ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ
ОЧЕНЬ ИЗМЕНЧИВЫЕ ПОСТАВКИ
В терминах статистики стандартный подход к объемному планированию продаж и операций рассматривает спрос как независимую переменную, а поставки — как зависимую. Поэтому мы и говорим «спрос и поставки», а не «поставки и спрос». Спрос является движущей силой.
Но оказывается, что это не всегда так. Ранее в этой книге мы говорили об «ограниченном» и «неограниченном» спросе. Под неограниченным спросом понимается то, что компания могла бы продать, если бы не существовало никаких ограничений по поставкам. В этом конкретном случае движущей силой является фактор поставки — по крайней мере до тех пор, пока поставки не вырастут так, что перестанут служить ограничивающим фактором.
243 |
Очень изменчивые поставки — это другой пример ситуации, в которой поставки являются движущей силой, в основном и определяющей, что будем продавать. Много примеров такого рода можно найти в пищевой промышленности, где размер урожая определяет, сколько ящиков кукурузы, бобов, вишни и т. п. можно будет продать.
В этом случае стандартная пятиступенчатая модель объемного планирования продаж и операций не работает. Она должна быть модифицирована так, чтобы начинать с первичного планирования поставок. После этого можно переходить к планированию спроса и ко второй стадии планирования поставок, как это показано рис. П.5.1.
Шаг предварительного планирования поставок, осуществляемый обычно отделом закупок, нужен для того, чтобы оценить размеры доступного в будущем урожая. Конечно же, это вид прогноза. Эта информация передается менеджерам по продажам и маркетингу для осуществления фазы планирования спроса. Там они при формировании своих прогнозов принимают прогнозируемые поставки во внимание.
Затем новые прогнозы передаются на второй шаг планирования поставок. Это нужно для того, чтобы обеспечить реалистичность подробностей нового плана спроса. Давайте рассмотрим пример компании, которая занимается упаковкой замороженных и консервированных овощей.
1. На первичной фазе планирования поставок прогнозируется получить 1 млн бушелей стручковых бобов.
2.
Приложения |
Менеджеры по планированию спроса используют эту цифру для выработки прогноза по стручковым бобам. Они прогнозируют эквивалент 300 тыс. бушелей для консервированных стручковых бобов и 700 тыс. для замороженных, что намного больше, чем было в прошлом году.
3.
244 |
Менеджеры по поставкам должны затем проверить, что они смогут заморозить и упаковать 700 тыс. бушелей стручковых бобов — наряду со всей прочей потребностью в морозильных мощностях. Кроме того, им необходимо убедиться в том, что у них есть достаточно места в холодильниках для хранения таких объемов. И так далее.
Последние шаги объемного планирования продаж и операций — предварительное совещание и совещание руководства — выполняются в типовом варианте.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЪЕМНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ
245 |
Этот проверочный лист призван служить подспорьем в оценке процесса объемного планирования продаж и операций. Ответы на каждый тезис могут быть: 4 (отлично), 3 (хорошо), 2 (удовлетворительно) и 1 (плохо или совсем никак). Если определенный тезис неприменим к компании, пометьте его « НП».
1 |
Объемное планирование продаж и операций является ежемесячным процессом, в который вовлекается менеджмент как среднего, так и высшего звена, включая президента (генерального директора, исполнительного директора, управляющего директора) |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Ежемесячный цикл объемного планирования продаж и операций включает: фазу планирования спроса, фазу планирования поставок, предварительное совещание и совещание руководства, на котором присутствует президент |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
Письменно зафиксированная политика планирования продаж и операций описывает состав участников процесса, их обязанности, а также время и цели каждого шага процесса |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Даты совещаний (предварительного и совещания руководства) назначены заблаговременно, что позволяет обеспечить присутствие всех необходимых лиц |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
Совещание руководства переносится, если президент присутствовать не может. Другие участники, не имеющие возможности присутствовать, представлены своими заместителями, которые уполномочены участвовать в процессе принятия решений |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
Не позднее чем за два дня до совещания руководства распространяется письменная повестка дня, перечисляющие основные решения, которые необходимо принять на совещании |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
Совещание руководства рассматривает вопросы на агрегатном уровне (уровне групп продуктов) и изредка сосредоточивает внимание на индивидуальных продуктах |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
Число групп продуктов лежит в пределах от 5 до 15. Там, где необходимо, на предшествующих совещанию шагах используются подгруппы продуктов |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
Отделы продаж и маркетинга «владеют» прогнозом продаж. Они понимают и принимают на себя ответственность: формировать обоснованные, реалистичные прогнозы, рассматриваемые как минимум ежемесячно и отражающие общий спрос |
4 |
3 |
2 |
1 |
10 |
Отдел операций «владеет» планом операций. Они понимают и принимают на себя ответственность: разрабатывать планы, поддерживающие прогноз продаж, отвечающие стратегиям спроса/поставок, и являющиеся эффективными по издержкам производства |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
Планирование для продуктов, поставляемых из других стран, выполняется с полным осознанием часто более значительной и потенциальной более изменчивой длительности цикла |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
Показатели уровня обслуживания клиентов (своевременные и полные отгрузки) рассматриваются на каждом предварительном совещании и каждом совещании руководства |
4 |
3 |
2 |
1 |
13 |
Для достижения целевых уровней обслуживания клиентов запасы готовой продукции для продуктов, поставляемых из других стран, устанавливаются выше, чем для отечественных продуктов, с тем чтобы компенсировать большую неравномерность поставок |
4 |
3 |
2 |
1 |
14 |
Стратегии спроса / поставок для каждой группы продуктов официально рассматриваются на предварительном совещании и на совещании руководства ежеквартально — с точки зрения возможности повышения целевых показателей уровня обслуживания клиентов, снижения целевых уровней запасов и снижения целевых уровней обязательств по поставкам |
4 |
3 |
2 |
1 |
15 |
Показатели продаж, операций, запасов и обязательств по поставкам сопоставляются с планом на каждом предварительном совещании и совещании руководства. Когда показатели выходят за пределы установленных допусков, инициируются расследование и корректирующие действия |
4 |
3 |
2 |
1 |
16 |
Таблица объемного планирования продаж и операций содержит всю ключевую информацию о группе продуктов: исполнение плана, статистику уровня обслуживания клиентов, прогнозы продаж и план операций; таблица охватывает как минимум период в 15 будущих месяцев |
4 |
3 |
2 |
1 |
17 |
Таблица содержит не только количественные показатели, но и качественную, вербальную информацию в форме допущений и проблем, которые должны быть учтены |
4 |
3 |
2 |
1 |
18 |
Для идентификации проблем перегрузки/недогрузки мощностей используются отдельные таблицы мощностей, в которых не указано однозначного соответствия между группами продуктов и производственными ресурсами |
4 |
3 |
2 |
1 |
19 |
Проблемы мощностей производителей-подрядчиков рассматриваются на фазах планирования поставок и предварительного совещания. Их рассмотрение практически ничем не отличается от рассмотрения собственных заводов |
4 |
3 |
2 |
1 |
20 |
Существуют эффективные процессы коммуникаций относительно спроса и поставок между компанией и ее иностранными поставщиками |
4 |
3 |
2 |
1 |
Приложения |
246 |
21 |
Вопросы разработки новых продуктов, которые могут повлиять на соотношение спроса и поставок, являются обязательным пунктом повестки на фазах планирования спроса, планирования поставок, предварительного совещания и, если необходимо, на совещании руководства |
4 |
3 |
2 |
1 |
22 |
Потенциальные риски устаревания запасов у подрядчиков постоянно анализируются на фазах планирования поставок и предварительного совещания. Когда нужно, этот вопрос выносится на рассмотрение на совещании руководства |
4 |
3 |
2 |
1 |
23 |
Главный календарный план постоянно сравнивается с планом операций объемного планирования продаж и операций, с тем чтобы обеспечить формирование главного календарного плана в рамках объемов, принятых на совещании руководства |
4 |
3 |
2 |
1 |
24 |
Процесс объемного планирования продаж и операций — это процесс принятия решений. Группа предварительного совещания решает, какие рекомендации следует представить на совещании руководства. Руководство решает, принять эти рекомендации или отказаться от них в пользу альтернативного варианта |
4 |
3 |
2 |
1 |
25 |
Моделирование используется для оценки альтернативных вариантов решения проблем и использования возможностей регулярно |
4 |
3 |
2 |
1 |
26 |
Представители финансовой и бухгалтерской функции играют важные роли в планировании спроса, планировании поставок, в предварительном совещании и в совещании руководства. Их задача состоит в том, чтобы придать планам финансовую достоверность |
4 |
3 |
2 |
1 |
27 |
На совещании руководства сравнивается версия плана операций в стоимостном выражении и бизнес-план (годовой бюджет, годовой оперативный план). В случае необходимости бизнес-план корректируется так, чтобы он отражал реальность, отраженную в объемном плане продаж и операций |
4 |
3 |
2 |
1 |
28 |
Процесс объемного планирования продаж и операций используется для оценки рисков и корректирующих действий, обусловленных значительными изменениями в спросе |
4 |
3 |
2 |
1 |
29 |
Объемное планирование продаж и операций используется для оценки рисков и корректирующих действий, обусловленных значительными падениями поставок |
4 |
3 |
2 |
1 |
30 |
В соответствии с духом непрерывного совершенствования в конце совещания руководства производится краткая критика совещания — всем участникам предлагается высказать критические замечания |
4 |
3 |
2 |
1 |
31 |
Протоколы совещаний объемного планирования продаж и операций, содержащие все принятые решения, распространяются в течение двух рабочих дней после проведения совещания |
4 |
3 |
2 |
1 |
32 |
Процесс объемного планирования продаж и операций лежит в основе принятия решений по всем важным вопросам спроса / поставок |
4 |
3 |
2 |
1 |
33 |
Было достигнуто улучшение по крайней мере по четырем из следующих шести пунктов: повышение уровня обслуживания, снижение обязательств по поставкам, сокращение длительности цикла обслуживания клиентов, повышение оборачиваемости запасов, снижение внеплановых сверхурочных работ, снижение издержек найма и увольнения |
4 |
3 |
2 |
1 |
247 |
Приложения |
Подсчет баллов по проверочному листу объемного планирования продаж и операций.
Количество четверок________
Количество троек___________
Количество двоек___________
Количество единиц__________
Всего_________
Всего______ , деленное на____ (33 минус количество «НП») = КО
ЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ.
Оценка количества баллов:
3,5-4,0 — отлично;
3.0- 3,4 — хорошо;
2.0- 1,9 — удовлетворительно;
Приложения |
248 |
< 2,0 — плохо.