможные энергии фононов. Это означает, что для того, чтобы выполнялся закон сохранения энергии, выделение электронной энергии должно сопровождаться появлением многих новых фононов (многофононная дезактивация). Таким образом, в этом случае процесс дезактивации можно представить в виде:
П;(йуг), (2.6.12)
1
Где V* — частоты участвующих в процессе фононов, щ — числа фононов в каждой из фононных мод, а суммирование производится по всем фононам, рожденным в рассматриваемом резонансном или квазирезонансном процессе. Как и ранее, можно ввести вероятность перехода У? пг в соответствии с соотношением
*Ош- = - уг и (2.6.13)
Йг уупг^в--
В данном случае, поскольку в процесс вовлечено много фононов, квантовомеханическое описание процесса требует применения аппарата теории возмущений высших порядков, поэтому подробно оно здесь не рассматривается. Вместо этого ограничимся лишь указанием на то, что если в процессе участвует фонон с частотой V, то величину ¥пг можно представить в виде Т^пг = Сехр(-ВАЕ/Ну)9 где С и Б — константы, зависящие от свойств материала среды, а АЕ — энергия, передаваемая частицей В* при переходе. Отсюда видно, что вероятность перехода быстро уменьшается при увеличении числа п = АЕ/Ьу участвующих фононов, т. е. при возрастании порядка мно - гофононного процесса. Доминирующий вклад в безызлучательные переходы вносят, таким образом, фононы решетки с наибольшими возможными энергиями, поскольку наиболее вероятными являются процессы наименьших порядков. Значительные отличия в колебательных спектрах различных материалов обеспечивают при этом сильную зависимость IVпг от свойств среды. Напротив, установлено, что эта величина относительно слабо зависит от конкретного электронного состояния или даже от вида активного иона.
Заканчивая рассмотрение процессов столкновительной дезактивации, отметим, что хотя они могут проходить в различных формах, уменьшение плотности числа возбужденных частиц может всегда быть описано, в оговоренных выше пределах, выражением общего вида (2.6.4), в котором величина параметра тпг будет определяться конкретным типом процесса. Следует, однако, подчеркнуть, что существует принципиальное различие между рассматриваемым здесь безызлучательным временем жизни хпг и временем между столкновениями тс9 о котором говорилось в разделе 2.5.1, хотя оба этих параметра и связаны со столкновениями. Действительно, безызлучательные переходы происходят при неупругих столкновениях, поскольку возбужденные частицы передают свою энергию окружающей среде. Напротив, тс — это среднее время между двумя последовательными дефазирующими столкновениями, которое, таким образом, определяется только упругими столкновениями. Отметим, что, вообще говоря, упругие столкновения более вероятны, чем неупругие, и потому величина тс меньше, а часто и гораздо меньше, чем величина тпг.
Будет обладать дипольным моментом ів, осциллирующим на частоте перехода. Из теории электрического дипольного излучения [16] известно, что этот дипольный момент порождает, на расстоянии І?, неизлучающее электрическое поле (так называемое поле ближней зоны), величина напряженности которого Е^*), так же как и в случае электростатического диполя, равна |Лд/4яє0і?3. При этих условиях переход и передача энергии акцептору могут произойти безызлучательным образом за счет взаимодействия поля ближней зоны К), в месте расположения акцептора, и осциллирующего дипольного момента акцептора |лА. Энергию взаимодействия Н можно при этом записать в виде:
(2.6.14) |
Я ОС |Ед • цА X ||Д0 • цА|/Д3.
Конечно, взаимодействие будет иметь значительную величину только в том случае, если частоты осцилляций диполей 1В и \.А почти резонансны. Это означает, что спектр излучения донора и спектр поглощения акцептора из его начального состояния (которое часто не является основным состоянием) должны быть достаточно хорошо перекрыты.
Детальный расчет показывает, что для одиночной пары донора и акцептора, находящихся на расстоянии #, вероятность передачи энергии может быть записана в виде [14]:
Где т8р — излучательное время жизни возбужденного состояния донора, п — показатель преломления окружающей среды, — контур линии испускания для перехода донора, аоА — сечение поглощения излучения для перехода акцептора. Отметим, что поскольку, как обычно, зависимость от энергии взаимодействия Н равна У? ВА ос № то из (2.6.14) получим У? ВА ос Из этого соотношения становится понятной причина зависимости 1№ВА в (2.6.14а) как от 2Г6, так и от (1/х8р) (вспомним, что 1/т8р ос \1В[14], см. соотношение
(2.3.15) ), а также от сечения поглощения сА акцептора (вспомним, что аА ос Ы2, см. соотношение (2.4.29)). Заметим, что (2.6.14а) можно записать в виде:
(2.6.146)
SHAPE \* MERGEFORMAT
Где параметр і?0 определяется соотношением |
В соответствии с (2.6.146) параметр Я0 можно рассматривать как характерную величину, при расстояниях меньше которой передача энергии за счет диполь - дипольного взаимодействия еще происходит. Действительно, из (2.6.146) получаем, например, что¥ва = (1/твр) при К = тогда как УУОА= Ю~6(1/т8р) при
Л = КШ0. Характерные величины Л0 составляют несколько нанометров.
Рис. 2.12
Различные виды передачи энергии между одинаковыми частицами за счет диполь-дипольного взаимодействия:
(а) миграция возбуждения, (б) кросс-релаксация, (в) кооперативная ап-конверсия.
Наконец, необходимо отметить, что диполь-дипольные взаимодействия могут и несколько отличаться от только что рассмотренного классического донор-акцепторного взаимодействия. В частности, они могут происходить между одинаковыми частицами (которые обозначены ниже как частицы D) и, таким образом, сводиться к резонансной передаче энергии от возбужденной частицы к невозбужденной (рис. 2.12а). Подобная передача энергии обычно может, например, просто обеспечивать пространственную миграцию возбуждения внутри ансамбля одних и тех же частиц D. В то же время она может привести также к потере энергии возбуждения, если в какой-то момент возбуждение достигнет частицы £), находящейся вблизи от места расположения квазирезонансных частиц-акцепторов, которые, в свою очередь, могут испытывать быструю безызлучательную дезактивацию. Кроме того, энергия может передаваться также промежуточному состоянию i, как показано на рис. 2.126 (кросс-релаксация). Этот процесс особенно эффективен при ква - зирезонансной передаче, т. е. когда AE2i = АЕп. Наконец, передача энергии может происходить через возбужденное состояние, в котором первоначально находятся и донор, и акцептор, так что в результате акцептор переходит в состояние с еще большей энергией (рис. 2.12в). Этот процесс, называемый кооперативной an-конверсией (англ. cooperative up-conversion), также наиболее эффективен при квазирезонансной передаче, т. е. когда АЕ2и = AE2i - Для того чтобы рассчитать временную эволюцию населенности возбужденного уровня частиц при диполь-дипольном взаимодействии, необходимо принять во внимание, что при заданных плотностях числа ND доноров и Na акцепторов расстояния между донорами и акцепторами будут различны. Согласно (2.6.146) вероятность переходов WDA сильно зависит от расстояния R между донором и акцептором. Отсюда следует, что в целом процесс дезактивации доноров будет происходить не экспоненциально, причем первоначальное, более быстрое девозбуждение, будет происходить в областях с наименьшими расстояниями R между частицами. Особенно важный случай реализуется, когда расстояния между донорами и акцепторами распределены случайным образом и их величины либо фиксированы, как в твердых телах, либо медленно изменяются по мере спонтанной дезактивации, как это часто имеет место в жидкостях {режим Ферстера). В этом случае, если учесть также неизбежные спонтанные излучательные переходы,
Оказывается, что изменение населенности возбужденного состояния доноров описывается соотношением:
М2а) = Ы2( 0)ехр-[(*/тг) + С^/2], (2.6.15)
Где тг — излучательное время жизни состояния, а С — некоторый характерный параметр. Отметим, что в этом случае процесс дезактивации доноров не описывается экспоненциальным законом.
Пример 2.7. Передача энергии в активной среде УЬ3+ '.Ег3*:стекло [17]. В активной среде УЬ3+:Ег3+:стекло (см. главу 9) донор-акцепторный механизм обеспечивает быструю передачу энергии иона УЬ3+, первоначально возбужденного в состояние 2¥5/2, иону Ег3+, который переходит при этом в верхнее состояние 41ц/2 (рис. 2.13а). Такая передача энергии, кроме того, что она является эффективным механизмом безызлучательной дезактивации иона УЬ3+, является весьма результативным способом накачки активного иона Ег3+. Отметим, что при высоких концентрациях ионов УЬ3+ этой передаче энергии способствует процесс миграции возбуждения между ионами УЬ3+ до того момента, пока возбуждение не достигнет близко расположенной пары УЬ3+-Ег3+.
4Т
|
|||
|
|
||
|
|||
|
|
||
Рис. 2.13
Примеры передачи энергии за счет диполь-дипольного взаимодействия:
(а) передача энергии от УЬ3+ к Ег3+ в УЬ:Ег лазере или усилителе, (б) безызлучатель - ный переход в кристалле КсІгУАО за счет кросс-релаксации, (в) кооперативная ап - конверсия в Ег3+ лазере или усилителе.
Пример 2.8. Безызлучателъная дезактивация верхнего лазерного уровня 4F3/2 в кристалле Nd:YAG. Основным механизмом безызлучательных переходов с верхнего лазерного уровня 4F3/2 в кристалле Nd: YAG оказывается кросс-релаксация. В этом случае роль промежуточного уровня i на рис. 2.126 играет уровень 4115/2 иона Nd3+ (рис. 2.13б). Энергия возбуждения этого уровня быстро теряется за счет многофононной дезактивации, при этом ион переходит на уровень основного состояния 419/2, последовательно попадая на более низколежащие уровни 4113/2 и 41п/2 (не показаны на рис. 2.13, см. рис. 2.15). Разность энергий связанных этими переходами уровней (например, для перехода 4113/2 —> 41ц/2) составляет около 2000 см-1 (подуровни, расщепленные за счет эффекта Штарка, расположены еще ближе друг к ДРУГУ), т. е. всего только в 4 раза больше, чем наибольшая колебательная частота в кристалле YAG (-450 см *). Этот механизм ограничивает оптимальную концентрацию ионов Nd3+ в кристалле YAG величиной около 1%.
Пример 2.9. Кооперативная ап-конверсия в Ег3+ лазерах и усилителях [17]. Считается, что основной причиной, ограничивающей эффективность Ег3+ лазеров и усилителей (рис. 2.13в), является кооперативная ап - конверсия. В данном случае из двух соседних ионов Ег3+, первоначально возбужденных на лазерный уровень 4113/2, один безызлучательно переходит на основной уровень4115/2, тогда как другой возбуждается на вышележащий уровень 419/2. С этого уровня находящийся в матрице из оксидного стекла ион за счет многофононной дезактивации быстро возвращается обратно на уровень4113/2. Итоговым результатом такой кооперативной ап-кон - версии является то, что один из двух ионов Ег3+, первоначально возбужденных на лазерный уровень 4113/2, эффективно девозбуждается и переходит на основной уровень, т. е. 50% населенности лазерного уровня теряется.