ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ
ФОРМАТ «ПРОИЗВОДСТВО-НА-ЗАКАЗ»
Таблица для группы продуктов «производство-на-заказ» не отличается сколько-нибудь значительно от таблицы для групп продуктов «произ- водство-на-склад» (табл. 12.2). Как мы видели в главе 3, основное отличие состоит в том, что таблица для группы «производство-на-заказ» не содержит графы о запасах готовой продукции. Таких запасов при «про - изводстве-на-заказ» просто не бывает. (Если бы запасы готовой продукции были — это бы уже не было «производством-на-заказ» в чистом виде.) Так что данная графа заменена на графу «Обязательства по поставкам по заказам клиентов» — как прошлым, так и прогнозируемым.
140 |
Другое отличие состоит в том, что в подсчете будущего значения обязательств по поставкам порядок вычислений изменяется на обратный по сравнению с тем, что было для «производства-на-заказ». В «произ- водстве-на-заказ» спрос складывается с прогнозируемыми обязательствами по поставкам, а производство вычитается из них (в «производстве - на-склад» спрос вычитается из прогнозируемых запасов, а производство прибавляется к ним).
Вот алгоритм вычисления расчетных обязательств по поставкам:
Конечные обязательства за прошлый месяц (например: на конец
Сентября — 30) плюс
Новый прогноз заказов гм этот месяц (октябрь — 20) минус
Новый план операций на текущий месяц (октябрь — 20)
Равно
Конечные обязательства по поставкам на текущий месяц (октябрь — 30).
Мы применяли упрощенное вычисление для числа недель обязательств по поставкам:
Новый план производства/отгрузок (например: ноябрь — 21), деленный на 4 (число недель в месяце), равно Недельный план (5), деленное на
Конечные обязательства по поставкам (октябрь — 30),
Равно
Обязательства по поставкам в неделях (октябрь — 6).
В ШТУКАХ 4 НЕДЕЛИ |
ТОВАРНАЯ ГРУППА: БОЛЬШИЕ ИЗДЕЛИЯ («ПРОИЗВОДСТВО-НА-ЗАКАЗ») ЦЕЛЕВОЙ УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ: 99%
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ:
ЦЕЛЕВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОСТАВКАМ КЛИЕНТАМ'
Периоды Заказы |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Третьи 3 месяца |
Четвертые 3 месяца |
Итого за 12 месяцев |
Месяцы с 13-го по 18-й |
На конец финансового года |
Бизнес- План |
Старый прогноз |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
60 |
60 |
240 |
120 |
$1,8 млн |
$1,8 млн |
Новый прогноз |
20 |
20 |
20 |
22 |
24 |
24 |
72 |
72 |
274 |
142 |
$2,055 млн |
||||
Новый прогноз |
0 |
0 |
0 |
2 |
4 |
4 |
12 |
12 |
38 |
22 |
$255 тыс |
||||
Против старого Фактические заказы |
22 |
20 |
21 |
20 |
5 |
5 |
|||||||||
Отклонение |
2 |
0 |
1 |
||||||||||||
За месяц Отклонение нараста- |
2 |
3 |
|||||||||||||
Ющим итогом Производство/отгрузка |
|||||||||||||||
Старый план |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
60 |
60 |
240 |
120 |
||
Новый план |
20 |
21 |
22 |
24 |
24 |
24 |
72 |
77 |
284 |
142 |
|||||
Новый план |
0 |
1 |
2 |
4 |
4 |
4 |
12 |
17 |
Против старого Факт 20 |
20
0
Отклонение 0
За месяц
Отклонение нарастающим итогом
Обязательства по поставкам
30 |
Старый план Новый план Факт Обязатальства по поставкам (недель) Уровень обслуживания позаказно,% |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|||||||||||||
10%-ная граница во времени
Проблемы и допущения прогноза спроса
1. Прогноз отражает рост продаж благодаря укороченной длительности цикла поставки и вследствие возникших у конкурентов проблем
Проблемы поставок
1. Достичь уровня 4-недельных обязательств по поставкам до августа не сможем, потому что:
А) прогноз продаж увеличился,
Б) до июля не будет нового оборудования, которое необходимо для того, чтобы превзойти
Порог в 24 единицы в месяц___________________________________________________________
Иинзиауюїїзсіи ічхуиаоФ и и»иньоізи 'іліічннуїї » винуаодза^ z еяещ
И опять мы вам настоятельно рекомендуем то, что мы рекомендовали раньше: таблица должна быть настолько простой, насколько это возможно (что для «производства-на-заказ», что для «производства-на - склад»).
Часть II Реализация пилотного процесса |
Последнее замечание относительно таблицы «производства-на-за - каз»: в табл. 12.2 мы устанавливаем границу во времени в конце третьего месяца в будущее. Это названо «10%-ной границей во времени», что означает — объем производства в зоне первых 90 дней не должен изменяться более чем на 10%. Как и во всех случаях, когда речь идет о границах во времени, это замечание должно рассматриваться только как рекомендация, а не как жесткое правило. Это обычно означает, что невыполнение этой рекомендации ведет к значительным издержкам или другим неприятностям, так что решение в этом вопросе должно быть взвешенным и остается за руководителями.
Когда вы проектируете свои таблицы, вы, может быть, захотите воспользоваться проверочным листом. Он отражает моменты, которые, как нам кажется, важно учесть при составлении таблиц.
1. Стратегия выполнения заказов: «производство-на-заказ», «завер - шение-на-заказ», «производство-на-склад» и т. д.
2. Единица измерения.
3.
142 |
Целевой уровень обслуживания клиентов.
4. Целевой уровень запасов.
5. Фактические продажи и прогнозы.
6. Фактическое и плановое производство.
7. Фактический и плановый уровень запасов или обязательств по поставкам.
8. Фактический уровень обслуживания клиентов.
9. Финансовый план в сравнении с бизнес-планом.
10. Проблемы и допущения спроса и поставок.
Если вы отразили все эти моменты в таблице, то это уже подводит вас к хорошему старту. После этого подумайте, какие еще моменты, специфические для вашего бизнеса, следует отразить в этой таблице.
Почему таблицы охватывают такой большой горизонт? Какая выгода от составления прогноза на 15 или 18 месяцев вперед?
Первая причина: это важно для финансового планирования. Еще три причины таковы:
• Вам нужен как минимум 12-месячный «горизонт планирования», чтобы для текущего финансового года сравнить бизнес-план с финансовым планом объемного планирования продаж и операций.
Поэтому в начале финансового года нам нужно составлять прогнозы, которые «достигают» окончания финансового года.
• Планирование капитальных вложений должно простираться за пределы текущего финансового года. Планирование капитальных вложений не целиком, но в значительной мере опирается на объемное планирование продаж и операций.
• Вам нужно начинать работу над бюджетом за 3-6 месяцев до начала следующего финансового года. С этого момента вам требуется прогноз от 3 до 6 месяцев текущего финансового года и 12 месяцев следующего финансового года. Если у вас в процессе текущего бизнес-планирования есть такая прогнозная и плановая информация, то цикл бюджетного планирования становится менее трудоемким и, посмеем сказать, менее болезненным. В одной компании, с которой мы работали, президент признался, что для него одним из главных мотивов внедрения объемного планирования продаж и операций было желание освободить своих сотрудников от необходимости тратить огромное количество времени на бюджетное планирование и уделить больше времени таким важным вопросам, как обслуживание клиентов, разработка новых продуктов и гибкая, эффективная организация производства. Мы полностью это одобряем.
Кроме того, дальний горизонт планирования, конечно, позволяет менеджерам по операциям представить себе, какие мощности потребуются в будущем. Если каждый месяц в долгосрочной перспективе рассматривается ими на предмет потенциальных «узких мест», у них есть время обдумать ситуацию, проверить некоторые идеи и попробовать некоторые возможности перед тем, как принимать решения. Один наш «друг-пилот» сказал, что объемное планирование продаж и операций позволяет вам «приподнять голову из кокпита», чтобы посмотреть дальше в будущее.
И последнее. Мы слышали, как люди заявляют, что ввели процесс объемного планирования продаж и операций и горизонт планирования у них составляет 3 или 6 месяцев. Что сказать по этому поводу? Для нас это никакое не объемное планирование продаж и операций. Даже и близко к нему нет.
Не сбивает ли с толку такое большое количество информации на одной странице?
Такое возможно только тогда, когда таблица плохо спроектирована. При проектировании таблицы главное — уловить грань между включением в нее нужных элементов и включением ненужных. Однако благодаря широкому применению графиков таблицы теперь используются главным образом как запасное средство демонстрации и могут включать в себя больше деталей, чем 10 или 20 лет назад, когда графики широко еще не применялись.
Так ли уж необходимо просматривать все таблицы и графики на совещании руководства? И если нет, можно ли ограничиться только теми
группами продуктов, по которым были сделаны изменения и должны быть приняты решения?
Мы рекомендуем поначалу просматривать таблицы для всех групп продуктов. В них суть всего процесса. В них все основные вопросы спроса/поставок объединены вместе и могут быть рассмотрены в целом.
Часть II Реализация пилотного процесса |
Мы рекомендуем в первый год или около того использования объемного планирования продаж и операций просматривать таблицы для всех групп продуктов. Потом, когда вы станете профессионально разбираться в процессе, вам может показаться, что можно его ускорить, и вы попробуете включать группы продуктов по признаку исключения. Но будьте внимательны, не отвергайте и противоположную точку зрения — может быть, лучше рассматривать все.
Много раз в своей практике нам приходилось видеть, как группа объемного планирования продаж и операций изучает таблицы для тех групп продуктов, где не произошло никаких перемен, но произошли позитивные сдвиги. Рассмотрение таблиц служит толчком для начала дискуссии, в ходе которой могут быть подмечены такие возможности, которые раньше выпадали из поля зрения, а теперь могут быть проанализированы и могут послужить основанием для последующих действий.
144 |
Наш друг Дин Сметана из дивизиона Newell-Rubbermaid компании Sanford/Sharpie сказал: «Ценность объемного планирования продаж и операций не только в том, что оно помогает решать проблемы, а также и в том, что оно помогает увидеть возможности».