Почему поисковые машины борются с оптимизаторами?
В результате действий оптимизаторов результаты поиска изменяются. Из поиска исчезают или уходят вниз случайные результаты – ссылки на форумы, ссылки на давно исчезнувшие страницы. От этого поиск, несомненно, становится лучше: повышается его точность. Однако одновременно в результатах резко уменьшается полнота, то есть охват поисковой машиной различных тематик, связанных с поисковым запросом. Например, запрос «автомобиль» включает в себя целый спектр различных интересов: покупка нового или подержанного авто, прокат, ремонт, устройство, запчасти, история, реферат, виды и т. д. и т. п. В то же время поисковые машины все как один выдают либо продажу (новых, подержанных), либо прокат автомобилей. В редких случаях попадается еще и продажа запчастей. Таким образом, более половины возможных интересов пользователей выпало из результатов поиска (на первых нескольких страницах), то есть многие пользователи не получают нужной им информации и будут вынуждены их неоднократно уточнять. Сравните результаты поиска по одному и тому же слову на поисковой машине Яндекс (рис. 5.9) или Google с результатами поиска Nigma (рис 5.8) – машины, которая кластеризует результаты поиска по разным тематикам, – вы увидите, насколько мало разных тем попадает на первые страницы поиска «больших» поисковых машин.
Рис. 5.8. Поисковая машина Nigma. ru производит кластеризацию результатов поиска по тематикам. Хорошо видно, что для слова «автомобиль» есть почти двадцать разных кластеров, причем некоторые из них имеют подкластеры результатов. На главную страницу попадает только три‑четыре кластера
Рис. 5.9. Результаты поиска по слову «автомобиль» на поисковой машине Яндекс. Поисковая система последнее время делает очень много усилий, чтобы разнообразить результаты поиска, однако большая часть ссылок – это продажа автомобилей